дело №2-99/2011г. РЕШЕНИЕ от 10.03.2011г. о взыскании единовременного пособия на детей



Гр. дело №2- 99/2011

(Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2011 года)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Талица 10 марта 2011 года

Талицкий районный суд Свердловской области

в составе судьи Шихалевой Е.Л.

при секретаре Кузьминых Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сусловой С.Г. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Талицкого района о взыскании единовременного пособия на детей,

у с т а н о в и л:

Суслова С.Г. обратилась с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Талицкого района (УСЗН Талицкого района) о взыскании единовременного пособия на детей, мотивируя тем, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УСЗН Талицкого района истец была назначена опекуном несовершеннолетних детей (внуков): С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Опека над детьми была назначена в связи с тем, что родители детей находились в розыске, и длительное время уклоняются от воспитания и содержания своих малолетних детей.

При передаче детей на воспитание в семью истцу полагалось единовременное пособие. Но в связи с тем, что родители детей не были лишены и не ограничены в родительских правах, не были признаны безвестно отсутствующими, УСЗН Талицкого района истцу было отказано в назначении и выплате данного вида пособия, было рекомендовано лишить родителей детей родительских прав и до истечения срока 6 месяцев со дня передачи детей в семью, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, обратиться вновь, предоставив решения суда.

Истцом были поданы заявления о лишении родительских прав родителей детей.

В <данные изъяты> году Талицким и Тюменским районными судами были вынесены решения о лишении родительских прав С.Н.С., Б.Л.С., Б.И.А. Решения вступили в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УСЗН Талицкого района опека над детьми была прекращена, но по решению суда истец восстановилась в правах и с ДД.ММ.ГГГГ продолжает исполнять обязанности опекуна детей (внуков).

Однако, по независящим от истца причинам ДД.ММ.ГГГГ срок предоставления заявления на назначение единовременного пособия истек, поэтому специалисты УСЗН Талицкого района в назначении и выплате отказали.

Просит взыскать с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Талицкому району единовременное пособие на детей: С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере <данные изъяты>. на каждого ребенка, всего - <данные изъяты>.

В судебном заседании Суслова С.Г. на заявленных требованиях настаивала, при этом пояснила, что с <данные изъяты> года она является опекуном 5 малолетних детей. Однако при назначении опеки она письменного заявления о назначении единовременного пособия не писала, но в устной форме в УСЗН за выплатой единовременного пособия на детей обращалась. Ей было разъяснена необходимость представления пакета документов для принятия решения о начислении указанного пособия, а именно необходимы решения суда о лишении родителей родительских прав. Такие решение судами были приняты и вступили в законную силу только в конце <данные изъяты> года и начале <данные изъяты> года. После чего, Суслова С.Г. обратилась с устным заявлением, но получила ответ, что она пропустила 6 месячный срок обращения с заявлением, в связи с чем письменное заявление она не подавала. В дальнейшем она длительное время в связи с травмой болела. В апреле <данные изъяты> года у нее были отобраны дети, приказом ответчика она была отстранена от обязанностей опекуна. Решением Талицкого районного суда она восстановлена в правах опекуна, дети ей возвращены. В <данные изъяты> году она обратилась в Талицкий районный суд о взыскании единовременного пособия, ей было отказано по причине не подачи письменного заявления. После обращения с письменным заявлением решением ответчика ей было отказано в начислении и выплате единовременного пособия на детей в связи с пропуском срока и наличием решения Талицкого районного суда об отказе в иске. Истец полагает, что сроки обращения ею пропущены не были, т.к. она устно обращалась за получением указанного пособия. Также указывает, что пропустила срок обращения с заявлением в письменном виде по уважительным причинам.

Представитель ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Талицкого района Шкабой М.В. действующая на основании доверенности, исковые требования Сусловой С.Г. не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Управления Суслова С.Г. была назначена опекуном своих внуков. Опека над детьми была назначена в связи с тем, что родители детей длительное время уклонялись от воспитания и содержания своих несовершеннолетних детей. В мае 2009г. при установлении опеки, специалистами Управления Сусловой С.Г. была дана подробная консультация о порядке назначения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью с разъяснением, какие документы необходимы и что нужно сделать, чтобы их получить. Суслова С.Г. с заявлением и всеми необходимыми документами для назначения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в Управление не обращалась. С указанным заявлением истец обратилась в ноябре <данные изъяты> года, т.е. по истечении 6 месячного срока, который является пресекательным и восстановлению не подлежит. На этом основании истцу было отказано в назначении единовременного пособия. Просит прекратить производство по делу, поскольку имеется решение суда, вступившее в законную силу, принятое между теми же сторонами и о том же предмете, по тем же основаниям.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.11 ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008г. №48-ФЗ опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Статьей 3 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливаются виды государственных пособий, в том числе единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Статья 12.1. вышеназванного закона предусматривает право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, с ДД.ММ.ГГГГ Суслова С.Г. является опекуном малолетних детей (внуков): С., С., С., Б., Б.

Данные обстоятельства подтверждаются приказом Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Талицкого района от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого Суслова С.Г. назначена опекуном малолетних детей С., С., С., Б., Б., так как родители детей длительное время уклоняются от воспитания и содержания своих малолетних детей, а также находятся в розыске как утратившие связь с родственниками (л.д. 46 ).

При передаче детей на воспитание в семью, Суслова С.Г. единовременное пособие на детей не получала, что подтверждается согласованными пояснениями сторон и справкой о количестве дел получателей единовременного пособия при передаче на воспитание в семью. (л.д.12).

Согласно приказа Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Талицкого района от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетние дети: С., С., С., Б., Б. были отобраны у опекаемой Сусловой С.Г. в связи с ненадлежащим исполнением опекуном своих обязанностей (л.д.48-50). Приказом Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Талицкого района от ДД.ММ.ГГГГ № Суслова С.Г. от обязанностей опекуна малолетних детей была отстранена.

Решением Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ действия Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области-Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Талицкому району об отстранении Сусловой С.Г. и отобрании у нее детей признаны незаконными. ( л.д. 52-56)

Приказом Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Суслова С.Г. восстановлена в качестве опекуна малолетних детей (л.д.51).

Как следует из справки Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Суслова С.Г. не получала единовременное пособие при передаче внуков на воспитание в семью (л.д. 45).

Таким образом, судом установлено, что 5 малолетних детей с момента рождения проживают в семье истца. В <данные изъяты> году истец назначена их опекуном и приобрела право на единовременное пособие при передаче детей на воспитание в ее семью.

Данное право истца предусмотрено федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В соответствии с п.30,31,33,55 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются: заявление о назначении пособия; копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью помимо документов, указанных в пункте 30 настоящего Положения, представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Из представленных документов следует, что с письменными заявлениями о выплате единовременного пособия на детей истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.40-45).

Решениями ответчика в выплате ей было оказано в связи с пропуском срока обращения и наличием решения Талицкого районного суда об отказе в взыскании единовременного пособия на детей ( л.д.12-16).

Суд находит принятые ответчиком решения незаконными и не обоснованными.

Так, суд не соглашается с доводами ответчика о том, что истец пропустила установленные сроки обращения за указанным выше пособием, т.к. данный срок не является пресекательным и не является сроком исковой давности.

Факт устного обращения истца за единовременным пособием на детей не оспаривается ответчиком и подтверждается карточкой учета устного приема граждан от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что Суслова С.Г. обращалась к ответчику с вопросом о порядке и условии назначения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, где ей было разъяснено, что необходимо предоставить документы, подтверждающие об отсутствии родителей или невозможности воспитания ими детей, а также был перечислен перечень этих документов, и был указан срок подачи заявления с приложенными документами.

Кроме того, истец настаивала, что обращалась за единовременным пособием и в августе <данные изъяты> года и данный довод истца, ответчиком не опровергнут.

Довод ответчика о том, что не было представлено своевременно письменное заявление, не свидетельствует о факте не обращения истца за названным пособием.

Более того, истец, имея с ДД.ММ.ГГГГ ( день назначения опекуном) законное право на пособие, не могла реализовать его по уважительным причинам.

Истец не бездействовала, занималась сбором необходимых документов, в том числе обращалась с исками в суды общей юрисдикции для разрешения вопросов о лишении родительских прав родителей детей, преданных ей под опеку, что повлекло за собой длительные временные затраты.

Решения по данным вопросам Талицким и Тюменским судами приняты в ноябре <данные изъяты> года и январе <данные изъяты> года, что подтверждается согласованными пояснениями сторон, исследованными в суде материалами отказных дел в назначении истцу единовременного пособия.

ДД.ММ.ГГГГ истец незаконно отстранялась от обязанностей опекуна малолетних детей, ДД.ММ.ГГГГ восстановлена в правах опекуна, в том числе на получение единовременного пособия при передаче детей на воспитание в ее семью.

Факт незаконного отстранения от обязанностей опекуна препятствовал истцу обратиться с письменным заявлением о назначении и выплате единовременного пособия.

Судом также признаются как уважительные и учитываются такие причины длительного не обращения с письменным заявлением с необходимым пакетом документов к ответчику для назначения пособия как дальность ее проживания от г. Талица ( место нахождения УСЗН), состояние здоровья истца в период с апреля по август <данные изъяты> года ( л.д. 35-39).

Для реализации своего права на пособие, истец обращалась в суд о взыскании пособия с ответчика.

Решением Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было в иске отказано. Данное основание ответчик приводит как довод для отказа в назначении пособия.

Вместе с тем, суд находит, что ссылка ответчика на данное решение как вынесенное по тем же основаниям о том же предмете между теми же сторонами, не состоятельна.

Тождество иска определяется двумя его составными частями - предметом и основанием при совпадении субъектного состава. Предмет иска - это конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, вытекающее из спорного правоотношения. Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает материально-правовое требование к ответчику, обстоятельства (создающие, изменяющие права и обязанности сторон или же препятствующие возникновению прав и обязанностей), из которых вытекает право требования истца и на которых истец их основывает. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Изменение основания может предполагать как увеличение количества фактов, подтверждающих притязания истца, так и замену их другими, обеспечивающими защиту заявленных требований.

В данном случае полного тождества не имеется, т.к. основания поданных истцом исков в первом и настоящем случае различны.

Судом было отказано в удовлетворении иска по причине отсутствия письменного обращения истца для назначения единовременного пособия.

Настоящий иск Сусловой заявлен по иным основаниям, т.к. имеется как письменное заявление истца, так и решение ответчика об отказе в его удовлетворении.

В связи с чем, прекращение производства по делу в силу процессуального закона невозможно, дело по иску подлежит рассмотрению по существу.

Более того, то обстоятельство, что истцу было отказано решением суда в иске, не лишает ее законного права на получение единовременного пособияпри передаче детей на воспитание в ее семью.

Суд, признавая право истца на получение единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью, принимает во внимание, что выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей относится к числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей. Единая система таких пособий, установленная Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включающая в себя единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, призвана обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Данный принцип ответчиком нарушен.

Требования истца о взыскании пособия подлежат удовлетворению.

Поскольку, указанная мера материальной поддержки материнства, отцовства и детства является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субвенций, а Функции контроля за целевым расходованием субъектами Российской Федерации предоставленных за счет средств Федерального фонда компенсаций субвенций осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Талицкого района является надлежащим ответчиком.

При решении вопроса о размере единовременного пособия подлежащего взысканию, суд, с учетом согласия ответчика с заявленным размером, находит заявленный истцом размер <данные изъяты>. на каждого ребенка, всего - <данные изъяты> соответствующим требованиям ст. 4.2.,ст. 12.2 "Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей". Указанные суммы находит подлежащими взысканию.

В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При подаче истец должен был заплатить государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Определением Талицкого районного суда (л.д.19) истцу был уменьшен размер государственной пошлины до <данные изъяты> рублей. Согласно квитанции (л.д.3) истцом при подаче искового заявления уплачена госпошлина в указанном размере <данные изъяты> рублей, которая подлежит возмещению в ее пользу, остальная часть в размере <данные изъяты>. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.

Руководствуясь ст. 12, 56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Сусловой С.Г. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Талицкого района о взыскании единовременного пособия на детей в сумме <данные изъяты>. удовлетворить.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Талицкого района в пользу Сусловой С.Г. единовременное пособие на детей: С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере <данные изъяты>. на каждого ребенка, всего - <данные изъяты>., а также расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты>.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Талицкого района государственную пошлину в размере <данные изъяты>. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством в лице УФК по Свердловской области ( Межрайонная ИМНС № 11 по Свердловской области).

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд.

Судья подпись Е.Л. Шихалева