Решение Именем Российской Федерации 2 июня 2011 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Попкович О.В., при секретаре Прокаевой И.А., с участием прокурора Струковой Н.П., представителя Администрации и Думы МО «Тайшетский район» Коршуновой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан к Администрации и Думе муниципального образования «Тайшетский район» о признании нормативного правового акта противоречащим закону, У С Т А Н О В И Л: в обоснование заявленных требований заявитель указал, что Думой Тайшетского района 30 марта 2010 года принято решение № 416 «О денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты». Утвержденное указанным решением Думы Положение о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты не соответствует требованиям действующего законодательства в части и принято с нарушением требований Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых и проектов нормативных правовых актов». А именно: ст. 9 данного Положения устанавливает, что ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается муниципальным служащим при наличии одного или нескольких оснований: сложность работы (выполнение заданий особой важности и сложности); напряженность работы (большой объем работы, необходимость выполнения работы в короткие сроки, оперативность в принятии решений), специальный режим работы (выполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, исполнение должностных обязанностей временно отсутствующих муниципальных служащих) и др. основания указанные в п. 3 ст. 9 Положения. При этом, указанным Положением не определено количество («одно или несколько») оснований, при наличии которых устанавливается ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы, что приводит к установлению необоснованно широких пределов усмотрения, тем самым создаются условия для коррупционных проявлений, что является недопустимым и противоречащим требованиям ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Аналогичное нарушение содержится и в ст. 11 указанного Положения определяющей, что ежемесячное денежное поощрение выплачивается за профессиональное, компетентное исполнение должностных обязанностей, за другие достижения в работе при условии отсутствия обоснованных жалоб от граждан на конкретного работника или в целом на структурное подразделение администрации Тайшетского района (ч.1 ст. 11 Положения). При формулировании данной нормы четко не определено когда учитывается жалоба на конкретного работника, а когда на структурное подразделение, где он работает, в целом. По сути, указанная норма не конкретизирована, а отсутствие детальной проработки способно породить ее двойное толкование. Закрепление более точных и конкретных условий, необходимых для наступления указанного основания для выплаты, позволит избежать двойного прочтения указанной нормы. Таким образом, Положением также установлены и неопределенные нормы, предоставляющие возможность необоснованного установления исключений из общего порядка, что противоречит ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В силу норм ст.ст. 1, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 77 Федерального закона ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления указанных выше правовых актов Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупицонная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно Методике, определенной постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г. Внесенное в Администрацию муниципального образования «Тайшетский район» прокурором требование об изменении решения Думы Тайшетского района от 30.03.2010 г. № 416 удовлетворено не было. Учитывая, что отдельные положения решения Думы Тайшетского района «О денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты» от 30.03.2010 г. № 416, являются противоречащими закону в части, заявитель просил суд признать данное решение недействующим в части порядка и условий установления ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы (статья 9 Решения), оснований выплаты ежемесячного денежного поощрения (статья 11 Решения). В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Струкова Н.П. поддержала заявленные требования. Представитель Администрации и Думы МО «Тайшетский район» по доверенности Коршунова О.В. требования прокурора признала обоснованными. Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Как видно из Решения Думы Тайшетского района от 30.03.2010 года № 416 «О денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты» было принято Положение о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты. Из п. 3 ст. 9 (Порядок и условия установления ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы) данного Положения, следует, что ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается муниципальным служащим при наличии одного или нескольких следующих оснований: сложность работы (выполнение заданий особой важности и сложности); напряженность работы (большей объем работы, необходимость выполнения работы в короткие сроки, оперативность в принятии решений); специальный режим работы (выполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, исполнение должностных обязанностей временно отсутствующих муниципальных служащих); высокие достижения в работе (квалифицированное и компетентное выполнение заданий качество и своевременность исполняемых должностных обязанностей, принятие самостоятельных и правильных решений при исполнении должностных обязанностей); участие в нормотворчестве (в случае, если в основные должностные обязанности муниципального служащего входит проведение правовой экспертизы проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя); участие в работе комиссий и рабочих групп, образованных в администрации Тайшетского района и структурных подразделениях администрациях Тайшетского района. Абзац 4 части 1 статьи 11 данного Положения предусматривает, что ежемесячное денежное поощрение выплачивается за профессиональное, компетентное исполнение должностных обязанностей, за другие достижения в работе при условии: отсутствия обоснованных жалоб от граждан на конкретного работника или в целом на структурное подразделение администрации Тайшетского района. Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Согласно п. 11, п. 13 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности. Ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Таким образом, одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. Как следует из Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, в п. 3 ст. 9 не определено количество (одно или несколько) оснований, при наличии которых устанавливаются надбавки, т.е. условия установления ежемесячной надбавки предусматривают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Согласно абзаца 4 части 1 статьи 11 данного Положения ежемесячное денежное поощрение выплачивается за профессиональное, компетентное исполнение должностных обязанностей, за другие достижения в работе при условии: отсутствия обоснованных жалоб от граждан на конкретного работника или в целом на структурное подразделение администрации Тайшетского района. При формулировании данной нормы четко не определено когда учитывается жалоба на конкретного работника, а когда на структурное подразделение, где он работает, в целом. По сути, указанная норма не конкретизирована, а отсутствие детальной проработки способно породить ее двойное толкование. Данная норма так же является недопустимой, поскольку создает условия для коррупции. Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что указанные статьи Решения Думы Тайшетского района «О денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты» от 30.03.2010 г. № 416, а именно ст.ст. 9, 11 являются противоречащими закону в части, вследствие чего п. 3 ст. 9, абзац 4 части 1 статьи 11 решения Думы должны быть признаны недействующими. Согласно ч. 2. ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Суд полагает возможным признать данные положения нормативного акта - Решения Думы Тайшетского района от 30.03.2010 года № 416 «О денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты» и утвержденное им Положение о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, в части недействующим со дня вступления судебного решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: требования Тайшетского межрайонного прокурора, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, удовлетворить. Признать положения пункта 3 статьи 9, абзаца 4 части 1 статьи 11 решения Думы Тайшетского района «О денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты» от 30.03.2010 г. № 416 противоречащими Федеральному закону «О противодействии коррупции», Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Сообщение о принятом решении опубликовать в Бюллетене Тайшетского района «Официальная среда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение 10 дней. Судья: подпись.