Дело № 2-341-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Цыганова Т.В. с участием Семерук Г.С. при секретаре Платицыной И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 14 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Тайги Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тайгинского городского округа Кемеровской области о возложении обязанности разработать нормативный правовой акт, регулирующий предоставление транспортных услуг населению на территории Тайгинского городского округа, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Тайги обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тайгинского городского округа с требованием обязать ответчика разработать нормативный правовой акт, регулирующий предоставление транспортных услуг населению на территории Тайгинского городского округа в срок до 01.11.2011 года. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего транспортное обслуживание населения, в ходе которой выявлены нарушения со стороны администрации Тайгинского городского округа, выразившиеся в том, что на территории Тайгинского городского округа отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий предоставление транспортных услуг населению, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на маршрутах, на стабильную и своевременную перевозку граждан, что так же влечет за собой угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, возникновение дорожно-транспортных происшествий. Требования прокурора города Тайги основаны на п.7.п.1 ст.16, п. 1.1. ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 Конституции Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора города Тайги Семерук Г.С. настаивала на заявленных требованиях, подтвердив изложенное в заявлении, просила обязать администрацию Тайгинского городского округа разработать нормативный правовой акт, регулирующий предоставление транспортных услуг населению на территории Тайгинского городского округа, при этом уточнила срок, до которого должен быть разработан указанный правовой акт - до 01.12.2011г. Представитель ответчика администрации Тайгинского городского округа Гололобова Н.Н., действующая на основании доверенности № 20 от 14.10.2011 года со сроком полномочий до окончания рассмотрения данного дела, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, при этом пояснила, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать способ осуществления ими полномочий в пределах, установленных законом. Перевозки граждан, в том числе внутригородские, а так же пригородные и междугородные осуществляется Тайгинским пассажирским автотранспортным предприятием, которое ежегодно самостоятельно составляет сводное расписание (график) движения автобусов на городских маршрутах, данное сводное расписание утверждается главой города. На оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров между администрацией Тайгинского городского округа и ГП АТП заключен договор № 2 от 01.01.2011г. Судом исследованы письменные доказательства: копия сообщения от администрации Тайгинского городского округа от 27.07.2011г. в прокуратуру г. Тайги, согласно которой необходимые муниципальные правовые акты, регламентирующие организацию транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом будут разработаны и приняты до 01.01.2012г., при этом 01.01.2011г. заключен договор № 2 на оказание транспортных услуг с Тайгинским ГП АТП; копия сообщения от администрации Тайгинского городского округа от 01.09.2011г. в прокуратуру г. Тайги, из которой следует, что Тайгинское ГП АТП Кемеровской области ежегодно готовит сводное расписание движения автобусов на городских маршрутах, которое утверждается директором предприятия и согласовывается с Главой города; копия договора по оказанию транспортных услуг № 2 от 01.01.2011г., согласно которой ГП АТП Кемеровской области оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров автотранспортом по территории РФ. Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора города Тайги подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии с п.1 ст. 12 Устава Тайгинского городского округа, принятого Тайгинским городским Советом народных депутатов (постановление от 28.06.2005 № 14) в ред. от 01.07.2011 местное самоуправление осуществляется на всей территории Тайгинского городского округа в границах, установленных Законом Кемеровской области от 17.12.2004 года № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований». Согласно подп.7 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Данная норма так же предусмотрена пп. 7 ч. 1 ст. 9 Устава Тайгинского городского округа. Согласно ст. 39 Устава, Глава в пределах своих полномочий вправе издавать постановления по вопросам местного значения в пределах своей компетенции. В настоящее время на уровне федерального законодательства не установлены единые правила по организации пассажирских автомобильных перевозок. Согласно п.1.1. ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного значения по решению вопроса местного значения. Исходя из норм Федеральных законов № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регулированию вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения в пределах муниципальных образований, если только эти полномочия прямо не установлены Федеральными законами. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Законом вопросы местного значения отнесены к компетенции органов местного самоуправления по транспортному обслуживанию. Действующим законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, по утверждению маршрутов и графиков движения транспорта. Поскольку законодательство регионального и местного уровня не содержит конкретного перечня способов регулирования транспортного обслуживания, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять это своими актами. Пунктом 7 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах городского округа. Вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления. Наличие договорных отношений на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивает безопасность как транспорта, так и пассажиров. Таким образом, судом установлено, что в силу закона Тайгинский городской округ наделен полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципального образования и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, по утверждению маршрутов и графиков движения транспорта, и должен самостоятельно определять и решать вопросы местного значения, отнесенные к его компетенции в области обеспечения жизнедеятельности города, в частности, в области организации транспортных услуг населению с учетом требований законодательства по безопасности движения. Ссылка представителя ответчика на то, что перевозки граждан осуществляются Тайгинским государственным автотранспортным предприятием Кемеровской области на основании договора № 2 от 01.01.2011г., при этом ГП АТП составляет сводное расписание движения автобусов на городских маршрутах, которое согласовывается с главой г. Тайги суд находит несостоятельным, поскольку наличие данных договорных отношений по перевозке граждан является обязательным, предусматривает обязанности сторон и является гарантией качественного предоставления услуг, упорядочивает движение по городу, обеспечивает безопасность пассажиров и транспорта. Данными документами не регулируются вопросы городского значения, относящиеся к созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Кроме того, в своем ответе от 27.07.2011г. в прокуратуру города Тайги глава Тайгинского городского округа сообщает, что необходимые муниципальные правовые акты, регламентирующие организацию транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом, будут разработаны и приняты до 01.01.2012г. Отсутствие на территории Тайгинского городского округа нормативного правового акта, регулирующего предоставление транспортных услуг населению, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на маршрутах, стабильную и своевременную перевозку граждан, что так же влечет за собой угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, возникновение дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем, суд считает требования прокурора города Тайги о возложении обязанности на администрацию Тайгинского городского округа разработать нормативно-правовой акт, регулирующий предоставление транспортных услуг населению на территории Тайгинского городского округа в срок до 01.12.2011 года подлежащими удовлетворению. Поскольку исковые требования прокурора города Тайги направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем заявлении, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации». Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Тайги Кемеровской области удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию Тайгинского городского округа Кемеровской области разработать нормативный правовой акт, регулирующий предоставление транспортных услуг населению на территории Тайгинского городского округа в срок до 1 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10 дневный срок с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тайгинский городской суд. Мотивированное решение составлено 18 октября 2011 года. Судья: Т.В. Цыганова Копия верна: судья Т.В. Цыганова секретарь И.С.Платицына