о понуждении к устранению нарушений Водного законодательства



Дело № 2-366-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Цыганова Т.В.

при секретаре Платицыной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 28 октября 2010 года

гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круг лиц к Муниципальному предприятию «Тепловодосервис» о понуждении к устранению нарушений водного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному предприятию «Тепловодосервис» о понуждении к устранению нарушений водного законодательства.

Требования мотивированы тем, что Муниципальное предприятие «Тепловодосервис», видами деятельности которого является водоснабжение и водоотведение от жилого фонда и предприятий города, использует поверхностный водный объект- реку Каменка, находящуюся в федеральной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод. Объекты водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью, переданы в пользование МП «Тепловодосервис» на основании Договора аренды муниципального имущества от Дата...

Осуществление ответчиком водопользования в целях сброса сточных вод подтверждается формой государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», письмом ЗАО «Кузбассгеология» от 17.09.2010 года о процедуре согласования разработанного для МП «Тепловодосервис» проекта нормативом допустимых сбросов, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект.

Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации определено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных действующим Водным кодексом. В силу ст. 9, п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для указанной цели допускается только на основании решения уполномоченного органа.

Часть 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относит, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы). В соответствии с п.19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что при осуществлении сброса сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти (ч.4 ст. 11 Водного кодекса РФ).

Российской Федерацией на основании ст. 26 Водного кодекса РФ полномочия по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 Водного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта РФ, в пользование в целях сброса сточных вод, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением с обоснованием цели и срока водопользования.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, перечисленные в п.п. 10, 11 вышеназванных Правил, в составе которых должна присутствовать информация о намечаемых заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии аппаратуры для контроля качества сбрасываемых сточных вод. Исполнительный орган рассматривает представленные заявителем документы, в т.ч., на предмет соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, а также определяет условия использования водного объекта (п.20 Правил).

Решение органа исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать наряду со сведениями, перечисленными в ч. 1 ст. 22 Водного кодекса РФ, указания на объем допустимых сбросов сточных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод (ч.2 ст.22 Кодекса). Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (ч.5 ст.23 Водного кодекса РФ).

На территории Кемеровской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего Водного кодекса РФ, МП «Тепловодосервис» использует водный объект (р.Каменка) для сброса сточных вод в отсутствие Решения органа исполнительной власти - законного основания возникновения права пользования поверхностным водным объектом. В силу п.п «е» п. 10, п. 17 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» 30.08.2010 уполномоченным органом исполнительной власти ответчику было отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование по причине отсутствия у предприятия документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. До настоящего времени право пользования данным земельным участком у предприятия не оформлено; пользование водным объектом в целях сброса сточных вод осуществляется ответчиком в нарушение ч.1 ст.9, ч. 2 ст.11 Водного кодекса РФ - в отсутствие решения уполномоченного органа.

Водные объекты в соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому прокурор вправе, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, выступить в защиту интересов Российской Федерации, являющейся на основании ст.7 Водного кодекса РФ участником водных отношений, право собственности которой оказалось нарушенным в результате самовольного использования водного объекта.

Водное законодательство основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны водных объектов перед их использованием; регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды (ст.3 Водного кодекса РФ). В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Незаконное (неразрешенное) пользование водным объектом для сброса сточных вод, не ограниченное условиями его использования, нарушает также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным, ссылаясь на ст. 22 ч.1 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ прокурор просит суд понудить Муниципальное предприятие «Тепловодосервис» подготовить в соответствии с пунктами 9,10,11 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 844 пакет документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта - реки Каменка для сброса сточных вод, и предоставить его до 01.03.2011 года в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Прокурор Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры Ходжаян Р.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, письменным заявлением просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя прокуратуры при этом не возражал в установлении для Муниципального предприятия «Тепловодосервис» срока исполнения обязанности по подготовке пакета документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта (р.Каменка) для сброса сточных вод, и предоставлению его в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области до 01.05.2011 года.

В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Представитель ответчика Муниципального предприятия «Тепловодосервис» Абрамова Н.Ю., действующая на основании доверенности от Дата.. со сроком полномочий до Дата.., в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем суду представила письменное заявление, при этом ходатайствовала об увеличении срока подачи ими пакета документов, необходимых для получения решения о предоставлении в пользование водного объекта р.Каменка для сброса сточных вод до 01.05.2010 года, так как единственной причиной отказа им в выдаче решения на право пользования данным водным объектом явилось отсутствие правоустанавливающих документов на участок земли, находящийся под станцией биологической очистки, переданной КУМИ Администрации г.Тайги в аренду МП «Тепловодосервис». Договор, на выполнение кадастровых работ по участку земли под станцией был заключен КУМИ только Дата.., ориентировочный срок выполнения данных работ оставляет три месяца, кроме того, не менее полутора месяцев потребуется на оформление правоустанавливающих документов на землепользование в органах юстиции, в связи с чем, срок, установленный прокурором для подачи пакета документов, может оказаться недостаточным.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком Муниципальным предприятием «Тепловодосервис», так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации или физические лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Учитывая, что истец прокурор города Тайги в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать Муниципальное предприятие «Тепловодосервис» подготовить в соответствии с пунктами 9, 10, 11 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 844, пакет документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта - реки Каменка для сброса сточных вод, и представить его до 01.05.2011 года в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Взыскать с Муниципального предприятия «Тепловодосервис» госпошлину в доход государства в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента составления мотивированного решения в Кемеровский областной суд через Тайгинский городской суд

Мотивированное решение составлено 28 октября 2010 года

Судья: Т.В. Цыганова

Копия верна: судья Т.В. Цыганова

секретарь И.С.Платицына