Дело №2-383/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тайга 26 октября 2011 года Судья Тайгинского городского суда Кемеровской обл. Трушина С.А. с участием прокурора Гусаковой М.А. при секретаре Громышовой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тайгинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Тайгинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать здание железнодорожного вокзала станции Тайга специальными приспособлениями для инвалидов, а именно: в общественном туалете установить специальные кабины для инвалидов, в зале ожидания оборудовать места для инвалидных колясок. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 15 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», СП 2.5.1198-03 «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила» здание железнодорожного вокзала станции Тайга не оборудовано специальными приспособлениями, а именно: в общественном туалете отсутствуют специальные кабины для инвалидов, в зале ожидания отсутствуют места для инвалидных колясок. Несоответствие здания железнодорожного вокзала станции Тайга требованиям доступности не позволяет маломобильным группам населения, включая инвалидов, полный персональный состав которых определить невозможно, то есть неопределенному кругу лиц, беспрепятственно пользоваться услугами вокзала, что является нарушением их конституционных прав, закрепленных в статьях 18,19, 44 и 45 Конституции РФ. В судебном заседании представитель истца помощник Тайгинского транспортного прокурора Гусакова М.А. поддержала исковые требования в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Даньшина Е.И., действующая на основании доверенности №21-ДЮ от 09.02.2011 года сроком до 07.12.2011 года, исковые требования признала, суду пояснила, что нарушения в части оборудования мест для инвалидных колясок в зале ожидания вокзала в ближайшее время будут устранены, на установления в общественном туалете здания вокзала специальных кабинок для инвалидов необходимы денежные вложения, переоборудование помещений мужского и женского туалетов, в связи с чем просила установить срок для исполнения решения в этой части до 01 октября 2012 года. Судом исследованы письменные материалы дела: схема здания вокзала (л.д. 6-7); копия технического паспорта на здание, расположенное по <адрес> в г. Тайга, в котором находится вокзал ст. Тайга (л.д. 7-24); акт проверки, в ходе которой установлено, что в зале ожидания отсутствуют места для инвалидов, специальные приспособления для инвалидов в туалете отсутствуют (л.д. 25). Заслушав стороны, исследовав представленные письменные материалы, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. Часть 6 статьи 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Согласно статье 80 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Аналогичное требование содержится в ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно ч. 4 статьи 80 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. В соответствии с требованиями ст. 36 и 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 6 и 46 Градостроительного кодекса РФ положения строительных норм и правил являются обязательными к применению. Согласно п. 3.63. СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, в общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях, необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан. В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Пункт 4.12. СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, предусматривает, что в зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5% общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании. Согласно п. 8.4 СП 35-103-2001. «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 72) в залах ожидания зданий вокзалов следует выделять специальные доступные зоны для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц (зоны отдыха и ожидания) и предусматривать доступность к ним. Пункт 8.6. СП 35-103-2001. «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 72) предусматривает, что в непосредственной близости от специальной зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов - в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин. Пункт 3.1.17. СП 2.5.1198-03. 2.5. «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 03.03.2003, предусматривают, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см. В нарушение указанных требований закона РФ здание железнодорожного вокзала станции Тайга не оборудовано специальными приспособлениями, а именно: в общественном туалете отсутствуют специальные кабины для инвалидов, в зале ожидания отсутствуют места для инвалидных колясок. Несоответствие здания железнодорожного вокзала станции Тайга требованиям доступности, не позволяет маломобильным группам населения, включая инвалидов, полный персональный состав которых определить невозможно, то есть неопределенного круга лиц, беспрепятственно воспользоваться услугами вокзала, что является нарушением их конституционных прав. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на ответчика ОАО «Российские железные дороги» обязанность по устранению нарушений прав инвалидов. отходов». В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Представитель ответчика просит установить срок для установления кабин для инвалидов в общественном туалете вокзала до 01 октября 2012 года. Суд считает возможным предоставить срок для исполнения решения суда в данной части до 01 сентября 2012 года, суд считает данный срок разумным и достаточным. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Исходя из изложенного, суд считает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход государства государственную пошлину в размере, определенном п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тайгинского транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме. Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в общественном туалете здания железнодорожного вокзала станции Тайга Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, расположенного по адресу: <адрес>, установить специальные кабины для инвалидов в срок до 01 сентября 2012 года; в зале ожидания вокзала оборудовать места для инвалидных колясок. Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Тайгинский городской суд. Судья: С.А. Трушина Копия верна, Судья С.А. Трушина Секретарь Ю.А.Громышова