иск об обязании устранить нарушения пожарной безопасности удовлетворен



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тайга 26 октября 2011 года

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской обл. Трушина С.А.,

с участием прокурора Семерук Г.С.,

при секретаре Громышовой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора г. Тайга Тайга в интересах неопределенного круга несовершеннолетних воспитанников

к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №54 «Ромашка»,

Отделу образования Администрации Тайгинского городского округа

об обязании устранить нарушения пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Тайга в интересах неопределенного круга несовершеннолетних воспитанников обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №54 «Ромашка», Отделу образования Администрации Тайгинского городского округа об обязании устранить нарушения пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой города совместно с начальником отделения надзорной деятельности г.Тайга УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области проверки соблюдения правил пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №54 «Ромашка», расположенном по адресу г Тайга, <адрес>, выявлены нарушения федерального законодательства о противопожарной безопасности, выразившиеся в следующем.

В нарушение п. 27 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 ( ППБ 01-03) в столовой на первом этаже здания детского сада стены окрашены масляной краской; в столовой на первом этаже здания детского сада, а так же в кабинете старшего воспитателя установлены не распашные металлические решетки, чем нарушен п.40 Правил; в нарушение п. 52 Правил двери на пути эвакуации открываются не по ходу движения; на пути к эвакуационным путям (рядом с логопедической группой и подготовительной группой) имеются препятствия (батарея), что является нарушением п.53 Правил; в нарушение п. 16 Правил в группах отсутствуют указатели по пути эвакуации к выходу; кроме того, на первом этаже со стороны лестничной площадки отсутствуют двери (противодымовые), что является нарушением п.34 Правил; в средней группе, подготовительной группе из комнаты отдыха двери открываются не по пути эвакуации, чем нарушен п. 52 Правил; в группах на втором этаже отсутствует из комнаты отдыха выход на улицу.

В соответствии со ст. 20, 34, 38 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Госкомобразования СССР 10.05.1989 г., здания детских учреждений (в т.ч. школ и детских садов) должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313.

В силу п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожара, не допускать использования их не по назначению.

В силу ст.ст. 12 ч.4 п.5, 32 ч.1, 2 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 51 ч.1, 7 Закона «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 120 ч. 2 Гражданского кодекса РФ учреждение
отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (отдел образования Администрации Тайгинского городского округа). Предъявление прокурором города Тайги иска вызвано несовершеннолетним возрастом обучающихся детей и воспитанников, они не могут самостоятельно защищать свои нарушенные права на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 3 Конвенции «О правах ребенка» (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) государства-участники (в том числе и РФ) обеспечивают, чтобы учреждения, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Прокуратура РФ является единой централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ. На протяжении длительного времени создается угроза жизни и здоровью детей в учреждении, не отвечающем нормам, установленным компетентными органами (в данном случае - Отделением государственного пожарного надзора г. Тайги). Однако никто из законных представителей ни разу не обратился в суд в целях защиты своего ребенка от опасности в случае возникновения пожара в силу отсутствия информированности о такой угрозе, либо безразличного к этому отношения, либо имущественного положения.

В связи с изложенным, ссылаясь на ст. 12 ч. 4 п. 5, ст. 32 ч. 1, 2 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», ст. 120 ч. 2 ГК РФ, ст. 5 Конвенции «О правах ребенка», ст. ст. 30, 34, 38 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», ч.1 45 ГПК РФ, ст. 120, 206 ГК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор просит суд обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №54 «Ромашка», устранить нарушения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности, а именно: в столовой на первом этаже здания детского сада стены окрашены масляной краской; заменить в столовой на первом этаже здания детского сада не распашные металлические решетки на распашные; заменить в кабинете старшего воспитателя не распашные металлические решетки на распашные; устранить препятствие на пути эвакуации (двери открываются не по ходу движения); устранить препятствие в виде батареи на пути к эвакуационным путям (рядом с логопедической группой и подготовительной группой); установить в группах указатели по пути эвакуации к выходу; установить на первом этаже со стороны лестничной площадки двери (противодымовые); устранить препятствие по пути эвакуации в средней группе, подготовительной группе из комнаты отдыха (двери открываются не по пути эвакуации); на втором этаже в группах устранить препятствие для выхода на улицу в случае эвакуации, а так же установить ответчику в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок для совершения действий до 01.01.2012г

В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора г. Тайга Семерук Г.С. подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, на исковых требованиях настаивала, при этом уточнила, что поскольку ответчиком частично добровольно устранены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, просила обязать МДОУ Детский сад №54 «Ромашка», устранить нарушения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности, а именно: установить в дверном проеме на первом этаже со стороны лестничной площадки дверное полотно (противодымное); в группах на втором этаже организовать второй эвакуационный выход со второго этажа здания из комнаты отдыха на улицу путем постройки наружной лестницы, при этом установить срок для устранения указанных нарушений до 01.09.2012г.

Представитель ответчика заведующая МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка» Корягина Е.А. в судебном заседания исковые требования прокурора признала в полном объеме, при этом пояснила, что в настоящее время проводится устранение нарушений требований пожарной безопасности, часть нарушений устранена, а для устранения остальных нарушений необходим более длительный срок и соответствующее финансирование, в связи с чем просила суд установить срок для устранения нарушений требований пожарной до 01.09.2012 года.

Представитель отдела образования Администрации Тайгинского городского округа Стрельникова О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Представитель третьего лица отделения надзорной деятельности г. Тайга УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области в г. Тайга, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, уважительных причин неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Судом исследованы письменные доказательства: копия приказа от 20.12.2010г. о переводе на должность заведующего МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка» Корягиной Е.А. (л.д.6); копия акта осмотра от 13.09.2011г., которым установлены нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка» (л.д. 7); фототаблица, где зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка» (л.д. 8-10); Устав МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка».

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20, 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.05.03 г. № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии со ст. 51 закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В судебном заседании установлено, что МДОУ Детский сад №54 «Ромашка» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, и имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью большого количества людей, в том числе детей, в случае пожара.

Кроме того, суд считает, что отсутствие дверных полотен в дверных проемах со стороны лестничной площадки на первом этаже (противодымовые), а так же отсутствие второго эвакуационного выхода со второго этажа здания из комнаты отдыха на улицу препятствует своевременной эвакуации, а так же своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье как детей, так и персонала детского учреждения, нарушения правил противопожарной безопасности могут привести к необратимым последствиям, тогда как ст. 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Под защитой неопределенного круга лиц понимается защита общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддаётся точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а так же существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех лиц ответчик.

Предъявляя иск, прокурор действовал в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц – воспитанников детского сада, с целью предотвращения нарушения их законных прав и интересов.

В соответствии с п. 1 ст. 120 части первой ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с ч.5 ст.161 Бюджетного Кодекса РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Учитывая изложенное, суд считает, что МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка»» обязано самостоятельно исполнить обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок для выполнения действий по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

Учитывая, что МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка» мероприятия по устранению требований пожарной безопасности уже проводятся, срок до 01.09.2012г. является достаточным и ответчиком не оспаривается.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации или физические лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу, и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой. Учитывая, что прокурор г. Тайги в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика МДОУ Детский сад № 54 «Ромашка», на которого возлагается обязанность исполнения решения суда, в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Тайга удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №54 «Ромашка», расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

установить в дверном проеме на первом этаже со стороны лестничной площадки дверное полотно (противодымное);

в группах на втором этаже организовать второй эвакуационный выход со второго этажа здания из комнаты отдыха на улицу путем постройки наружной лестницы.

Установить срок для совершения вышеуказанных действий до 01 сентября 2012 года.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №54 «Ромашка» в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Тайгинский городской суд.

Мотивированное решение составлено 31 октября 2011 года.

Судья: С.А. Трушина

Копия верна, Судья С.А. Трушина

Секретарь Ю.А. Громышова