Дело №2-357/2012 Мотивированное решение составлено 02 июля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июня 2012 года г.Талица Талицкий районный суд Свердловской области в составе: судьи Баклановой Н.А., при секретаре Мукашевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дымура О.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области- Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Талицкому району (ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Талицкому району) о признании стажа работы в колхозе имени Куйбышева в качестве воспитателя детских яслей льготным, о признании права на получение мер социальной поддержки у с т а н о в и л: Дымура О.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Талицкому району, председателю комитета профкома народного образования по Талицкому району ФИО2 о признании стажа работы в колхозе имени Куйбышева в качестве воспитателя детских яслей, мотивируя тем, что проработала в колхозе им.Куйбышева воспитателем в детяслях в старшей группе, куда входили дети с 3-х до 7 лет, а Управление социальной защиты отказали в зачете льготного стажа за период с января 1959 г. по 1 марта 1961 года, и истец лишена возможности получать коммунальные льготы как работник народного образования, хотя есть выписка из архива из книги учета трудодней колхоза им.Куйбышева за период с января 1959 г. по февраль 1961 года, где указано, что работала в детсаде. Просит признать стаж работы в колхозе имени Куйбышева в качестве воспитателя детяслей за период работы с января 1959 г. по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 2 года 2 месяца, льготным. В последующем истец отказалась от исковых требований к председателю комитета профкома народного образования по Талицкому району ФИО2, производство по делу в указанной части прекращено. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в суд с исковым заявлением к ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Талицкому району о признании за ней права на получение мер социальной поддержки как работника народного образования. В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала. Представитель ответчика Пелевина Н.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, в суд представлены письменные отзывы, где ответчик указывает, что меры социальной поддержки устанавливаются Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» за №26-ОЗ от 16.07.1998 года для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет, стаж работы истца составляет 8 лет 2 месяца (л.д.15,34). Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 35 Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» за №26-ОЗ от 16.07.1998 года педагогические работники образовательных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях областных государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, настоящим Областным законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки: 1) компенсация нанимателю и (или) члену семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, 100 процентов расходов на оплату пользования жилым помещением и 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо компенсация собственнику и (или) члену семьи собственника жилого помещения в многоквартирном доме 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) компенсация 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления). Для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Областным законом устанавливаются меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 1 и 2 части второй настоящего пункта. Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, указанных в подпунктах 1 и 2 части второй настоящего пункта, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. N 1558-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, согласно которому право на компенсацию расходов имеют педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководящие работники образовательных учреждений, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом (п.4), назначение компенсаций расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.5), лицам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной защиты населения по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки (ч.2 п.7). Как установлено в судебном заседании, истец в период с мая 1959 года по февраль 1961 года (один год десять месяцев) работала в должности воспитателя детских яслей в колхозе им.Куйбышева Зарубинского сельского совета Свердловской области. Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д.8), копиями лицевых счетов истца из книг учета трудодней членов колхоза за 1959-1961 годы (л.д.41-50), показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 (л.д.27-28). Как следует из копии трудовой книжки истца, стаж работы в качестве члена колхоза им.Куйбышева составляет два года два месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Как следует из копий лицевых счетов истца из книг учета трудодней членов колхоза им.Куйбышева за 1959-1961 годы, истец работала в детских яслях в период с мая 1959 года по февраль 1961 года (л.д.41-50). Как пояснила свидетель ФИО5, она проживала в д.Зарубина, истец работала воспитателем в детском саду в д.Зарубина колхоза им.Куйбышева. Также в этот период времени свидетель обучалась в школе ФЗО г.Свердловска с ДД.ММ.ГГГГ по май 1960 года. До отъезда свидетеля на учебу истец работала воспитателем, потом работала в этом же садике заведующей (л.д.27). Как пояснила свидетель ФИО6, с 1956 года она работала учителем начальных классов в Зарубинской начальной школе. Истец работала в колхозе воспитателем детского сада в д.Зарубина с 1959 по 1961 год. Какой это был колхоз в тот период, свидетель не помнит, потому что колхозов у них тогда было много, присоединяли то к одним, то к другим. О том, что истец работала воспитателем, ей было известно, потому что они проживали с истцом в одной деревне, а дети после детского сада приходили учиться в их школу (л.д.27). Как пояснил свидетель ФИО7, он проживал в д.Зарубина, они с истцом работали в колхозе им.Куйбышева, в 1959-1961 годах она работала в садике д.Зарубина воспитателем. Он помнит об этом, потому что в этом детском саду работала поваром его мама ФИО8 и он часто там бывал (л.д.27 оборот). Как пояснил свидетель ФИО9, он проживал в д.Зарубина со дня рождения и до 1972 года. Они с истцом проживали по соседству, работали в одном колхозе им.Куйбышева, истец работала заведующей детского сада в колхозе с 1961 года, он работал кузнецом(л.д.27-28). На основании вышеизложенного, требования истца о признании периода работы воспитателем в детских яслях колхоза им.Куйбышева с мая 1959 года по февраль 1961 года включительно (один год десять месяцев) подлежат удовлетворению. При указанных обстоятельствах, общий стаж работы истца в должности педагогического работника образовательного учреждения составляет десять лет. Следовательно, истец имеет право на получение мер социальной поддержки как работник образования. Доводы ответчика, что установленные Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» за №26-ОЗ от 16.07.1998 года меры социальной поддержки на истца не распространяются, поскольку указанные меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, тогда как спорный период работы истца в качестве воспитателя детских яслей колхоза им.Куйбышева, относится к работе в дошкольном учреждении ведомственного подчинения, не являющимся государственным или муниципальным, суд находит несостоятельными. Согласно пунктам "е", "ж", "к" статьи 72 и пунктов 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"). В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» за №26-ОЗ от 16.07.1998 года и Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. N 1558-ПП установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, и пенсионерам из их числа, тогда как Закон Российской Федерации "Об образовании" таких ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки. В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Учитывая право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и то, что данное право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшение объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено, то установление педагогическим работникам в сельской местности ограничений на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, по сути ухудшает их положение, что противоречит статье 153 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия предоставления не могут быть ухудшены. Приведенная правовая позиция соответствует определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется. Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, р е ш и л: Исковые требования Дымура О.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Талицкому району (ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по Талицкому району) о признании стажа работы в колхозе имени Куйбышева в качестве воспитателя детских яслей льготным, о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить. Признать стаж работы Дымура О.Н. воспитателем в детских яслях колхоза им.Куйбышева Зарубинского сельского совета Свердловской области в период с мая 1959 года по февраль 1961 года включительно (один год десять месяцев) льготным. Признать за Дымура О.Н. право на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику образовательного учреждения согласно Закону Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» за №26-ОЗ от 16.07.1998 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.А. Бакланова