об обязании администраиции г. Тайга принять целевую программу по обеспечению пожарной безопасности в г. Тайга



Дело № 2-415-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Ускина Н.Г.

при секретаре Федотовой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 20 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Прокурора г.Тайги в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тайги о понуждении к совершению действий

                                                      УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тайги об понуждении ответчика разработать и принять целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности в г.Тайга.

         Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах г.Тайга было установлено, что на территории города находится 56 пожарных гидрантов, из которых 2 неисправны. Общее количество пожарных гидрантов в городе не отвечает нормам пожарной безопасности, имеется необходимость в увеличении численности пожарных гидрантов. Необходима городская целевая программа для приведения противопожарного водоснабжения к нормативному. В г.Тайга не разработана и не принята такая городская целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности, которая включала бы в себя мероприятия по снижению количества пожаров и последствий от них, а также регламентировала соответствие противопожарного водоснабжения в городе нормативам. Руководствуясь ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, ст.11 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. « О пожарной безопасности», ст.ст.6, 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. №123-ФЗ, ст.19-1 Закона Кемеровской области «Об обеспечении пожарной безопасности» от 06.10.1997г. № 33-ОЗ, Приказом ГУ МЧС по КО, ст.ст.45,131,132 ГПК РФ просит обязать ответчика разработать и принять целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности в г.Тайга.       

         В судебном заседании представитель истца Афицерова Ю.И. настаивала на исковых требованиях и подтвердила изложенное в исковом заявлении, при этом уточнила исковые требования просила обязать ответчика разработать и принять целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности в г.Тайга в срок до 1 апреля 2010г.

           Представитель ответчика Глава города Тайги Маер А.В. представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований мотивируя следующим. Основой исковых требований истца является недостаточность существующего противопожарного водоснабжения города. Однако не приводится данных и обоснований подтверждающих такую недостаточность. На территории города исходя из численности имеется достаточное количество пожарных гидрантов отвечающих требованиям закона. Кроме того, имеется техническая возможность заправки водой из емкостей, находящихся на центральных тепловых путях, девяти пожарных водоемов и двух водонапорных башен, что допускает ст.62 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. установившей источники противопожарного водоснабжения. Целевая программа входит в перечень первичных мер, поэтому ее нельзя рассматривать как приоритетную, что означает право, а не обязанность органов местного самоуправления по ее разработке, т.к. исполнить вопрос местного значения в виде обеспечения первичных мер пожарной безопасности возможно и другими, предусмотренными законами мерами. Исходя из разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003г. №2 требования прокурора не могут рассматриваться как защита интересов неопределенного круга лиц. В данном случае налицо, понуждение органа местного самоуправления к совершению определенных действий, что подходит под действие главы 25 ГПК РФ, которая не предоставляет прокурору право на заявление поданных требований. При этом руководствуясь ст.167п.5 ГПК РФ просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

           Свидетель Палий С.И. в судебном заседании пояснил, что он работает в должности начальника отделения пожарного надзора МЧС России в г.Тайга. Исковые требования прокурора считает законными и обоснованными. Дана программа в городе была, но была в усеченном виде и касалась только образовательных учреждений. Программа закончилась в 2006г. Данная программа необходима, только с ее помощью возможно определить хватит ли 56 имеющихся в городе гидрантов в случае пожара. Данные расчеты должен проводить научно- исследовательский институт. Южная часть города не защищена от пожаров, т.к. все гидранты устарели и находятся в нерабочем состоянии. В рабочем состоянии на южной части города имеется 3 гидранта, а должно быть около 30. Аналогичная обстановка в п.Таежный, р-зд Кузель, п.Кедровый, п.Сураново. В п. Сураново и п.Таежный нет воды, в п.Сураново нет даже башни. В случае пожара это подвергнет опасности жизни и здоровье людей. Принятие программы влечет за собой финансирование пожарной безопасности. Ежегодно он обращается к Администрации города с письмами, но ответов к ним не поступало. Агитация противопожарной безопасности проводится путем распространения листовок. Администрация признает факт недостаточности пожарных гидрантов. Он сам предлагал установить хотя бы 17шт., но Администрация бездействует. В Администрации проекты утверждаются и разрабатываются в конце и начале года и разработать программу возможно за 1 месяц.

            Судом исследованы письменные материалы дела: обращение начальника отряда МЧС по КО от 27.10.2010г. к Главе города Тайга по результатам проведенной проверки технического состояния противопожарных водоисточников на территории г.Тайга свидетельствующее о недостаточности существующего противопожарного водоснабжения.

           Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно имеющимся в материалах дела документам ГУ МЧС России по КО в период с 10.09.2010г. по 10.10.2010г. проводило проверку технического состояния противопожарных водоисточников на территории г.Тайга в ходе которой были выявлены недостатки, свидетельствующие о недостаточности противопожарного водоснабжения города, и на которые истец ссылается в исковом заявлении, что свидетельствует необоснованности выводов, на которые ссылается ответчик в своих возражениях о том, что истцом не приводится данных и обоснований подтверждающих недостаточность существующего противопожарного водоснабжения, а также опровергаются выводы ответчика о достаточном количестве пожарных гидрантов исходя из численности населения. Доводы ответчика о том, что целевая программа входит в перечень первичных мер и не является приоритетной и органы местного самоуправления не обязаны ее разрабатывать, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. № 131-ФЗ - вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (пп. 9 п. 1 ст. 14 и пп. 10 п. 1 ст. 16).

В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. « О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Пункт 4 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. №123-ФЗ предусматривает, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Пункт 3 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. №123-ФЗ предусматривает, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, обязанность по осуществлению соответствующих первичных мер пожарной безопасности возложена только на органы местного самоуправления.

Статьей 1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. « О пожарной безопасности» предусмотрено понятие профилактики пожаров, которое состоит из совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий по проведению профилактики пожаров на территории Кемеровской области также предусмотрена ст.19-1 Закона Кемеровской области «Об обеспечении пожарной безопасности» от 06.10.1997г. № 33-ОЗ.

В судебном заседании было установлено, что Администрацией г.Тайга как органу местного самоуправления к полномочиям которого отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта не полной мере обеспечивается исполнение данной обязанности. Отсутствие городской целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, которая бы включала в себя мероприятия по снижению количества пожаров и их последствий, а также регламентировала соответствие нормативам противопожарного водоснабжения в городе в целях обеспечения, защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества различных форм собственности от пожаров на территории города Тайги влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и представляет потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и индивидуализировать каждого гражданина, права которого нарушаются по настоящему делу не представляется возможным, что свидетельствует о необоснованности доводов ответчика об отсутствии права прокурора на предъявление данных требований., поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

      Таким образом, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению- целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в г.Тайга должна быть разработана и принята в срок до 01.04.2010г.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                                    РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г.Тайги в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тайга о понуждении к совершению действий удовлетворить.

         Обязать Администрацию г.Тайга разработать и принять целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности в г.Тайга, в срок до 1 апреля 2010г.

         Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Тайгинский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2010г.

                                          Судья                                Н.Г.Ускина