решение по гражданскому делу



Гр.дело №2-912/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2011 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Климовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 и ФИО1 к ФИО4 и 3-му лицу <данные изъяты> <адрес> о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 и ФИО1 обратились в суд с иском к ФИО4 о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

В судебном заседании ФИО3 иск поддержала и пояснила, что она является собственником земельного участка площадью 750 кв.м. и жилого <адрес> д.Кривец <адрес>. ФИО4 является собственником соседнего земельного участка с правой стороны. ФИО4 говорила ей, что хочет построить жилой дом на своем земельном участке. Ширина земельного участка не позволяет ответчице построить жилой дом с соблюдением требований пожарной безопасности. Она предложила ФИО4 построить жилой дом с выдвижением вперед, но ФИО4 решила строить рядом с ее домом. В настоящее время ФИО4 возведен фундамент на расстоянии 6 метров от забора. В соответствии с противопожарными нормами между деревянными строениями должно быть 15 метров. У нее (истицы) дом деревянный и стоит на расстоянии 2 метров от забора. Между земельными участками истца и ответчика имеется тропинка шириной около метра для прохода в деревню. Если ответчица построит дом, то расстояние между домами истца и ответчика составит 8 метров. Это может причинить вред в случае возникновения пожара. Их дома расположены на второй линии д.Кривец. На улице всего 6 земельных участков, на которых построены жилые дома. От ее (истицы) дома до жилого дома слева более 15 метров. В связи с этим просит запретить ответчику осуществлять деятельность по строительству нового деревянного жилого дома в д.Кривец <адрес>. Истица дополнила, что у ФИО7 земельного участка в д.Кривец не было. Спорный участок принадлежал его жене.

Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что у него в собственности находится земельный участок и жилой дом в д.Кривец <адрес>. Земельный участок ФИО4 находится с левой стороны от его земельного участка. Они с ФИО3 построили <адрес> лет назад. Сначала участки давали под огород, а потом разрешили построить на них жилые дома. Ответчица тоже решила построить жилой дом, но по противопожарным нормам это невозможно. Он предлагал ответчице продать ее земельный участок, но она не согласилась. Считает, что установленные нормы надо соблюдать. Земельный участок ответчицы узкий и в случае строительства жилого дома он будет окно в окно лицезреть родственников. Между их домами получается 5 метров. Между ним и ответчиком сложились плохие отношения, в случае строительства дома между ними будут происходить ссоры. Его (истца) земельный участок узкий, он заканчивается жилым домом ФИО6. Ему разрешили строительство.

Ответчик ФИО4 иск не признала. Ее представитель ФИО6 пояснил, что от фундамента их дома до забора в сторону дома ФИО3 более 5 метров, между домами 8,5 метров. От фундамента их дома до забора в сторону участка ФИО1 6 метров, от забора до дома ФИО1 – 1 метр. Им не предлагали условий обмена, которые бы их устроили. Если истец призывает всех соблюдать нормы, то он сам должен их соблюдать. Жилой дом должен находиться на расстоянии не ближе 3 метров до забора. В данном случае у ФИО1 дом расположен на расстоянии 1 метра до забора. Участок ответчика самый широкий. У них в обременении тропинки нет рядом с участком. Первоначально матери ответчика выделялся земельный участок шириной 22 метра, в настоящее время ширина участка – 18 метров. Земельный участок принадлежит ФИО4 на праве собственности по договору дарения от матери, предоставлен под личное подсобное хозяйство. Они не могут выдвинуть жилой дом вперед, так как существует красная линия, а также установлен электрический столб. На их участке действительно имеется фундамент. У них было разрешение на строительство жилого дома, выданное на имя ФИО7, который приходился мужем ФИО2 и отцом ответчицы. Других участков в д.Кривец у них не было. Матери ответчика было выдано свидетельство о праве собственности на землю площадью 10 соток. Один участок был площадью 6 соток, другой – 4 сотки. Когда встал вопрос о пожарных нормах, то они решили строить дом из негорючих материалов. В этом случае нормы будут соблюдены по отношению к дому ФИО3. Если ФИО1 будет соблюдать нормы, то расстояние от его дома тоже будет соблюдено. ФИО7 дали разрешение на строительство жилого дома как участнику войны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.1065 п.1 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка площадью 750 кв.м., расположенного при <адрес> д.Кривец <адрес>, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права (л.д.29). ФИО1 является собственником земельного участка площадью 800 кв.м., расположенного в д.Кривец <адрес>, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права (л.д.14). ФИО4 является собственником земельного участка площадью 845 кв.м., предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д.Кривец <адрес>, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права (л.д.38). Земельный участок ФИО4 расположен между земельными участками истцов.

На земельных участках истцов возведены жилые дома, что подтверждается представленными техническими паспортами и не оспаривается ответчиком.

Ответчик ФИО4 начала строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке и возвела фундамент. Истцы ФИО3 и ФИО1 обратились в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. Фактически истцы просят запретить ФИО4 строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Суд считает иск не подлежащим удовлетворению, так как сама по себе деятельность по строительству жилого дома на личном земельном участке не может создавать опасность причинения вреда владельцам соседних земельных участков в будущем.

В доказательство возможности причинения вреда истцы ссылаются на нарушение ответчиком противопожарных норм, которые устанавливают расстояния между постройками разного класса опасности. Истцы считают, что в случае возникновения пожара в жилом доме ответчика их строениям может быть причинен вред.

Однако доводы истцов строятся на предположениях, которые не могут являться основанием к удовлетворению иска.

Судом установлено, что земельный участок перешел ответчику на основании договора дарения от матери ФИО2. Как пояснила ответчица, других земельных участков у ее родителей в д.Кривец не было. Данное обстоятельство не оспаривали истцы. Ответчиком представлено решение исполкома Юдинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, которым было разрешено строительство дома для сезонного проживания ФИО7 на выделенном земельном участке. Стороны в суде пояснили, что ФИО7 являлся супругом ФИО2, земельных участков у него в собственности в д.Кривец не было. Следовательно, ФИО1 было разрешено строительство дома для сезонного проживания на спорном земельном участке, что опровергает доводы истцов об отсутствии у ответчика разрешения на строительство.

Кроме того, в соответствии со ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

4. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Следовательно, после строительства жилого дома ФИО4 имеет право обратиться в орган местного самоуправления для получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию и после получения кадастрового паспорта зарегистрировать право собственности на жилой дом.

В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

По ходатайству истцов была проведена проверка строительства жилого дома на земельном участке ответчика. Было установлено, что фундамент жилого дома ответчика заложен на расстоянии 7,3 метров от <адрес> на расстоянии 8 метров от <адрес>, что не соответствует противопожарным нормам, которые предусматривают, что между деревянными домами расстояние должно составлять не менее 15 метров. При этом из пояснений истцов следует, что жилой дом ФИО3 расположен на расстоянии 2 метров от границы ее земельного участка, а жилой дом ФИО1 расположен на расстоянии 1 метра от границы земельного участка. Из чего следует, что жилой дом ФИО4 расположен на расстоянии 6 метров от границы земельного участка ФИО3 и на расстоянии 6,3 метров от границы земельного участка ФИО1.

В соответствии с п.5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства» до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 м с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил…

Так как фундамент жилого дома возведен на расстоянии не менее 6 метров до границ соседних земельных участков, то суд считает, что строительство жилого дома ведется с соблюдением строительных норм и правил. Требования о целевом назначении земельного участка соблюдены.

Нарушение противопожарных норм и правил в данном случае не может являться основанием для удовлетворения иска, так как истцами заявлен негаторный иск и при рассмотрении спора суд руководствуется положением закона о том, что собственник имеет право требовать устранения нарушения его прав. Поэтому нарушение противопожарных норм и правил само по себе не может быть основанием к удовлетворению иска, если при этом права истцов не нарушаются.

Кроме того, законом установлены случаи, когда противопожарные расстояния между жилыми домами могут быть уменьшены. В соответствии с п.4.12 СП 4.13130.2009 Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках допускается уменьшать до 6 м при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из материалов группы НГ или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из материалов группы НГ.

Судом установлено, что ответчиком заложен лишь фундамент, строительство жилого дома не начато, поэтому применение норм, регламентирующих расстояние между деревянными домами, суд считает необоснованным.

Исходя из положений ст. ст. 10 и 12 ГК РФ, границы осуществления гражданских прав, а также способы их защиты должны осуществляться в разумных пределах.

Судом установлено, что жилые дома истцов расположены на расстоянии одного и двух метров от границ земельного участка ответчика. Требуя соблюдения пятнадцатиметрового расстояния между жилыми домами, истцы не оспаривают, что при ширине земельного участка ответчика в 18 метров противопожарные нормы не могут быть соблюдены. При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО3 и ФИО1 к ФИО4 о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

принято ДД.ММ.ГГГГ