ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
город Нижний Тагил 18 января 2010 года
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Хорькова О.Н., с участием:
государственного обвинителя помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Евдокимовой Н.В.,
подсудимых Грищева П.В., Новоселова В.П.,
защитников Зинчук Л.А., представившей удостоверение №1066 и ордер №269743, Жуганова В.В., представившего удостоверение №195 и ордер №269745,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
ГРИЩЕВА ПАВЛА ВАЛЕРЬЕВИЧА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> <адрес>, <данные изъяты>, проживающего в <адрес> по адресу <адрес>, не работающего, судимого:
<данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ,
НОВОСЕЛОВА ВЯЧЕСЛАВА ПЕТРОВИЧА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, гражданина РФ, проживающего по <адрес>, с <данные изъяты>, работающего <данные изъяты>, <данные изъяты>, ранее судимого:
<данные изъяты>;
<данные изъяты>;
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Грищев и Новоселов совершили открытое хищение чужого имущества.
Преступление совершено ими в <адрес> при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ около 17 час. 05 мин., находясь в комнате <адрес> Грищев и Новоселов, предварительно договорившись между собой о совершении открытого хищения сотового телефона <данные изъяты> принадлежащего ФИО8, подошли к ней, после чего, осознавая, что потерпевшая понимает преступный характер их действий, Грищев, согласно достигнутой договоренности, накинул на голову потерпевшей куртку, а Новоселов ударил ее кулаком в грудь, отчего ФИО8 испытала физическую боль и упала на кровать. С целью реализации преступного умысла и подавления сопротивления со стороны потерпевшей, Грищев и Новоселов нанесли ФИО8 множество, но не менее пяти ударов кулаками в область головы, отчего она испытала физическую боль; Грищев потребовал у нее передачи им сотового телефона, и ФИО8, опасаясь продолжения насилия, передала ему, принадлежащий ей сотовый телефон <данные изъяты> стоимостью 4.990 рублей. после чего Грищев, выходя за рамки достигнутой между ним и Новоселовым договоренности, умышленно открыто, из корыстных побуждении похитил из пакета, принадлежащие ФИО8 деньги в сумме 43 рубля и зарядное устройство к телефону, не представляющее материальной ценности.
С похищенным Грищев и Новоселов с места преступления скрылись.
В результате преступных действий Грищева и Новоселова потерпевшей был причинен материальный ущерб на сумму 5.033 рубля и телесные повреждения в виде кровоподтека в области левого глаза и кровоизлияний в коньюктиву левого глаза, не причинившие вреда здоровью.
Подсудимые вину в совершенном преступлении фактически признали полностью, отрицая лишь вмененный им факт похищения у ФИО8 5090 рублей.
Исследовав материалы дела суд считает вину подсудимых в совершенном преступлении доказанной.
Из показаний потерпевшей ФИО8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась в квартире у ФИО10 по <адрес>. вместе с Новоселовым, Грищевым, женщиной по имени ФИО12, ФИО10 и ее сожителем ФИО13. Она привезла с собой литр сухого вина. ФИО10 и ее сожитель уже находились в состоянии опьянения. Все стали распивать спиртное. В процессе распития спиртного она давала деньги Грищеву в размере 100 рублей на приобретение спиртного, из которых он возвратил ей 43 рубля. Всего у нее было 5700 рублей, которые были спрятаны в бюстгалтере. Вечером дочь привезла ей сотовый телефон, который она поставила заряжаться. Новоселов, а потом Грищев настойчиво просили у нее телефон. Почувствовав что-то не то, она зарядное устройство убрала в пакет, а телефон спрятала в плавки.
Когда стала собираться домой и одевать босоножки в коридоре, наклонилась и в это время кто-то в белой кофте, как она потом поняла, это был Новоселов, накинул ей на голову куртку, которую взял с вешалки, и толкнул ее в комнату, от чего она упала на кровать. При этом куртку кто-то держал у нее на голове. Она начала задыхаться, в это время получила два удара. Она пыталась кричать, просила ее отпустить. В это время почувствовала еще два удара в левый глаз. Потом с нее сорвали бюстгальтер, и нанесли еще четыре болезненных удара в левый глаз.
Она чувствовала что нападавших было двое, т.к. на своей голове она ощущала две руки, которые держали куртку, а кто-то еще наносил удары. Она подумала, что нападавшие что-то ищут, и сама отдала им сотовый телефон. Когда она сняла куртку, уже ни кого не было. Она сразу пошла в милицию. В процессе нападения никто не высказывал никаких требований. О наличии у нее крупной суммы денег никто из присутствующих не знал. Она не может утверждать, что деньги забрали у нее именно Новоселов и Грищев, они могли выпасть у нее в процессе борьбы, и забрать их мог кто-нибудь другой. Всего у нее были похищены 5133 рубля и сотовый телефон «<данные изъяты>» с зарядным устройством.
Свидетель ФИО8 - дочь потерпевшей, подтвердила, что в этот день привезла и отдала матери сотовый телефон. Позже, в этот же день мать приехала к ней и рассказала, что у Новоселов и Грищев, накинули на нее куртку, стали избивать и похитили у нее сотовый телефон и деньги. Лицо у нее было синее, под глазами синяки.
Как следует из показаний свидетеля ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ к ней в гости приехала ФИО8. Дома в это время находились она с сожителем ФИО15. Она с ФИО8 сходили в магазин, где последняя купила бутылку водки, которую они распили, и ФИО8 осталась ночевать у нее. На следующий день к ней в гости пришла ФИО1 ФИО16. В течение дня они распивали спиртное, потом, точное время она не помнит, приехала дочь ФИО8 и привезла последней сотовый телефон. Через некоторое время пришли ФИО17 с сыном и Грищевым Пашей. Она не помнит как ушла Новоселова, но в квартире оставались Грищев, Новоселов, ФИО1, ФИО8, ФИО18 и она. Она легла спать, т.к. находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения. Проснувшись через какое-то время, точно сказать не может, она увидела у ФИО8 кровоподтек под глазом. На ее расспросы, ФИО8 пояснила, что ее избили Грищев и Новоселов и похитили у нее сотовый телефон, который приносила ей дочь, и деньги. Кто конкретно из них похитил телефон, со слов ФИО8, она не видела, но удары наносили ей оба.
Из показаний свидетеля ФИО1 известно, что в указанный день она находилась в квартире ФИО19, где распивала спиртное вместе с другими лицами, среди которых были Грищев, Новоселов и ФИО8. В процессе распития спиртного Грищев предложил ей похитить сотовый телефон у ФИО8, попросив ее, чтобы она взяла у ФИО8 телефон, под предлогом позвонить и затем передала ему. Она отказала Грищеву. Позже, когда стали уходить по домам, Грищев предложил Новоселову похитить сотовый телефон у ФИО8, на что Новоселов ответил согласием, после этого она вышла на улицу, но перед уходом слышал, как Новоселов предлагал Грищеву накинуть ФИО8 на голову куртку, и видела, как Новоселов снял куртку с вешалки и держал ее в руках. Выйдя на улицу, она ожидала Грищева с Новоселовым, которые появились минут через 10 и Новоселов, спросив, есть ли у нее паспорт предложил сдать в ломбард сотовый телефон. Она сразу поняла, что они похитили сотовый телефон у ФИО8, и стала отказываться, но Новоселов пообещал ей часть вырученных денег и она согласилась. Новоселов передал ей сотовый телефон и зарядное устройство, после чего они прошли в магазин «<данные изъяты>» по <адрес>, где она продала телефон и зарядное устройство за 1.000 рублей. Договор, который ей дали в магазине, она выбросила в кусты около строительного техникума.
Из показаний свидетеля ФИО20 следует, что в указанный он принимал участие в распитии спиртных напитков в квартире ФИО21 вместе с ней и другими лицами, среди которых были также ФИО8, Грищев и Новоселов. Потом он уснул. Помнит, что в какой-то момент он открыл глаза и увидел, что на лице у ФИО8 находится какой-то предмет одежды черного цвета, в квартире находятся Новоселов и Грищев, которые по очереди наносили удары ФИО8 по голове и лицу кулаками. Новоселов первым нанес ей не менее 4 ударов, затем Грищев не менее 3 ударов. Грищев, как он понял по голосу, спрашивал у ФИО8, где телефон. после этого он видел как ФИО8 протянула телефон Грищеву. Грищев, взяв телефон, вместе с Новоселовым ушли. После их ухода ФИО8 стала плакать, говорила, что они у нее похитили телефон и деньги. Позже в отделении милиции он видел на лице ФИО8 синяк под глазом, какой-либо порванной одежды, либо белья он у ФИО8 не заметил. На следующий день от Новоселовой он узнал, что похищенный у ФИО8 телефон Грищев и Новоселов передали ФИО1, чтобы она его продала и ФИО1 продала его в магазин по <адрес>, торгующий б/у телефонами.
Кроме того вина подсудимых в совершенном преступлении подтверждается протоколом явки с повинной Новоселова, где он признается в соверши им совместно с Грищевым открытого хищения сотового телефона у ФИО8 (т.2, л.д.1-2), заявлением ФИО8 в органы внутренних дел по факту хищения принадлежащего ей имущества (т.1, л.д.12), заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно выводам которой ФИО8 были причинены повреждения в виде кровоподтека в области левого глаза и кровоизлияний в коньюктиву левого глаза, которые не вызывают кратковременного расстройства здоровья и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью (т.1, л.д.19-21).
В ходе осмотра участка местности по <адрес> участием свидетеля ФИО1 был обнаружен и изъят договор купли-продажи товара (т.1, л.д.38-39), в результате осмотра которого было установлено, что он заключен ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, предъявившей паспорт на свое имя и <данные изъяты> о том, что ФИО1 продала в магазин «<данные изъяты>» по <адрес> за 1.000 рублей сотовый телефон «<данные изъяты>» (т.1, л.д.40-41).
Указанный договор приобщен к материалам дела в качестве вещественного доказательства(т.1, л.д.42, 43).
В ходе выемки ФИО8 выдала 2 гарантийных талона и 2 кассовых чека на сотовый телефон «<данные изъяты>» (т.1, л.д.91-92), в ходе осмотра которых установлен серийный номер телефона IMEI: <данные изъяты> (т.1, л.д.93-94).
Копии указанные документов приобщены к материалам дела в качестве вещественных доказательств (л.д.95-97).
Сотовый телефон марки <данные изъяты> IMEI: <данные изъяты> был изъят в ходе выемки ДД.ММ.ГГГГ в магазине <данные изъяты> по <адрес> (т.1, л.д.121-122), осмотрен (т.1, л.д.123-127), приобщен к материалам дела в качеств вещественного доказательства (т.1, л.д.128), а в последствии возвращен потерпевшей (т.1, л.д.129-130).
Таким образом, с учетом приведенных доказательств суд находит вину подсудимых в совершенном преступлении полностью доказанной и считает, что действия их следует квалифицировать по п.п. «а, г» ч.2 ст.161 Уголовного кодекса Российской Федерации как грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, совершенное по предварительному сговору группой лиц, с применением насилия не опасного для жизни и здоровья.
Из объема обвинения подсудимым суд исключает факт похищения ими у ФИО8 5090 рублей, в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения в этой части.
При назначении наказания суд принимает во внимание, что подсудимые совершили тяжкое преступление, вину в совершенном преступлении фактически признали полностью.
Новоселов раскаялся в содеянном, явившись с повинной и добровольно возместив причиненный потерпевшей ущерб, имеет малолетнего ребенка, что суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание Новоселову.
Вместе с тем, суд учитывает также, что оба подсудимых ранее судимы за совершение умышленных преступлений. На основании ч.1 ст.18 Уголовного кодекса Российской Федерации действия Грищева образуют рецидив преступлений, действия Новоселова, на основании п. «б» ч.2 ст.18 Уголовного кодекса Российской Федерации, образуют опасный рецидив преступлений, что является обстоятельством, отягчающим наказание обоим подсудимым, и оно должно назначаться им с учетом требований ч.2 ст.68 УК РФ.
При назначении наказания подсудимым суд принимает во внимание также и тот факт, что оба они ранее привлекались к административной ответственности.
Гражданский иск, заявленный потерпевшей о взыскании с подсудимого Грищева 5.000 рублей в счет компенсации морального вреда, суд считает возможным удовлетворить полностью, с учетом доказанности вины Грищева и признания им исковых требований.
На основании ст.132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с подсудимых подлежат также процессуальные издержки на оплату труда адвокатов в ходе досудебного производства по делу.
Руководствуясь ст.307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Грищева Павла Валерьевича, Новоселова Вячеслава Петровича виновными в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить им наказание:
Грищеву в виде лишения свободы сроком на ТРИ года ШЕСТЬ месяцев в исправительной колонии СТРОГОГО режима, исчисляя срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ;
Новоселову в виде лишения свободы сроком на ТРИ года в исправительной колонии СТРОГОГО режима, исчисляя срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ
Меру пресечения Грищеву оставить прежней - заключение под стражу в СИЗО №3 гор.Н.Тагила до вступления приговора суда в законную силу.
Меру пресечения Новоселову изменить на заключение под стражу в СИЗО№3 гор.Н.Тагила до вступления приговора суда в законную силу, взяв его под стражу в зале суда.
Зачесть в срок отбытого наказания Новоселову время содержания его под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Грищева пользу ФИО8 в счет компенсации морального вреда 5.000 рублей.
Взыскать процессуальные издержки на оплату труда адвокатов в ходе досудебного производства по делу: с Грищева в сумме 3.431 рубль 30 копеек; с Новоселова 2.724 рубля 01 копейку.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденными в тот же срок со дня получения копии приговора.
В случае подачи кассационных жалоб осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья О.Н. Хорьков