О включении имущества в наследственную массу



                                                

                                                  Р Е Ш Е Н И Е                           

                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2011 года

                                       Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея

в составе :

Председательствующего -           АПАЛЬКОВОЙ Т.Е.

при секретаре                      -            ГУЧЕТЛЬ С.Ю.

с участием истцов - Ксензова В.В.,

                                  НЕСТЕРЕНКО А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ксензова В.В. и НЕСТЕРЕНКО А.В. к МИ ФНС № 3 России по РА о включении в наследственную массу, оставшуюся после смерти Ксензова В.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка и садового дома площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>,

                                           У С Т А Н О В И Л А:

Ксензов В.В. и Нестеренко А.В. обратились в суд к МИ ФНС № 3 России по РА о включении в наследственную массу, оставшуюся после смерти Давыдова В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка и садового дома площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Тахтамукайский район» Ксензову В.Ф. был предоставлен земельный участок. В соответствии с этим распоряжением Ксензову В.Ф. необходимо было обратиться в территориальный отдел № 3 (по Тахтамукайскому району) управления Роснедвижимости по РА для прохождения кадастрового учета и получения кадастрового паспорта земельного участка, а также после получения кадастрового паспорта зарегистрировать право собственности на земельный участок в Тахтамукайском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по РА. Кадастровый паспорт был получен ДД.ММ.ГГГГ , однако, Ксензов В.Ф. по состоянию здоровья не смог обратиться в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по РА за регистрацией права собственности на земельный участок.

На указанном участке Ксензов В.Ф. построил садовый дом площадью 28,3 кв.м. В настоящее время получен технический паспорт на дом, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Ксензов В.Ф. умер. Таким образом, формально Ксензов В.Ф. не успел стать собственником указанного земельного участка, и на этом основании нотариус отказала истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство. Понимая правомерность отказа, постановление об отказе в совершении нотариального действия истец не требовал.

Истцы, Ксензов В.В. и Нестеренко А.В., являются единственными наследниками первой очереди после смерти отца для вступления в наследство и получения свидетельства о праве на наследство по закону и, поэтому просят включить в наследственную массу после смерти Ксензова В.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка и садового дома площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Истцы в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика МИ ФНС №3 России по РА, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставив суду заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело по существу в его отсутствие.

         Суд, выслушав истца, Ксензова В.В., и истицу, НЕСТЕРЕНКО А.В., исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону, являются дети наследодателя.

Статья 1153 ГК РФ предусматривает два способа принятия наследства:

- путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство;

- путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом (принял меры к сохранению имущества, к защите его от посягательств или признаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся ему суммы).

Как следует из п. 4 ст. 3 Закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введение в действие Земельного кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но, не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки.

Пункт 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предусматривает, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ умер Ксензов В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти открылось наследственное имущество в виде земельного участка и садового дома, площадью 28,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

При жизни Ксензов В.Ф. открыто, добросовестно и непрерывно пользовался и владел указанным земельным участком и садовым домом, как своим собственным, однако, он не оформил его в соответствии с законом и не получил правоустанавливающие документы.

        Суд считает, что Ксензов В.Ф. фактически являлся собственником указанного земельного участка. После его смерти, его дети - истцы, Ксензов В.В. и Нестеренко А.В., владеют и пользуются земельным участком и садовым домом, содержат его в надлежащем санитарно-техническом состоянии. Других наследников нет. Споров по границам участка с соседями не имеется.

Родственные отношения истцов с умершим подтверждаются материалами дела.

При обращении Ксензова В.В. и Нестеренко А.В. в Нотариальную контору Тахтамукайского Нотариального Округа РА для получения Свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок и садовый дом площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, с целью вступления в наследство после смерти отца было выявлено отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок и садовый дом площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в связи с чем ему было рекомендовано обратиться в суд.

Отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок и садовый дом площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, лишает истцов возможности в полном объеме осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим земельным участком.

           Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются следующими материалами дела:

- свидетельством о смерти Ксензова В.Ф., где указано, что он умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти ;

- свидетельством о рождении Ксензов В.В. серии II-АЯ , где в графе отец указано: «Ксензов В.Ф.»;

-Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО Тахтамукайский район о предоставлении в собственность Ксензову В.Ф. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;

- кадастровым планом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;

- техническим паспортом на садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>;

- свидетельством о рождении Ксензовой А.В. серии II-ЧМ , где в графе отец указано: «Ксензов В.Ф.»;

- справкой , выданной отделением ТИ по Тахтамукайскому району филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РА Ксензову В.В. о том, что садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве личной собственности за Ксензовым В.Ф.;

- справкой о заключении брака между Нестеренко С.А. и Ксензовой А.В..

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Ксензова В.В. и Нестеренко А.В о включении в наследственную массу, оставшуюся после смерти Ксензова В.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка и садового дома площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, обоснованны и подлежат удовлетворению.

         Руководствуясь п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», ч.2 ст.218, 1112, ч.1 ст.1142, ст.1153 ГК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    Р Е Ш И Л :

Включить в состав наследства, признав его наследственной массой, оставшейся после смерти Ксензова В.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка и садового дома площадью 28,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 30 июня 2011 года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ                                                    Т.Е. АПАЛЬКОВА