Дело № 2-196-11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Тайга 30 июня 2011г. Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Ускина Н.Г. при секретаре Федотовой Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному казённому учреждению ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области о понуждении к совершению действий, просит обязать ответчика оборудовать во всех имеющихся зданиях общежитий для содержания осужденных покрытие полов в соответствии с установленными нормами и правилами, установить срок для совершения указанных действий до дата Исковые требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в апреле 2011г. была проведена плановая проверка исполнения законодательства РФ о безопасности эксплуатации жилых зданий и сооружений, расположенных на территории ФБУ ЛИУ-21. Было выявлено отсутствие деревянного покрытия полов в общежитиях для осужденных в учреждении. Ранее, при проведении проверок в указанном учреждении и принятии мер прокурорского реагирования руководству учреждения прокурором неоднократно указывалось на необходимость оборудования соответствующего покрытия полов в общежитиях, где проживают осужденные. Однако до настоящего времени все жилые помещения зданий общежитий для осужденных имеют бетонное покрытие. Федеральный закон РФ от 30.03.1999г. № 52 «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» направлен на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучие населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст.3 настоящего закона законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения основывается на конституции РФ и состоит как из настоящего Федерального закона, таки и других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативно- правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно- правовых актов субъектов РФ. Согласно ст.23 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52 «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» жилые помещения, в том числе и их содержание, должны соответствовать и отвечать санитарным нормам. В соответствии со ст.11 указанного закона юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с требованиями п.2.1. «Строительных норм и правил» утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1998г. № 82 (СНиП 2.03.13-88 «Полы»), тип покрытия пола в жилых зданиях следует назначать в зависимости от вида помещения в соответствии с рекомендованными нормами. Рекомендуемое покрытие жилых комнат общежитий, приведенное в приложении №2 « Назначение типов покрытий полов в жилых, общественных, административных и бытовых зданий» включает в себя- дощатое, реечное, сверхтвердые древесноволокнистые плиты, паркетное. В связи с чем, содержание осужденных в жилых помещениях общежитий, покрытие пола в которых выполнено в виде бетона, не соответствует предусмотренным законом санитарным нормам и правилам, может оказать негативное воздействие на здоровье осужденных, тогда, как ст.42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду. Истец, при обращении в суд ссылается на ст.45 ГПК РФ которой предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту интересов, прав граждан неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и муниципальных образований. В ходе рассмотрения дела стало известно, что согласно Приказа Министерства юстиции РФ № 86 от 18.02.2011г. изменился тип федерального бюджетного учреждения ЛИУ-21, вместо Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», стало Федеральным казенным учреждением «Лечебное исправительное учреждение №21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области». В судебном заседании прокурор Егеров В.А. поддержал исковые требования и подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, но изменил исковые требовании в части установления срока для выполнения требований по оборудованию полов в соответствии с установленными нормами и правилами в общежитиях для осужденных, увеличив его до дата Представитель ответчика – М., действующая на основании доверенности номер, выданной дата со сроком полномочий до дата, действуя также в интересах третьего лица на стороне ответчика -ГУФСИН России по КО на основании доверенности номер от дата со сроком полномочий до дата– исковые требования не признала и суду пояснила, что федеральное казённое учреждение « Лечебное исправительное учреждение №21 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской обл.» является юридическим лицом, однако часть финансирования осуществляется за счет федерального бюджета и распорядителем этих средств является ГУФСИН России по Кемеровской обл.. Администрацией учреждения принимаются меры к замене полов в общежитиях для осужденных. Для этих целей сделан запрос в ГУФСИН России по Кемеровской обл. о выделении средств в сумме 240000 рублей. Срок, назначенный прокуратурой для замены полов в общежитиях для осужденных не реальный. Не согласна с исковыми требованиями в той части, что прокуратура по надзору в силу своего государственного статуса обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за их исполнением находится за пределами ее полномочий. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Поэтому, требования об оборудовании деревянных полов в зданиях общежитий превышают полномочия прокуратуры и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФКУ ЛИУ-21. В связи с чем просила прекратить производство по делу, так как иск подан ненадлежащим истцом. Доказательств же обращений граждан с письменными заявлениями истцом не было представлено. Судом исследованы письменные материалы дела: копия решения суда от дата об удовлетворении исковых требований по аналогичным требованиям; копия представления прокурора номер от дата об устранении нарушений требований уголовно- исполнительного и трудового законодательства в ФБУ ЛИУ-21; ответ ФКУ ЛИУ-21 на представление прокурора из которого следует, что учреждением была сделана заявка на денежные средства, для строительства полов в деревянном исполнении; ответ начальника учреждения ЛИУ-21 на телефонограмму начальника ГУ ФСИН по КО из которого следует, что для установки деревянных полов в спальных помещениях общежитий имеется потребность в денежных средствах в общей сумме ....; докладная записка от дата по результатам проведенной проверки исполнения законодательства РФ о безопасности эксплуатации жилых зданий и сооружений, расположенных на территории ответчика, в ходе которой было выявлено нарушение, а именно отсутствие деревянных полов в жилых помещениях всех отрядов для содержания осужденных; рапорт от дата на имя прокурора, из которого следует, что на дата денежные средства, предусмотренные на обустройство деревянных полов в здании общежитий, не поступили; копия свидетельства о постановке ответчика на учет в налоговом органе; копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельствующее о регистрации ответчика в качестве юридического лица; копия выписки из приказа номерлс от дата о назначении Д. на должность начальника учреждения ЛИУ-21; копия устава из которого следует, что учреждение ФКУ ЛИУ-21 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса- получателем бюджетных средств, полномочия собственника в отношении имущества осуществляется на праве оперативного управления; копия приказа номер от дата об изменении типа федерального бюджетного учреждения на федеральное казенное учреждение. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст.11, ст.23 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52 «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» жилые помещения, в том числе и их содержание, должны соответствовать и отвечать санитарным нормам. Юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с требованиями п.5.1 актуализированной редакции СНиП 2.03.13-88 «Свода правил- Полы», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010г. № 785 тип покрытия пола в жилых зданиях следует назначать в зависимости от вида помещения. Согласно приложения «Д» «Назначение типов покрытий полов в жилых, общественных, административных и бытовых зданий» рекомендовано покрытие полов жилых комнат общежития: линолеум, паркет, массивная или паркетная доска, ламинированный паркет, дощатое. Бетонное покрытие пола не предусмотрено. Из чего следует, что ответчиком осуществляется содержание осужденных в жилых помещениях- общежитиях с бетонным основанием пола, покрытым линолеумом, что не соответствует предусмотренным законом санитарным нормам и правилам и может оказать негативное воздействие на здоровье лиц, находящихся в данных помещениях. Аналогичные требование также предусматривала и прежняя редакция закона- «Строительные нормы и правила», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1988г. СНиП 2.03.1388. В соответствии с Уставом, Федеральное казенное учреждение ЛИУ-21 ГУФСИН по КО является лечебным исправительным учреждением для содержания и амбулаторного лечения осужденных, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы на период их лечения, имеет гражданские права и обязанности. Согласно п.1.7 -1.9 Устава- учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса- получателем бюджетных средств и имеет все необходимые реквизиты, печати, штампы и бланки для осуществления своей деятельности, правоспособность которого возникла с момента государственной регистрации в качестве юридического лица. Которое вправе самостоятельно пользоваться имущество закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления. От своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. Свидетельство серии номер подтверждает регистрацию ответчика дата в качестве юридического лица. В силу ч.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Поскольку судом было установлено, что покрытие пола в жилых помещениях – общежитий не отвечает установленным нормам и правилам, обязанность по устранению должна быть возложена на ответчика. Доводы представителя ответчика о том, круг лиц находящихся в учреждении определен, прокурор обратился в суд с иском превысив свои полномочия и данное дело подлежит прекращению по этим основаниям, суд считает их необоснованными по следующим основаниям. Ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Согласно п.2.2 Приказа Генеральной прокуратуры от 7 мая 2008 г. N 84 « О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера. Таким образом, исковое заявление об устранении нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлено на защиту и восстановление гражданских прав граждан и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам и оснований для прекращения производства по делу на основании статьи 220 ГПК РФ суд не находит. Измененный в судебном заседании срок устранения недостатков, о котором просит прокурор, суд считает обоснованным и разумным. Согласно ст.103ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Суд считает госпошлина при подаче искового заявления в уплаты которой истец был освобожден, должна быть взыскана ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить в полном объеме. Обязать Федеральное казенное учреждение ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области оборудовать во всех имеющихся зданиях общежитий учреждения для содержания осужденных покрытие полов в соответствии с установленными нормами и привалами. Установить срок для совершения вышеуказанных действий до дата Взыскать с Федерального казенного учреждения ЛИУ-21 ГУФСИН России по Кемеровской области госпошлину в доход государства в размере ... рублей. Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2011г. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток через Тайгинский городской суд. Судья Ускина Н.Г.