Дело № 2-369-10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Кобелев А.В. при секретаре Сергеевой О.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 1 ноября 2010 г. гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ- Кемеровской области, муниципального образования- г.Тайги и прав неопределенного круга лиц о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением к ответчику, мотивируя свои требования тем, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Из содержания ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с ч.2 ст. 16 названного федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия. Статьей 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» установление порядка определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Правительством РФ 28.08.92г. принято постановление № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации (производственная, непроизводственная илииная сфера), связанные с природопользованием. При этом платежи за загрязнение окружающей среды дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, объема загрязнения. Кроме того, от уплаты данных платежей зависит и возможность продолжения деятельности, связанной с природопользованием. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0 «По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» указанные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от воздействия хозяйственной деятельности человека на природу. Муниципальное предприятие «Тепловодосервис» в процессе осуществления уставной деятельности по производству тепловой энергии, осуществлению водоснабжения и водоотведения от жилого фонда и предприятий города оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу стационарными и передвижными объектами, сброса загрязняющих веществ в водный объект, в виде размещения отходов. Осуществление МП «Тепловодосервис» негативного воздействия на окружающую среду подтверждается: выданными ответчику Разрешениями на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; формами государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз), № 2-ТП (отходы), содержащими сведения о количестве выброшенных, сброшенных ответчиком в отчетном году в окружающую среду загрязняющих веществ, количестве размещенных им отходов; расчетами сумм платы по объектам негативного воздействия. Поскольку деятельность МП «Тепловодосервис» связана с загрязнением окружающей среды, ответчик обязан рассчитывать плату за негативное воздействие и в установленные сроки вносить ее в бюджет. Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды установлен «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии от 15.02.2000г № 77). Базой для расчета платежей являются: объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ; масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Согласно Приложению № 1 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с 1 января 2005 года являлась Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее-Ростехнадзор). В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, администратор доходов бюджета осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ. В субъектах Российской Федерации функции администраторов платы за негативное воздействие, выполняющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платежей, были возложены на управления Ростехнадзора по субъектам РФ. В Кемеровской области полномочия администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы Южно-Сибирскому Управлению Ростехнадзора (приказ Минприроды России от 23.12.2008г № 342, приказ Ростехнадзора № 274 от 16.04.2009, № 1035 в ред. от 26.06.2009). Приказом Ростехнадзора № 204 от 05.04.2007 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок ее заполнения и представления администратору платежей. Согласно установленному Порядку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями-плательщиками и представляется в управления Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. На основании представленного юридическим лицом в Управление Ростехнадзора расчета платы администратором платежей производится начисление природопользователю суммы, подлежащей уплате в бюджет. Приказом Ростехнадзора от 08.06.06 № 557 природопользователям установлены сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал. МП «Тепловодосервис» рассчитывало плату за негативное воздействие на окружающую среду и представляло расчеты платы администратору платежей. Однако платежи за негативное воздействие своевременно и в полном объеме ответчиком в бюджет не перечислялись. дата обезличена Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора ответчику выставлялось требование о добровольной уплате задолженности по экологическим платежам. По состоянию на дата обезличена задолженность МП «Тепловодосервис» по плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласно представленной в прокуратуру Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора карточки лицевого счета, составила номер обезличен руб. Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 10.12.2002г № 284-0, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами, они носят индивидуально-возмездный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии со ст.ст.51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных районов и городских округов формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В федеральный бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 40%, в бюджеты муниципальных районов и городских округов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению по нормативу 40%. Конституционный Суд РФ в своем определении от 10.12.2002 № 284-0 указал на наличие признака, присущего только платежу за загрязнение окружающей природной среды, его компенсационный характер, согласно которому денежные средства, поступающие в счет этой платы в доход бюджета, направляются на возмещение ущерба окружающей среде и затрат на мероприятия по ее восстановлению. Данные платежи направляются на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей природной среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Таким образом, уклонение от уплаты указанных платежей нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», а также интересы государства и муниципального образования, заинтересованных в сохранении и восстановлении природой среды, обеспечении благоприятной среды обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (абз.6 ст.3, абз.5 ст.6, ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Кроме того, невнесение природопользователями соответствующих платежей влечет за собой неисполнение доходной части бюджета. Поскольку платежи за негативное воздействие распределяются по уровням бюджетной системы, то исковые требования прокурора к МП «Тепловодосервис» направлены также на защиту интересов РФ, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования - г.Тайги. В соответствии со ст.45 ГПК РФ просит, взыскать с ответчика образовавшуюся по состоянию на дата обезличена задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет -номер обезличен руб. (в соответствии с нормативом отчисления 20%), в бюджет Кемеровской области - номер обезличен руб. (в соответствии с нормативом отчисления 40 %), в бюджет <адрес> - номер обезличен руб. (в соответствии снормативом отчисления 40 %), а всего номер обезличен руб. В судебное заседание представитель истца не явился, письменным заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивал и просил суд их удовлетворить. Представитель ответчика А. действующая на основании доверенности, выданной дата обезличена со сроком полномочий до дата обезличена обратилась к суду с письменным заявлением, в котором исковые требования признала в полном объеме, о последствиях признания иска ей известно. В соответствии со ст.39 ГПК РФ- истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, в соответствии с которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая, что исковые требования и признание их ответчиком не противоречат закону и не нарушают права и интересы иных лиц, суд считает возможным принять признание ответчиком иска в полном объеме и исковые требования удовлетворить. В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В данном случае суд считает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход государства. Руководствуясь ст.ст. ч.3ст.173,ч.4ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Муниципального предприятия «Тепловодосервис» образовавшуюся по состоянию на дата обезличена задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет -номер обезличен руб. (в соответствии с нормативом отчисления 20%), в бюджет Кемеровской области - номер обезличен руб. (в соответствии с нормативом отчисления 40 %), в бюджет г.Тайги - номер обезличен руб. (в соответствии снормативом отчисления 40 %), а всего номер обезличен руб. (номер обезличен) с зачислением в полном объеме указанной суммы на счет Управления Федерального казначейства по Кемеровской области (номер обезличен), открытый для учета соответствующих платежей, для ее распределения в соответствии с нормативами отчислений между уровнями бюджетной системы. Взыскать с Муниципального предприятия «Тепловодосервис» в пользу государства государственную пошлину в размере номер обезличен. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через городской суд в течении 10 суток. Судья: А.В.Кобелев