решение по гражданскому делу



Гр.дело №2-608/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года Талдомский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А. при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФНС по <адрес> по начислению и доначислению налога на имущество физических лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФНС по <адрес> по начислению и доначислению налога на имущество физических лиц за 2008-2010 г.г., просит признать недействительными налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ в части исчисления налога на имущество физических лиц на имя ФИО1 и обязать ФНС по <адрес> произвести расчет налога на имущество заявителя за 2008,2009 и 2010 г.г. исходя из налоговой базы в виде стоимости объекта налогообложения – доли в праве собственности на жилой <адрес> в <адрес> и ставки, установленной Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ФНС , надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, письменных возражений по заявленным требованиям не представил.

Суд, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, считает заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ)

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

Действие положений пункта 7 статьи 2 (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ст.3 вышеуказанного закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000
рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента
(включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента
(включительно)

В соответствии с п.1,2 ст.5 вышеуказанного закона исчисление налогов производится налоговыми органами.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ)

2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ)

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

(п. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).

Решением Совета депутатов городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена ставка налога на имущество физических лиц, по которому при стоимости имущества до 300 тыс.руб. ставка налога составляет 0,09%, от 300 до 500 тыс.руб. ставка налога 0,2%, свыше 500 тыс.руб. ставка налога 0,5 %.

Аналогичные ставки налога на имущество физических лиц были установлены решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 4 ст. 51 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со ст.44 п.3п.п.1 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

В соответствии со ст.71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником ? доли жилого <адрес> в <адрес>, в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц, исчисление которого производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, что установлено вышеуказанными нормами закона.

При этом, заявителю был начислен налог на имущество за 2008 г. в размере , который был оплачен ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/ на основании требования от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.19/. За 2009 г. заявителю был начислен налог на имущество в размере ., который оплачен им ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/ на основании требования№22920 от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.17/. Налоговое уведомление на уплату налога на имущество за 2010 г. в 2010 г. не поступало, что не оспаривается.

Однако, в феврале 2011 г. заявителем получены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество за 2009 г. в размере руб./л.д.14/ и налоговое уведомление на уплату налога на имущество за 2010 г. в размере руб./л.д.15/ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ

При этом, налоговая база определена исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома на основании сведений ГУП МОБТИ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16/, что исключает наличие указанных сведений при составлении и направлении заявителю вышеуказанных уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит признать данные уведомления незаконными, что суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Исходя из содержания оспариваемых налоговых уведомлений, одно из которых за 2009 г. является повторным, направленным ФИО1 после направления требования об уплате налога за указанный период и исполнения обязанности по уплате налога, что законом не предусмотрено. Кроме того, налоговая база определена исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома, о размере которой сведения были получены не до 1 марта налогооблагаемого периода 2009-2010 г.г., а ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в следующем налоговом периоде. Более того, законом предусмотрено предоставление данных сведений в установленной форме ( п.4 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» ), которая утверждена приказом Росрегистрации , ФНС РФ №ММ-з-13/556@ ОТ ДД.ММ.ГГГГ Справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.16/ утвержденной форме не соответствует.

Поскольку оспариваемые налоговые уведомления и расчет налогооблагаемый базы не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя, суд признает их недействительными.

Кроме того, заявителем оспаривается требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ в части размера предъявленной к оплате недоимки по налогу в связи с неправильным исчислением размера налогооблагаемой базы и примененной ставки налога на имущество.

Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ объектом налогообложения является доля в праве общей собственности на недвижимое имущество. Поскольку ФИО1 принадлежит ? доля в общей собственности на жилой дом, при расчете налога за 2009 г. налогооблагаемой базой является инвентаризационная стоимость доли, исходя из которой и определяется ставка налога. Размер недоимки, указанный в оспариваемом требовании, свидетельствует о том, что налогооблагаемая база была определена исходя из инвентаризационной стоимости всего жилого дома, к которой применена налоговая ставка в размере 0,5% и лишь потом определен размер налога, подлежащий уплате ФИО1 пропорционально его доле в праве собственности на жилой дом. Данный механизм определения суммы налога, подлежащей уплате собственником, ведет к начислению налога в повышенном размере, что не соответствует стоимости объекта налогообложения, собственником которого является ФИО1, что предусмотрено ст.38 п.1 НК РФ и п.2 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», и нарушает права заявителя.

Таким образом, суд признает недействительными налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц на имя ФИО1 в части порядка исчисления налога по вышеизложенным обстоятельствам и обязывает ФНС по <адрес> произвести расчет налога на имущество ФИО1 за 2008-2010 г. исходя из налоговой базы в виде стоимости объекта налогообложения – доли в праве собственности на жилой <адрес> в <адрес> и налоговой ставки в установленном законом порядке.

Действительно, п.11 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» допускает пересмотр неправильно произведенного налогообложения за последние три года, однако ни указанный закон, ни положения НК РФ не предусматривают направления налогоплательщику повторных уведомлений или требований об уплате налога. Нормы Налогового Кодекса РФ предусматривают специальный механизм налогового контроля и привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушение налогового законодательства, в т.ч. по возмещению выявленных недоимок.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц на имя ФИО1.

Обязать ФНС по <адрес> произвести расчет налога на имущество ФИО1 за 2008,2009 и 2010 г.г. исходя из налоговой базы в виде стоимости объекта налогообложения – доли в праве собственности на жилой <адрес> в <адрес> и ставки, установленной Решением Совета депутатов муниципального образования в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Мособлсуд через Талдомский районный суд.

Судья Румянцева М.А.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ