Дело № 2-345-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Цыганова Т.В. При секретаре Платицыной И.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 5 октября 2011 года Гражданское дело по иску прокурора г. Тайги Кемеровской области к администрации Тайгинского городского округа о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами по пр. Пролетарскому в г. Тайге, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Тайги в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тайгинского городского округа о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами на пр. Пролетарский в г. Тайге. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды установлено, что на территории города Тайга, а именно по пр. Пролетарскому в г. Тайге, вблизи дома №2 имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с ч.5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещено захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователя, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. В нарушение данной нормы администрация на землях, находящихся в границах города, допустили захламление земельного участка отходами. Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлены обязанности землепользователей и собственников земельных участков по ликвидации последствий загрязнений, в том числе биогенного загрязнения и захламления мест. В соответствии с п.11 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Аналогичная норма предусмотрена п.11 ст.9 Устава Тайгинского городского округа. Администрация города не обеспечивает выполнение требований законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что вызывает жалобы граждан. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, так как эксплуатация данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний. В судебном заседании прокурор Семерук Г.С. настаивала на заявленных требованиях, подтвердив изложенное в заявлении. Представитель ответчика – администрации Тайгинского городского округа, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, уважительных причин неявки суду не сообщил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Судом исследованы письменные доказательства: схема размещения несанкционированной свалки по пр. Пролетарскому в г. Тайге рядом с домом № 2 (л.д.4); фототаблица, где зафиксировано место расположение несанкционированной свалки по пр. Пролетарскому, вблизи дома № 2 (л.д.5-6). Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения В соответствии с п. 11 ст. 16 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. В судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления находится на территории г. Тайга по пр. Пролетарскому, вблизи дома № 2. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями со стороны администрации Тайгинского городского округа приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, создает опасность вспышки и распространения инфекционных заболеваний, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а так же ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека. Иск заявлен прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц. Под защитой неопределенного круга лиц понимается защита общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддаётся точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а так же существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех лиц ответчик. В связи с изложенным, суд считает заявленные требования прокурора об обязании администрации Тайгинского городского округа ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами в г. Тайге пр. Пролетарскому, вблизи дома № 2, подлежащими удовлетворению в полном объеме как обоснованные. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Тайги Кемеровской области удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию Тайгинского городского округа Кемеровской области ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами в г. Тайге по пр. Пролетарскому вблизи дома №2. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тайгинский городской суд. Мотивированное решение составлено 6 октября 2011 года Судья: Т.В. Цыганова Копия верна: судья Т.В. Цыганова секретарь И.С.Платицына