Дело №2-351/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тайга 3 октября 2011 года Судья Тайгинского городского суда Кемеровской обл. Трушина С.А. с участием прокурора Семерук Г.С. при секретаре Федотовой Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Тайга Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тайгинского городского округа о понуждении ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Тайга Кемеровской обл. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тайгинского городского округа с иском об обязании ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами на земельном участке, расположенном на пересечении ул. Герцена и ул. К.Маркса в г. Тайга, мотивируя исковые требования следующим. Прокуратурой города в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды установлено, что на территории г. Тайга, а именно на пересечение улиц Герцена и К.Маркса в г. Тайга, имеется свалка отходов производства и потребления. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещено захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. В нарушение данной нормы администрация городского округа на землях, находящихся в границах города допустила захламление земельного участка отходами. Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлены обязанности землепользователей и собственников земельных участков по ликвидации последствий загрязнении, в том числе биогенного загрязнения, и захламления мест. В соответствии с п. 11 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Аналогичная норма предусмотрена п.11 ст.9 Устава Тайгинского городского округа. Администрация города не обеспечивает выполнение требования Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, т.к. эксплуатация данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний. В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора г. Тайга исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации Тайгинского городского округа в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, возражений относительно предъявленного иска не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом уведомленного ответчика. Судом исследованы письменные доказательства: схема размещения свалки на пересечении улиц Герцена и К.Маркса (л.д. 4); фототаблица с изображением места свалки (л.д. 5-7). Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. Согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Аналогичная норма закреплена в п.11 ст. 9 Устава Тайгинского городского округа. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В силу ч.5 ст. 12 данного закона запрещено захоронение отходов на территориях городских и других поселений. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушении вышеуказанных норм действующего законодательства на пересечении улиц Герцена и К.Маркса в г. Тайга имеется свалка отходов производства и потребления, что подтверждается фототаблицей, схемой размещения свалки и не оспаривается ответчиком. Таким образом, администрация Тайгинского городского округа не обеспечивает выполнение требований законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее в порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционного право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. наличие данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Тайга удовлетворить. Обязать Администрацию Тайгинского городского округа ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами на земельном участке, расположенном на пересечении улиц Герцена и К.Маркса в г. Тайга Кемеровской обл. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Тайгинский городской суд. Мотивированное решение составлено 04 октября 2011 года. Судья: С.А. Трушина Копия верна, Судья С.А. Трушина Секретарь Ю.А.Громышова
законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что вызывает жалобы граждан.