РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 июля 2012 года а. Тахтамукай Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе: Председательствующего судьи Едиджи С.Х. При секретаре Калакуток Л.Р. С участием: - истца - помощника прокурора Тахтамукайского района Тян Л.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> об обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Тахтамукайского района в защиту прав и законных интересов РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» об обязании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» осуществить государственный учет здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии, истец уточнил исковые требования и просил суд обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> об обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование указал, что прокуратурой Тахтамукайского района проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями Тахтамукайского района законодательства Российской Федерации в сфере образования. В ходе проверки установлены факты не соблюдения лицензионных требований и условий. Согласно УставаМБОУ СОШ № (п.п.1.1, 1.3, 5.1), Лицензии серии РО № на право ведения образовательной деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки РА, ответчик является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением /запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС № России по РА/. Учредителем является администрация МО «Тахтамукайский район». Постановлениями главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, договорами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем передано ответчику в оперативное управление здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.33.1 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2010 N 293-Ф3),ч.1 ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подп. «а» п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности, должны принадлежать образовательному учреждению на праве собственности или на ином законном праве. Согласно ч. 1,2 ст.16, ч.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязанность подачи заявления о государственной регистрации права, возникшего на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, возложена на лицо, в отношении которого приняты указанные акты. К заявлению о государственной регистрации прав заявителем прилагаются документы, необходимые для ее проведения. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Однако, вопреки вышеперечисленным требованиям федерального законодательства, ответчик не обратился в регистрирующий орган с заявлением с приложением соответствующих документов о государственной регистрации возникшего после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права оперативного управления на здание школы. Просит обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Адыгея об обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Тян Л.Д. поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить. Ответчик - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» извещенный надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах неявки не извещен. Представитель третьего лица - администрация МО «Тахтамукайский район», извещенный надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах неявки не извещен. Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает исковое заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц муниципального образования. Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.33.1 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2010 N 293-Ф3) образовательная деятельность образовательных учреждений подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно ч.2 ст.8, 4.1 ст. 131 Гражданского Кодекса РФ, ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вещное право на недвижимое имущество, в том числе право оперативного управления, возникает с момента обязательной государственной регистрации этого права. В силу ч.2 ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации в порядке, установленном этим Федеральным законом, подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно ч.ч.1 и 2 ст.33.1, Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N3266-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2010 N293-Ф3), ч.1 ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подп. «а» п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности, должныпринадлежать образовательному учреждению на праве собственности или на ином законном праве. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16, 4.1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязанность подачи заявления о государственной регистрации права, возникшего на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, возложена на лицо, в отношении которого приняты указанные акты (ч.1 ст. 16). К заявлению о государственной регистрации прав заявителем прилагаются документы, необходимые для ее проведения, (ч. 2 ст. 16). Документы,1 устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тахтамукайского района проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями Тахтамукайского района законодательства Российской Федерации в сфере образования, в ходе которой установлено нарушение ответчиком лицензионных и иных требований закона. Согласно УставаМБОУ СОШ № (п.п.1.1, 1.3, 5.1), Лицензии серии РО № на право ведения образовательной деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки РА, ответчик является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением /запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС № России по РА/. Учредителем является администрация МО «<адрес>». Постановлениями главы администрации МО «Тахтамукайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, договорами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем передано ответчику в оперативное управление здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. Однако, в нарушение указанных требований федерального законодательства ответчик не обратился в регистрирующий орган с заявлением с приложением соответствующих документов о государственной регистрации возникшего после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. Таким образом, соблюдение образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе необходимость наличия оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих требований возможности осуществления образовательной деятельности. Несоблюдение ответчиком указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию учащимися конституционного права на образование. Требования прокурора об обязании Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Адыгея представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание 2 школшколы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, конкретно в месячный срок не соответствуют закону и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, суд считает законным исковое заявление прокурора Тахтамукайского района удовлетворить частично, обязав Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> об обязании представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> в удовлетворении исковых требований в части обязания Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Адыгея в месячный срок со дня вступления решения в законную силу представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес> - отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Адыгея представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес> В удовлетворении исковых требований Прокурора Тахтамукайского района в части обязания Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Адыгея в месячный срок со дня вступления решения в законную силу представить в Тахтамукайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Министерства экономического развития РФ заявление и иные отвечающие требованиям статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и здание школы, расположенное по адресу: <адрес> - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 16.07.2012 года. Федеральный судья С.Х. Едиджи