Дело №2-380/2012 Мотивированное решение составлено 06 июля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 июля 2012 года г.Талица Талицкий районный суд Свердловской области в составе: судьи Баклановой Н.А. при секретаре Мукашевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Трехозерской управе Талицкого городского округа об обязании ликвидировать свалку жидких бытовых отходов у с т а н о в и л: Прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании ликвидировать свалку жидких бытовых отходов, мотивируя тем, что прокуратурой Талицкого района проведена проверка по обращению заместителя министра природных ресурсов Свердловской области по фактам размещения свалок несанкционированного размещения отходов на территории Талицкого района. Проверкой установлена свалка жидких бытовых отходов, расположенная в 1,2 км восточнее д. Трехозерная, на расстоянии 1,0 км на север от озера Среднее. Географические координаты: 56° 37. 834 " с. ш. 63°37. 458" в.д. Площадь свалки составляет 0,05 га. На момент обследования планировка (буртовка) свалки не проведена, изоляция грунтом не проводится. Территория свалки не огорожена, не обвалована и не оканавлена. Аншлага с обозначением направления к свалке и указанием расстояния нет, въезд шлагбаумом не оборудован. На свалке размещены жидкие бытовые отходы 5 класса опасности в количестве 3876 тонн. В настоящее время хозяйствующий субъект, эксплуатирующий объект размещения отходов в д. Трехозерная, не определён. Свалка ТБО, д. Трехозерная является бесхозным объектом. Документы на земельный участок отсутствуют. Проект на свалку не разработан, проекта рекультивации на свалку нет. Гидрогеологическое и санитарно-эпидемиологическое заключения не получены. Проект санитарно защитной зоны объекта размещения отходов отсутствует. Согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 1Э1-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 6 Устава Талицкого городского округа принятого Решением Талицкой районной Думы 02.06.2005 года № 396, зарегистрированного распоряжением Правительства Свердловской области 18.07.2005года № 871 РП, к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов в соответствии с Уставом Талицкого городского округа возлагается на органы местного самоуправления. На Главу городского округа возлагается обязанность по обеспечению осуществления органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Глава городского округа назначает на должность и освобождает от должности руководителя Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства, принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначаемым им должностным лицам местного самоуправления (п.п. 6, п.п. 7 п. 4 ст. 28 Устава). На Главу администрации городского округа возлагается обязанность по организации и обеспечению исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (п. п. 9, п. 6, ст. 29.1 Устава) На Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства возлагается обязанность организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. п. 6, п. 4, ст. 36 Устава) На администрацию городского округа возлагается обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, (п. 15, 20, 30 ст. 31 Устава) В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Ввиду того, что установить собственника твердых бытовых отходов, относящихся к 4-5 классам отходов не представляется возможным, а так же учитывая высокую опасность для среды обитания, считаю необходимым возложить на органы местного самоуправления Талицкого городского округа обязанность ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. При невыполнении вышеназванных требований закона по ликвидации несанкционированного размещения отходов, нарушаются конституционные права граждан (жителей д. Трехозерная), неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. Нарушение интересов государства выразилось, в том, что несанкционированное размещение отходов расположено в непосредственной близости к землям лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация и имеется вероятность возникновением лесного пожара. В соответствии с ч. 1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающих из экологических правоотношений. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Талицкого городского округа, главу Талицкого городского округа, Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ликвидировать свалку жидких бытовых отходов, расположенную в 1,2 км восточнее д. Трехозерная, на расстоянии 1,0 км на север от озера Среднее. Географические координаты: 56° 37. 834 " с. ш. 63°37. 458" в.д., площадью 0,05 га. Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечена Трехозерская управа Талицкого городского округа. В судебном заседании помощник прокурора Талицкого района Микушин Е.С. на удовлетворении требования настаивал, подтвердив изложенные в исковом заявлении доводы. Представитель ответчиков администрации Талицкого городского округа, главы Талицкого городского округа Шаферова Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала. Пояснила суду, что для ликвидации свалки необходимо проведение ряда организационных мероприятий, требующих длительного периода времени порядка семи месяцев, просит суд учесть указанное обстоятельство при вынесении решения. В суд представлен письменный отзыв (л.д.25-26). Представитель ответчика Трехозерской управы Талицкого городского округа Начальник управы Стенин В.Г. против удовлетворения иска не возражал, пояснил суду, что объемы свалки незначительные, не приносят вреда окружающей среде, в суд представлен письменный отзыв (л.д.30). В судебное заседание не явился представитель ответчика Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.51). Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.12 указанного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки 19.03.2012 года обнаружена свалка жидких бытовых отходов, расположенная в 1,2 км восточнее д. Трехозерная, на расстоянии 1,0 км на север от озера Среднее. Географические координаты: 56° 37. 834 " с. ш. 63°37. 458" в.д. Площадь свалки составляет 0,05 га. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются, подтверждаются экспертным заключением №43 по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» (л.д.4-7), техническим отчетом об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2011 год (л.д.8-10), схемой расположения несанкционированной свалки жидких бытовых отходов (л.д.53-54). Как следует из указанного экспертного заключения, документы на право землевладения (землепользования) на объект размещения отходов (свалку жидких бытовых отходов, д.Трехозерная) не оформлены, хозяйствующий субъект не определен, на свалке размещаются отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, территория по периметру не обвалована, не огорожена (л.д.4-7). Сведений, что на территории Трехозерской управы оборудован в установленном законом порядке полигон бытовых отходов, суду не представлено. Следовательно, размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. При указанных обстоятельствах, свалка подлежит ликвидации. В силу п.1, п.24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Как следует из Устава Талицкого городского округа, к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (ст.6 Устава). Как следует из Устава Талицкого городского округа, Глава Талицкого городского округа обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области; назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов местного самоуправления (п. 4 ст. 28 Устава). Как следует из Положения об Управлении топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства, Управление организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п.3.27). Как следует из Устава Талицкого городского округа, к полномочиям администрации городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст.31 Устава). Как следует из Устава Талицкого городского округа, к полномочиям территориальных органов администрации городского округа относится организация наведения санитарного порядка, сбора и вывоза бытовых отходов, благоустройства и озеленения… (ст.32 Устава). Территориальными органами администрации городского округа являются, в том числе, Трехозерская управа, осуществляющая деятельность на территории д.Трехозерная (ст.30 Устава). На основании изложенного, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ответчиков. Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, р е ш и л: Исковые требования прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа, Главе Талицкого городского округа, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Трехозерской управе Талицкого городского округа об обязании ликвидировать свалку жидких бытовых отходов удовлетворить. Обязать Главу Талицкого городского округа, администрацию Талицкого городского округа, Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа, Трехозерскую управу Талицкого городского округа ликвидировать свалку жидких бытовых отходов, расположенную в 1,2 км восточнее д. Трехозерная, Талицкого района, Свердловской области, на расстоянии 1,0 км на север от озера Среднее в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Бакланова Н.А.