Гражданское дело № 2-377/2012 Решение от 29.06.2012 по иску об определении хозяйствущего субъекта.



                                                                                 Гр.дело № 2-377/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

г.Талица          29 июня 2012г.                                                                                                  

Талицкий районный суд Свердловской области

в составе судьи Шихалевой Е.Л.

при секретаре Шимолиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа об определении хозяйствующего субъекта,

установил:

Прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, главе Талицкого городского округа, администрации Талицкого городского округа об обязании ликвидировать свалку твердых и жидких бытовых отходов, мотивируя тем, что прокуратурой Талицкого района проведена проверка по обращению заместителя министра природных ресурсов Свердловской области по фактам размещения свалок несанкционированного размещения отходов на территории Талицкого района.

Проверкой установлена свалка твердых и жидких бытовых отходов, расположенная в 0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034" в.д. Площадь свалки составляет 1,0 га. На момент обследования планировка (буртовка) свалки не проведена, изоляция грунтом не проводится. Территория свалки не огорожена, не обвалована и не оканавлена. Аншлага с обозначением направления к свалке и указанием расстояния нет, въезд шлагбаумом не оборудован. Свалка на территориальные части (зоны): хозяйственно-бытовую и производственную не разделена. Освещение не предусмотрено, контрольных скважин нет. Твердые бытовые отходы складируются навалом, в смеси.

На свалке размещены твердые отходы 4 и 5 класса опасности в количестве 40,1 тонн, жидкие бытовые отходы 5 класса опасности - 300 тонн.

В настоящее время хозяйствующий субъект, эксплуатирующий объект размещения отходов в с. Казаковское, не определён. Свалка ТБО, с. Казаковское является бесхозным объектом. Документы на право землепользования отсутствуют, земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения.

Проект на свалку не разработан, проекта рекультивации на свалку нет. Гидрогеологическое и санитарно-эпидемиологическое заключения не получены. Проект санитарно защитной зоны объекта размещения отходов отсутствует.

Согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 6 Устава Талицкого городского округа принятого Решением Талицкой районной Думы 02.06.2005 года № 396, зарегистрированного распоряжением Правительства Свердловской области 18.07.2005года № 871 РП, к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов в соответствии с Уставом Талицкого городского округа возлагается на органы местного самоуправления.

На Главу городского округа возлагается обязанность по обеспечению осуществления органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Глава городского округа назначает на должность и освобождает от должности руководителя Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства, принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначаемым им должностным лицам местного самоуправления (п.п. 6, п.п. 7 п. 4 ст. 28 Устава). На Главу администрации городского округа возлагается обязанность по организации и обеспечению исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (п. п. 9, п. 6, ст. 29.1 Устава)

На Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства возлагается обязанность организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. п. 6, п. 4, ст. 36 Устава)

На администрацию городского округа возлагается обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, (п. 15, 20, 30 ст. 31 Устава)

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Ввиду того, что установить собственника твердых бытовых отходов, относящихся к 4-5 классам отходов не представляется возможным, а так же учитывая высокую опасность для среды обитания, считаю необходимым возложить на органы местного самоуправления Талицкого городского округа обязанность ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

При невыполнении вышеназванных требований закона по ликвидации несанкционированного размещения отходов, нарушаются конституционные права граждан (жителей с. Казаковское), неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Нарушение интересов государства выразилось, в том, что несанкционированное размещение отходов расположено в непосредственной близости к землям лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация и имеется вероятность возникновением лесного пожара.

Просит обязать администрацию Талицкого городского округа, главу Талицкого городского округа, Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ликвидировать свалку твердых и жидких бытовых отходов, расположенную в 0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034 " в.д., площадью 1,0 га.

В ходе подготовки дела к слушанию прокурор уточнил исковые требования, представив уточненное исковое заявление в котором просит обязать администрацию Талицкого городского округа, главу Талицкого городского округа, Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ТГО, Управление по регулированию имущественных и земельных отношений ТГО определить хозяйствующего субъекта, ответственного за эксплуатацию свалки твердых и жидких бытовых отходов, расположенной в      0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034 " в.д., площадью 1,0 га. (л.д.34).

В ходе подготовки к судебному заседанию от помощника прокурора Микушина Е.С. поступило письменное заявление

-об отказе от требования об обязании администрации Талицкого городского округа, главы Талицкого городского округа, Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ликвидировать свалку твердых и жидких бытовых отходов, расположенную в 0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034 " в.д., площадью 1,0 га.

-об отказе от иска к ответчикам администрации Талицкого городского округа, главе Талицкого городского округа об определении хозяйствующего субъекта, ответственного за эксплуатацию свалки твердых и жидких бытовых отходов (л.д.52).

Отказ от иска в этой части судом принят. Производство по делу в этой части прекращено.

В судебное заседание помощник прокурора не явился, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.59).

Представитель ответчика УТЭК ЖКХ и Ст ТГО, извещенный надлежащим образом и в срок, в судебное заседание не явился (л.д.50-51).

Представитель УРИЗО ТГО - Стражкова Н.А., просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.60)

Представитель третьего лица - Казаковской управы ТГО, извещенный надлежащим образом и в срок, в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит исковое требование об определении хозяйствующего субъекта, ответственного за эксплуатацию свалки твердых и жидких бытовых отходов подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Рассматривая требование об определении хозяйствующего субъекта, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки 14.03.2012 года установлена свалка твердых и жидких бытовых отходов (код объекта 790 ), расположенная в 0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034 " в.д., площадью 1,0 га.

Свалка размещена на территории Казаковской Управы администрации ТГО.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются экспертным заключением ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» №40 от 14.03.2012 (л.д.4-10).

Из экспертного заключения ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» №40 от 14.03.2012 следует, что свалка твердых и жидких бытовых отходов с. Казаковское является бесхозным объектом (л.д.6).

Согласно ст. 5 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Согласно ч. 3 ст. 8 приведенного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 приведенного Закона лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно ст.2 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно ст.12 указанного Закона, лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Из материалов дела следует, что указанная свалка твердых и жидких бытовых отходов (код объекта 790) имеет IV - V класс опасности, в связи с чем на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов требуется лицензирование.

Эксплуатировать свалку твердых и жидких бытовых отходов (код объекта 790) может хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на данные виды деятельности.

П. 10, п.12 ст.6 Устава Талицкого городского округа предусматривается, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу ст. 36 Устава ТГО, Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее - Управление архитектуры, градостроительства и ЖКХ) является функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.

К полномочиям Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства относится, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пп.6 п.4)

Расходы на осуществление деятельности Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов (п.6).

В силу ст. 34 Устава ТГО, Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа (далее - Управление по регулированию имущественных и земельных отношений) является функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Управление по регулированию имущественных и земельных отношений обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.

К полномочиям Управления по регулированию имущественных и земельных отношений относится, в том числе осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции; осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и настоящим Уставом;

Расходы на обеспечение деятельности Управления по регулированию имущественных и земельных отношений осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Сторонами не оспаривается, что Казаковская управа администрации Талицкого городского округа такой лицензии не имеет, в связи с чем необходимо определить хозяйствующий субъект ответственный за эксплуатацию свалки твердых и жидких бытовых отходов (код объекта 790).

Постановлением администрации Талицкого городского округа «Об обустройстве, содержании и эксплуатации свалок твердых и жидких бытовых отходов на территории населенных пунктов Талицкого городского округа» от 30.05.2012г. №204, постановлено: утвердить перечень свалок твердых и жидких бытовых отходов, расположенных на территории Талицкого городского округа. Начальнику УРИЗО ТГО провести межевание земельных участков по существующим свалкам - до 01.10.2012г. Начальнику УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО определить организации, хозяйствующие субъекты по содержанию и эксплуатации свалок твердых и жидких бытовых отходов - до 01.08.2012г. (л.д.50-51).

Согласно отзыву, УРИЗО ТГО просили установить срок для проведения межевания земельных участков по существующим свалкам твердых и жидких бытовых отходов согласно перечню прилагаемому к постановлению, а также для соблюдения норм земельного кодекса при предоставлении земельных участков 7 месяцев.

Данные доводы суд принимает во внимание и считает возможным предоставить срок до 01.01.2013 года.

Таким образом, обязанность по обустройству, содержанию и эксплуатации свалок твердых и жидких бытовых отходов на территории населенных пунктов Талицкого городского округа распределены между УРИЗО ТГО и УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО, обе организации отвечают за эти обязанности, в связи с чем требование об определении хозяйствующего субъекта подлежит удовлетворению, необходимо обязать УРИЗО ТГО и УТЭК, ЖКХ и СТ ТГО определить хозяйствующего субъекта, ответственного за эксплуатацию свалки твердых и жидких бытовых отходов (код объекта 790), расположенной в 0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034 " в.д., площадью 1,0 га. за счет средств Талицкого городского округа, в срок до 01.01.2013 года.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа об определении хозяйствующего субъекта, удовлетворить.

Обязать Управление топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа определить хозяйствующего субъекта, ответственного за эксплуатацию свалки твердых и жидких бытовых отходов (код объекта 790), расположенной в 0,7 км южнее с. Казаковское, на расстоянии 2,0 км на север от реки Беляковка. Географические координаты: 56° 39. 226 " с. ш., 63° 44. 034 " в.д., площадью 1,0 га. за счет средств Талицкого городского округа, в срок до 01.01.2013 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья             Е.Л. Шихалева