решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-39-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тайга 17.02.2011 г.

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской обл. Кобелев А.В.,

с участием прокурора Семерук Г.С.,

при секретаре Сергеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора г. Тайга Кемеровской обл. в интересах неопределенного круга лиц

к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>,

Отделу образования Администрации <адрес>,

Администрации <адрес>

о понуждении к совершению действий.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, Отделу образования Администрации <адрес> о понуждению к совершению действий, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании и воинской обязанности в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ». В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Средняя общеобразовательная школа » отсутствует предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено Конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу.

Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодежи.

Отсутствие в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства.

В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> дополнил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика по делу Муниципальное образование Администрация <адрес>, на которое в случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » для оборудования предметного кабинета для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы и обеспечения его необходимой материально-технической базой возложить субсидиарную ответственность по исполнению судебного решения.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Семерук Г.С. подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » Ж., исковые требования не признала, суду пояснила, что предметный кабинет по военно-патриотическому воспитанию в школе отсутствует в связи с нехваткой учебных кабинетов. Кроме того, в штате учебного заведения отсутствует преподаватель по военному обучению, на которого можно было бы возложить руководство кабинетом по военно-патриотическому воспитанию, данная дисциплина также не предусмотрена образовательной программой и учебным планом. Военно-патриотическое воспитание учащиеся получают в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в случае необходимости используются наглядные пособия, которые имеются в школе , на базе которой юноши проходят военные сборы.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации <адрес>, заместитель заведующего отдела Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обучение знаниям по начальной военной подготовки проводится в рамках предмета «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Военные сборы юноши проходят на базе школы , где имеется переносной кабинет, оборудованный необходимыми учебными пособиями. Иметь кабинет по военной подготовке в каждой школе возможности не имеется из-за отсутствия финансов. Кроме того, в школе отсутствует свободный кабинет, который мог бы быть выделен для начальной военной подготовки.

Представитель ответчика Администрации <адрес> К., юрисконсульт Администрации <адрес>, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 13 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Обеспечение учебных заведений оборудованием и материально-технической базой не является обязанностью Муниципального образования.

Представитель третьего лица Военного комиссариата <адрес>, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны. Обязательная подготовка граждан к военной службе определяется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее Положение).

Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п. 16 Положения).

В соответствии сп.26 Положения Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1441 Министерству обороны Российской Федерации делегировано право принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В соответствии с п.11вышеуказанной Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально- техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.

Согласно п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции - в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

Так, образовательное учреждение должно иметь следующее учебно-методическое пособие и оборудование:. .. Текст Военной присяги - 1 комплект,- Плакаты:. ..Ордена России - 1 комплект; мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе - 1 комплект; основы и правила стрельбы из стрелкового оружия - 1 комплекта; Приемы и правила метания ручных гранат - 1 комплект. Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45 мм) автомата Калашникова 1 шт; средства индивидуальной защиты -общевойсковой противогаз (по количеству обучающихся); респираторы - 5 шт.; компасы (по количеству обучающихся); оказание первой медицинской помощи - 1 комплект.

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, и нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Средняя общеобразовательная школа » отсутствует предметный кабинет для обучения граждан для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой, что делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

Доводы представителей ответчиков МОУ «Средняя общеобразовательная школа » и Отдела образования Администрации <адрес> о том, что в случае необходимости обучение обучающихся начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы проводится на базе школы <адрес>, где имеется необходимое оборудование, суд не может принять во внимание, т.к. обучение на базе другого образовательного учреждения противоречит требованиям п.п. 13 и 14 Инструкции.

В связи с изложенным, в целях реализации Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ от 03.05.2001 №203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы», суд считает необходимым заявленные требования прокурора <адрес> об обязании МОУ «Средняя общеобразовательная школа » и Отдела образования Администрации <адрес> оборудовать предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально-технической базой удовлетворить.

Отсутствие в МОУ «Средняя общеобразовательная школа » необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что в свою очередь нарушает интересы государства.

В соответствии со ст. 32 ч.ч.1 и 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ.

Согласно требованиям ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы и труда несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения.

На основании ч. 2 ст. 41 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

В силу п. 6.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений на содержание зданий и коммунальных расходов осуществляется из средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 22 Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об образовании в <адрес>» из областного бюджета выделяются субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствам. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам согласно ст. 120 ГК РФ несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим кодексом. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об образовании в <адрес>» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем. В ходе рассмотрения дела установлено, что учредителем МОУ «Средняя общеобразовательная школа » является Администрация <адрес>.

С учетом изложенного, суд считает, что требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств у МОУ «Средняя общеобразовательная школа » по исполнению мероприятий по устранению нарушений на собственника имущества учреждения Администрацию <адрес> подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Истец просит установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 1 сентября 2012 года. Суд считает такой срок для исполнения решения суда разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, Отдел образования Администрации <адрес> оборудовать предметный кабинет для обучения граждан для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально-технической базой, а также обеспечить оснащение образовательного процесса, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 96 и Министра образования Российской Федерации № 134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего судебного решения на Муниципальное образование Администрация <адрес>.

Установить срок для совершения вышеуказанных действий до 1 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Тайгинский городской суд.

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2011 года.

Судья: Кобелев А.В.

Копия верна:

Судья: Кобелев А.В.

Секретарь: Сергеева О.Ю.