РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 г г. Н.Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Н.Тагила Свердловской области в составе судьи Самохвалова Д.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к ответчику и указал, что является инвалидом – участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пользуется соответствующими льготами установленными законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и федеральным законом «О ветеранах», также является ветераном труда.
На соответствующее обращение к ответчику в 2010 г о назначении ежемесячного пособия на проезд на территории <адрес> и ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи в соответствии с областным законом «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>», получил отказ, с чем не согласен.
Истец просит:
Отменить решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему мер социальной поддержки.
Признать за ним право на получение льгот в соответствии с областным законом №- ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» и в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-фз «О социальной поддержке инвалидов в РФ».
Взыскать с ответчика сумму за пользование услугами местной телефонной связи с мая 2010 г по октябрь 2010 г в размере 1074 руб 18 коп.
Взыскать с ответчика ежемесячное пособие на проезд с мая по октябрь 2010 г в сумме 18181 руб.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» назначить и выплачивать ему начиная с ноября 2010 г:
ежемесячное пособие на проезд в размере 303 рубля с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством,
ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи в размере 179 рублей 03 коп с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, а также пояснил, что из федерального бюджета получает две ежемесячных денежных выплаты через Пенсионный фонд РФ по его соответствующим заявлениям, от которых отказываться не намерен.
Представитель истца ФИО3, действующая по устному ходатайству заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46) иск не признала и пояснила, что ответчик не оспаривает того, что ФИО1 – инвалид-чернобылец и ветеран труда имеющий правительственные награды, который получает две ежемесячных денежных выплаты взамен натуральных льгот через Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета, в которые входят и льготы по оплате проезда и услуг телефонной связи. Одновременная выплата из федерального бюджета и из областного бюджета требуемых льгот законом не предусмотрена. Просит в иске отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 1956 г.р. является инвалидом 3 группы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.8), в силу чего с учетом замены натуральных льгот денежными выплатами, в соответствии со ст. 13 п.2 ч.1, 27.1 ч.1 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» наряду с ежемесячным возмещением вреда, получает в 2010 г ежемесячную денежную выплату в размере 1698 руб 40 коп.
Также он получает в 2010 г ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 654 руб 40 коп (за вычетом социального пакета). Выплаты производятся из средств федерального бюджета через Пенсионный фонд РФ, что стороны подтвердили.
Из средств бюджета <адрес> ежемесячные пособия указанные в иске ФИО1 не получает, на соответствующие заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пособия на проезд по территории <адрес> и за пользование услугами местной телефонной связи, он получил письменный отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ оформленный решением. Отказ мотивируется тем, что истец уже получает ежемесячные денежные выплаты взамен натуральных льгот из средств федерального бюджета в соответствии с указанными выше законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-фз «О социальной защите инвалидов в РФ». В письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик разъяснил ФИО1 указанную правовую позицию (л.д.38-40). Этой же позиции придерживается и представитель ответчика в судебном заседании оспаривая право ветерана труда на требуемые меры социальной защиты.
Пользование ФИО1 услугами местной телефонной связи, телефонным номером 410-61-35 по месту жительства по <адрес>13 в г. Н.Тагиле ответчиком не оспаривается и подтверждается кроме объяснений истца – справкой ОАО «<данные изъяты> (л.д.43).
Согласиться с позицией и возражениями ответчика суд не может, поскольку она основана на неверном применении и толковании норм материального права в отношении ветерана труда ФИО1.
Так, статус ветерана труда, а следовательно и право на льготы, меры социальной поддержки установленные федеральным законом «О ветеранах», областным законодательством в связи с данным статусом, ФИО1 получил ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный удостоверением (л.д.8), то есть когда многие натуральные льготы для ветеранов в России уже заменены денежными выплатами.
Согласно ст.ст. 7,22 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-фз «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу статуса ветерана труда, меры социальной поддержки ФИО1 как ветерана труда, выплата ему требуемых ежемесячных пособий регулируется не федеральным законом, а законодательством <адрес>, предусматривающим соответствующие выплаты ветеранам труда из средств бюджета <адрес>, чему выплата ФИО1 из федерального бюджета двух ежемесячных денежных выплат как инвалиду, не препятствует.
В соответствии со ст. 11 ч.1 п.2-1, 4 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в <адрес>", Для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, настоящим <адрес> устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
2-1) ежемесячное пособие на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном <адрес>; (подп. 2-1 введен Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ОЗ)
4) ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, в размере 150 рублей; (подп. 4 в ред. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 11-ОЗ).
Данные суммы ежегодно индексируются и в 2010 г сумма первого из указанных пособий составляет 303 руб, второго – 179 руб 03 коп.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд с месяца обращения регулируется Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации".
В соответствии со ст. 30 ч.1 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом достижения 50-ти летнего возраста, ФИО1 как инвалид-чернобылец 3 группы в 2010 г имеет право на получение трудовой пенсии по старости, а следовательно являясь ветераном труда, он вправе получать с месяца обращения ежемесячные пособия установленные ст. 11 ч.1 п.п. 2-1, 4 областного закона «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>».
Указанный областной закон не содержит ограничений выплат ежемесячных пособий на проезд и на пользование услугами местной телефонной связи в зависимости от получаемых мер социальной поддержки из федерального бюджета.
В силу ст. 7 Конституции РФ, Россия – социальное государство политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях установленных законом.
В силу ст. 72 ч.1 п. «ж» в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
Конституция РФ предусматривает равенство прав граждан, в том числе имеющих статус ветерана труда и допускает регулирование вопросов социальной защиты ветеранов труда законодательством субъектов России, что и урегулировано законом Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».
Постановлением Уставного Суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ "По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 4 пункта 9 порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации", установлено, что наделение Законом Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (часть 4 статьи 11) Правительства Свердловской области полномочиями по регулированию условий выплаты ежемесячного пособия на проезд не означает, что Правительство Свердловской области может устанавливать такие условия, которые приводят к сокращению круга ветеранов, имеющих, в соответствии с Законом, право на его получение, то есть к умалению прав граждан. Согласно статье 61 (пункт 2) Устава Свердловской области постановления Правительства Свердловской области не могут противоречить законам Свердловской области. В случае противоречия между областным законом и правовыми актами Правительства Свердловской области действует Областной закон.
Согласно ст. 31 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Согласно ст. 3 ч.3 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Областной закон «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» повышает уровень социальной защиты инвалида и одновременно ветерана труда ФИО1 и предусматривает социальную поддержку истца именно как ветерана труда, а не как инвалида-чернобыльца, поэтому с учетом равенства прав граждан в России, ограничения установленные ст. 31 указанного федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст. 3 ч.3 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на ФИО1 не распространяется. Иное применение и толкование данных норм федерального законодательства ущемляет право ФИО1 на меры социальной защиты как ветерана труда установленные областным законодательством. С учетом того, что меры социальной защиты указанные в иске за счет областного бюджета и выплачиваемые истцу из федерального бюджета указанные выше не являются натуральными (натуральные не могут объективно предоставляться одни и те же одновременно, например бесплатный проезд), требуемые истцом ежемесячные пособия подлежат выплате с месяца обращения – с октября 2010 г одновременно с получаемыми ФИО1 из федерального бюджета двумя ежемесячными денежными выплатами.
Право на социальное обеспечение в соответствии с областным законом «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» возникло у ФИО1 не с момента получения удостоверения ветерана труда в мае 2010 г, а с учетом заявительного характера таких мер, с месяца обращения, поэтому требуемая им задолженность с мая по сентябрь 2010 г взыскана быть не может, в этой части в иске следует отказать.
Суд полагает необходимым при таких обстоятельствах удовлетворить иск частично, за счет средств бюджета Свердловской области путем возложения соответствующей обязанности по назначению и выплате требуемых пособий с октября 2010 г, а также отменить оспариваемое решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ как не соответствующее требованиям закона.
Поскольку настоящим решением требуемые истцом пособия суд взыскал, чем уже право признано, то необходимости принимать решение о признании соответствующего права на получение льгот, чем повторяется удовлетворенное право, суд не находит, в этой части в иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Отменить решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО1 ежемесячных пособий на пользование услугами телефонной связи и на проезд по территории Свердловской области.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» назначить и выплачивать ФИО1 за счет средств бюджета <адрес> начиная с октября 2010 г:
ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере 303 рубля с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством,
ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи в размере 179 рублей 03 коп с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тагилстроевский районный суд г. Н.Тагила в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 г.
Судья Д.А.Самохвалов