решение по гражданскому делу



Гр. дело № 2-75/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А., при секретаре Жильцовой А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилкомсервис» <адрес>, МУП «Коммунальный сервис» Вербилки», Администрации городского поселения Вербилки и третьим лицам <адрес> и Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу о понуждении к совершению действий по ремонту очистных сооружений,

У С Т А Н О В И Л :

Талдомский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП « Жилкомсервис» <адрес>, МУП «Коммунальный сервис Вербилки», Администрации городского поселения Вербилки и третьим лицам <адрес> и Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу об обязании провести ремонт очистных сооружений в <адрес>, а именно: произвести ремонт приемной камеры, заменить действующие песколовки на песколовки с большей производительностью, заменить песковод, очистить и произвести ремонт всех емкостных сооружений, заменить эрлифты, заменить илопровод избыточного ила.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2, настаивая на иске, суду пояснила, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды МУП «Жилкомсервис Вербилки», проведенной Департаментом Росприроднадзора по центральному федеральному округу, выявлены нарушения правил охраны водных объектов, которые могут повлечь их засорение и истощение. МУП «Жилкомсервис» являлось, а МУП «Коммунальный сервис Вербилки» является эксплуатирующей организацией очистных сооружений <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены нарушения правил охраны водных объектов, допущенных при эксплуатации очистных сооружений в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» <адрес> было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт для оптимизации работы очистных сооружений в <адрес> в соответствии с техническим регламентом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Жилкомсервис» <адрес> была проведена проверка Департаментом Росприроднадзора, в ходе которой установлено, что предписание не выполнено. Очистные сооружения находятся в аварийном состоянии : приемная камера частично разрушена, наблюдаются протечки из камеры, песколовки не выполняют свою функцию по осаждению песка по причине малой производительности, все емкостные сооружения забиты осадком и гниющим илом, эрлифы находятся в нерабочем состоянии, циркуляция ила в системе аэротенк- отстойник-отсутствует. Аэрация неудовлетворительная, ил в аэротенке черного цвета с характерным запахом сероводорода, образующегося при процессах гниения. Илопровод избыточного ила находятся в нерабочем состоянии. В соответствии с действующим законодательством, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в следующем: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Указанное право принадлежит неопределенному кругу лиц. В настоящее время организацией, эксплуатирующей очистные сооружения, является МУП «Коммунальный сервис <адрес>». Просит обязать МУП «Коммунальный сервис Вербилки» провести ремонт очистных сооружений.

Представитель МУП «Жилкомсервис» <адрес> ФИО3 иск не признал, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ организация хозяйственную деятельность не ведет, все имущество передано в другую организацию. Организация находится в тяжелом финансовом положении, хозяйственная деятельность не ведется, в штате всего 2 человека. Мы пытались устранить выявленные недостатки, пытались найти денежные средства, обращались в <адрес>, но средств не было и в районе. Очистные сооружения передали новой эксплуатирующей организации в МУП «Коммунальный сервис Вербилки» по акту ДД.ММ.ГГГГ, которая в настоящее время их эксплуатирует.

Представитель МУП «Коммунальный сервис Вербилки» ФИО4, иск не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ по акту были приняты в эксплуатацию очистные сооружения в <адрес>. Очистные сооружения находились и находятся в аварийном состоянии, что отмечено в акте. Стоимость восстановительного ремонта в ценах 2011 г. составляет около 30 млн. руб. Капитальный ремонт нецелесообразен, требуется строительство новых сооружений. Они обращались к собственнику и Министерство ЖКХ МО о включении работ по ремонту сооружений в областную целевую программу. Без выделения средств из районного и областного бюджетов работы по реконструкции или строительству новых сооружений выполнить невозможно.. В настоящее время МУП «Коммунальный сервис Вербилки» является управляющей компанией и эксплуатирует очистные сооружения. Ремонт невозможен без переключения стоков на другой объект.

Представитель МУП «Коммунальный сервис Вербилки» ФИО5иск не признала, пояснила, что предприятие является муниципальным, Учредителем является Администрация г.п. Вербилки. Предприятие работает по регулируемым тарифам, иных источников дохода не имеет. Решение о реконструкции очистных сооружений должен принять собственник.

Представитель Администрации г.п. Вербилки ФИО6, иск не признал, пояснил, что вопрос по очистным сооружениям стоит на протяжении нескольких десятилетий. Очистные принадлежали <адрес>, Администрации г.п. Вербилки имущество было передано с 2009 г. С такими очистными сооружениями жить невозможно. В 2005 г. была сделана смета на реконструкцию 14,5 млн. руб. <адрес> обратилась в <адрес>, было запланировано выделение 14,5 млн. руб. в 2008 г. на ремонт очистных сооружений, но в связи с финансовым кризисом программа финансирования была приостановлена, денег не получили, никаких работ не производили. В настоящее время реконструкция невозможна, необходимо строительство новых очистных сооружений в <адрес>. В бюджете городского поселения, который на 2011 г. составляет чуть более 30 млн.руб. таких денег нет.

Представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся:

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

В соответствии со ст.18 п.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.50 п.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения…

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.39 п.2 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения…

Всоответствии с п.п.4,6 ст.56 Водного Кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с п.1,2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Судом установлено, что собственником очистных сооружений в <адрес> является городское поселение Вербилки, что подтвердил его представитель в судебном заседании. До ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения эксплуатировались МУП «Жилкомсервис» <адрес>, что не оспаривается. Постановлением Главы городского поселения Вербилки от ДД.ММ.ГГГГ создано МУП «Коммунальный сервис Вербилки», которому в хозяйственное ведение переданы в т.ч. объекты очистных сооружений /л.д.46-47,38-41/. Из Устава МУП «Коммунальный сервис Вербилки»( п.п.3.2.1 и 3.2.6 ) следует, что предметом деятельности предприятия является в том числе эксплуатация объектов и инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также содержание, техническое обслуживание, текущий ремонт, реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда, систем внутреннего теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующим законодательством РФ, правилами и нормами эксплуатации.

Согласно положений ст.39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Бесспорно установлено, что очистные сооружения, находящиеся в собственности городского поселения Вербилки и эксплуатируемые МУП «Коммунальный сервис Вербилки» находятся в аварийном состоянии и требуют неотложного текущего, капитального ремонта и строительства новых очистных сооружений, что ответчиками не оспаривается. Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в результате которой выявлено нарушение правил охраны водных объектов. Анализы результатов КХА сточных вод показали неудовлетворительную работу очистных сооружений, несоответствие фактических концентраций загрязняющих веществ утвержденным нормативам ПДС практически по всем показателям. МУП «Жилкомсервис», являвшееся в то время эксплуатирующей организацией, было привлечено к административной ответственности /л.д.29-31/. Кроме того, предприятие получило предписание о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонт очистных сооружений для оптимизации их работы в соответствии с техническим регламентом. Однако, в установленный срок предписание было не выполнено, ремонтные работы не проводились, что следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.21-23/, которым подтверждено неудовлетворительное состояние очистных сооружений, а именно приемная камера частично разрушена, песколовки не выполняют свои функции по осаждению песка по причине малой производительности, пескопровод находится в нерабочем состоянии, все емкостные сооружения забиты осадком и гниющим илом, циркуляция ила в системе аэротенк-отстойник отсутствует, илопровод и эрлифты находится в нерабочем состоянии. Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ экспелуатирующая организация привлечена к административной ответственности за неисполнение вышеуказанного предписания /л.д.14-15/.

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к собственнику и эксплуатирующей организации с требованием об обязании провести ремонт очистных сооружений в <адрес>, а именно: произвести ремонт приемной камеры, заменить действующие песколовки на песколовки с большей производительностью, заменить пескопровод, очистить и произвести ремонт всех емкостных сооружений, заменить эрлифты, заменить илопровод избыточного ила.

Представители ответчиков хотя и не признали требований прокурора, однако не оспаривали факта нахождения очистных сооружений в аварийном состоянии. В таком состоянии очистные сооружения функционируют до настоящего времени.

Доводы представителей ответчиков о невозможности и нецелесообразности текущего капитального ремонта ничем не подтверждаются и опровергаются представленным актом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным директором МУП «Коммунальный сервис Вербилки».

Отсутствие финансовых средств на данные работы у эксплуатирующей организации и собственника не могут служить основанием для их освобождения от исполнения обязанностей по содержанию очистных сооружений, возложенных на них законом.

Не является таким основанием и значительная стоимость этих работ.

Учитывая, что суду представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц в <адрес> на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, которое оказывает на нее аварийная работа очистных сооружений, то суд считает иск подлежащим удовлетворению и обязывает Администрацию городского поселения Вербилки- собственника очистных сооружений и эксплуатирующую организацию МУП «Коммунальный сервис Вербилки» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонт очистных сооружений в <адрес>, а именно: произвести ремонт приемной камеры, заменить действующие песколовки на песколовки с большей производительностью, заменить пескопровод, очистить и произвести ремонт всех емкостных сооружений, заменить эрлифты, заменить илопровод избыточного ила.

Устанавливая срок исполнения решения суда –до ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из необходимости разработки проекта, его утверждения, размера затрат, особенностей утверждения бюджета и бюджетного финансирования.

Доводы ответчиков о том, что вопрос финансирования капитального ремонта очистных сооружений в <адрес> неоднократно решался в <адрес> и <адрес>, ремонт включался в областную и районную программу «Чистая вода», не могут являться основаниями для отказа в иске, как и то обстоятельство, что МУП «Коммунальный сервис Вербилки» является эксплуатирующей организацией с 2010 г..

Исковое заявление Талдомского городского прокурора к МУП «Жилкомсервис» <адрес> суд оставляет без удовлетворения, поскольку данная организация в настоящее время эксплуатирующей не является и очистные сооружения передала МУП «Коммунальный сервис Вербилки».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Коммунальный сервис Вербилки» и Администрации городского поселения Вербилки удовлетворить.

Обязать МУП «Коммунальный сервис Вербилки» и Администрацию городского поселения Вербилки в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонт очистных сооружений в <адрес>, а именно: произвести ремонт приемной камеры, заменить действующие песколовки на песколовки с большей производительностью, заменить пескопровод, очистить и произвести ремонт всех емкостных сооружений, заменить эрлифты, заменить илопровод избыточного ила.

Исковое заявление Талдомского городского прокурора к МУП «Жилкомсервис» <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Отпечатано в совещательной комнате.

Судья: Румянцева М.А.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ