о понуждении к совершению действий



Дело №2-33/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тайга 16 февраля 2011 года

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской обл. Трушина С.А.,

с участием прокурора Семерук Г.С.,

при секретаре Громышовой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора г. Тайга Кемеровской обл. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц

к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен»,

Отделу образования Администрации г. Тайга,

Администрации г. Тайга

о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Тайга обратился в суд с защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен», Отделу образования Администрации г. Тайга о понуждению к совершению действий, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой г. Тайга проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании и воинской обязанности в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен». В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» отсутствует предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено Конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу.

Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодежи.

Отсутствие в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства.

В ходе рассмотрения дела прокурор г. Тайга дополнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика по делу Муниципальное образование Администрация г. Тайга, на которое в случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» для оборудования предметного кабинета для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы и обеспечения его необходимой материально-технической базой возложить субсидиарную ответственность по исполнению судебного решения.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Тайга Семерук Г.С. подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» М., исковые требования не признала, суду пояснила, что предметный кабинет по военно-патриотическому воспитанию в школе отсутствует в связи с нехваткой учебных кабинетов. Кроме того, в штате учебного заведения отсутствует преподаватель по военному обучению, на которого можно было бы возложить руководство кабинетом по военно-патриотическому воспитанию, данная дисциплина также не предусмотрена образовательной программой. Военно-патриотическое воспитание учащиеся получают в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в случае необходимости используются наглядные пособия, которые имеются в школе номер обезличен, на базе которой юноши проходят военные сборы.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации г. Тайга, заместитель заведующего отдела Б., действующая на основании доверенности от дата обезличена сроком на один год, исковые требования не признала, суду пояснила, что обучение знаниям по начальной военной подготовки проводится в рамках предмета «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Военные сборы юноши проходят на базе школы номер обезличен, где имеется переносной кабинет, оборудованный необходимыми учебными пособиями. Иметь кабинет по военной подготовке в каждой школе возможности не имеется из-за отсутствия финансов. Кроме того, в школе номер обезличен отсутствует свободный кабинет, который мог бы быть выделен для начальной военной подготовки.

Представитель ответчика Администрации г. Тайга К., юрисконсульт Администрации г. Тайга, действующий на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена сроком до дата обезличена, исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Обеспечение учебных заведений оборудованием и материально-технической базой не является обязанностью Муниципального образования.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Кемеровской обл., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны. Обязательная подготовка граждан к военной службе определяется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее Положение).

Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п. 16 Положения).

В соответствии сп.26 Положения Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1441 Министерству обороны Российской Федерации делегировано право принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В соответствии с п.11вышеуказанной Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально- техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.

Согласно п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции - в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

Так, образовательное учреждение должно иметь следующее учебно-методическое пособие и оборудование:. .. Текст Военной присяги - 1 комплект,- Плакаты:. ..Ордена России - 1 комплект; мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе - 1 комплект; основы и правила стрельбы из стрелкового оружия - 1 комплекта; Приемы и правила метания ручных гранат - 1 комплект. Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45 мм) автомата Калашникова 1 шт; средства индивидуальной защиты -общевойсковой противогаз (по количеству обучающихся); респираторы - 5 шт.; компасы (по количеству обучающихся); оказание первой медицинской помощи - 1 комплект.

В ходе проведенной прокуратурой г. Тайга проверки установлено, и нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» отсутствует предметный кабинет для обучения граждан для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой, что делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

Доводы представителей ответчиков МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» и Отдела образования Администрации г. Тайга о том, что в случае необходимости обучение обучающихся начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы проводится на базе школы номер обезличен г. Тайга, где имеется необходимое оборудование, суд не может принять во внимание, т.к. обучение на базе другого образовательного учреждения противоречит требованиям п.п. 13 и 14 Инструкции.

В связи с изложенным, в целях реализации Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ от 03.05.2001 №203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основан военной службы», суд считает необходимым заявленные требования прокурора г. Тайга Кемеровской обл. об обязании МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» и Отдела образования Администрации г. Тайга оборудовать предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально-технической базой удовлетворить.

Отсутствие в МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что в свою очередь нарушает интересы государства.

В соответствии со ст. 32 ч.ч.1 и 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ.

Согласно требованиям ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы и труда несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения.

На основании ч.2 ст. 41 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

В силу п. 6.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений на содержание зданий и коммунальных расходов осуществляется из средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 22 Закона Кемеровской области от 28.12.2000 №110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» из областного бюджета выделяются субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствам. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам согласно ст. 120 ГК РФ несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим кодексом. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 22 Закона Кемеровской области от 28.12.2000 №110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем. В ходе рассмотрения дела установлено, что учредителем МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» является Администрация г. Тайга.

С учетом изложенного, суд считает, что требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств у МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» по исполнению мероприятий по устранению нарушений на собственника имущества учреждения Администрацию г. Тайга подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Истец просит установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до дата обезличена. Суд считает такой срок для исполнения решения суда разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Тайга удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» г. Тайга, Отдел образования Администрации г.Тайга оборудовать предметный кабинет для обучения граждан для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально-технической базой, а также обеспечить оснащение образовательного процесса, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа номер обезличен» г. Тайга возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего судебного решения на Муниципальное образование Администрация г. Тайга.

Установить срок для совершения вышеуказанных действий до дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Тайгинский городской суд.

Мотивированное решение составлено 18 февраля 2011 года.

Судья: С.А. Трушина

Копия верна, Судья С.А.Трушина

Секретарь Ю.А.Громышова