Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 августа 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Дюпиной О.В., при секретаре Серебряковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-901 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 58 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ СОШ № 58 и просит признать незаконным бездействие по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МОУ СОШ № 58, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; обязать МОУ СОШ № 58 устранить нарушения санитарного законодательства: предусмотреть установку резервного источника горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети в соответствии с требованиями п. 3.3 СанПиН № 2.4.5.2409-08; оборудовать при обеденном зале столовой дополнительно четыре умывальных раковины в соответствии с требованиями п. 3.4 СанПиН № 2.4.5.2409-08; установить вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН № 2.4.5.2409-08, в срок до 01.09.2011. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Нижний Тагил в мае 2011 года проведена проверка готовности детских оздоровительных лагерей к летней оздоровительной компании 2011 года. Во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 04.03.2011 № 188-1111 «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году», Постановления администрации города Нижний Тагил от 14.04.2011 № 666 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году» в Тагилстроевском районе города Нижний Тагил на базе 23-х муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ и 5-ти учреждений дополнительного образования и организации досуга в летний период 2011 года созданы лагеря дневного пребывания детей различных профилей в три смены. Поскольку на базе образовательных учреждений организованы лагеря дневного пребывания детей, в соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), то есть выполнить требования санитарных норм и правил. Пунктом 2.1 Устава, который является, в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» основным локальным актом, МОУ СОШ № 58 в рамках основных задач учреждения предусмотрено создание учреждением благоприятных условий для учащегося (воспитанника). В ходе проверки установлено, что МОУ СОШ № 58, где в период летних каникул организован лагерь дневного пребывания детей с организацией их питания в данном образовательном учреждении, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил. В МОУ СОШ № 58 в октябре 2010 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание об устранении восьми нарушений требований санитарных норм и правил. На начало открытия летнего лагеря дневного пребывания детей и до настоящего времени из восьми нарушений не устранены три, относящиеся к подготовке летнего лагеря с дневным пребыванием детей, а именно: - не предусмотрена установка резервного источника горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети, что является нарушением п. 3.3 СанПиН № 2.4.5.2409-08; - не оборудованы при обеденном зале столовой дополнительно 4 умывальных раковины, что является нарушением п. 3.4 СанПиН № 2.4.5.2409-08; - не установлена вторая моечная ванна для обработки кухонной посуды, что является нарушением п. 5.8 СанПиН № 2.4.5.2409-08. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением, на базе которого будет организован летний лагерь дневного пребывания детей, к открытию этого лагеря должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, которые будут посещать этот лагерь, в том числе должны быть осуществлены меры по соблюдению санитарного законодательства. Однако на момент открытия летнего лагеря дневного пребывания детей и до настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении, на базе которого организован летний лагерь с дневным пребыванием детей, а именно при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В судебном заседании старший помощник прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Дюпина О.В., поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 58 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МОУ СОШ № 58, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; обязать МОУ СОШ № 58 устранить нарушения санитарного законодательства: предусмотреть установку резервного источника горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети в соответствии с требованиями п. 3.3 СанПиН № 2.4.5.2409-08; оборудовать при обеденном зале столовой дополнительно четыре умывальных раковины в соответствии с требованиями п. 3.4 СанПиН № 2.4.5.2409-08; установить вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН № 2.4.5.2409-08, в срок до 01.09.2011, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МОУ СОШ № 58 - директор МОУ СОШ № 58 Скакун В.В., действующая без доверенности на основании Устава МОУ СОШ № 58 (л.д. 41-50) и приказа Департамента образования от ../../.... г. №...-к (л.д. 56), исковые требования признала частично, не согласна с тем, что она бездействовала, суду пояснила, что МОУ СОШ №58, принимало исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства. 15.10.2010 Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требования санитарного законодательства МОУ СОШ № 58, в ходе которой выявлены восемь нарушений и выдано предписание об их устранении. Нарушения, указанные в иске прокурора, частично выполнены. Выполнена установка резервного источника горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети. Дополнительно оборудованы при обеденном зале столовой четыре умывальных раковины. Для полного устранения нарушений необходимы значительные денежные средства. МОУ СОШ №58 является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключение договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных им по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и не исполненных обязательств. Учитывая, что проверка Роспотребнадзором проводилась 15.10.2010, когда бюджетная смета учреждения уже сформирована, и в ней не были предусмотрены средства на выполнение предписания надзорных органов, ею, как руководителем учреждения, были предприняты следующие действия. 26.11.2010 она обратилась к начальнику образования города с письмом о выделении средств на выполнение предписания Роспотребнадзора, на которое был получен ответ от 07.12.2010 о необходимости проведения школой мероприятия по составлению мониторинга цен. Мониторинг цен был проведен, однако средства в смету заложены не были. 10.12.2010 она обратилась к главному санитарному врачу в городе Нижний Тагил и Пригородном районе ФИО4 о переносе сроков выполнения четырех мероприятий предписания в связи с отсутствием средств в бюджетной смете. На что получила отрицательный ответ 31.12.2010. В феврале 2011 года она вновь обращалась к начальнику управления образования с просьбой о финансировании мероприятий, связанных с выполнением предписания. В марте 2011 года получила ответ, что она может действовать только в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. В смете 2011 года предусмотрены средства только на прохождение медосмотров сотрудников. 14.03.2011 она вновь обратилась к главному санитарному врачу с просьбой о переносе сроков исполнения п. 4, 5, 7 предписания в связи с отсутствием средств в смете. При этом п. 8 предписания к этому моменту был выполнен за счет внебюджетных средств. 21.03.2011 она получила отрицательный ответ от Роспотребнадзора. В настоящий момент из трех мероприятий предписания два выполнены в полном объеме. Не представляется возможным к указанному сроку 01.09.2011 установить вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды, в связи с тем, что обычную ванну невозможно установить по техническим причинам, поскольку недостаточно площади помещения. Для приобретения моечной ванны необходимо 34000 руб., но школа такими средствами не располагает. В связи с данным обстоятельством она просит суд перенести срок исполнения п. 7 предписания до 01.12.2011, поскольку с 01.09.2011 школа будет оказывать дополнительные платные услуги, за счет которых будут выделены средства для выполнения п. 7 предписания. Кроме того, в мае 2011 года в школе проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза и школе выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 31.05.2011, согласно которому нарушений санитарных норм не выявлено. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении, на базе которого организован летний лагерь с дневным пребыванием детей. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в нем указано, в чем конкретно заключаются законные интересы неопределенного круга лиц - охрана здоровья воспитанников, какое право нарушено - право воспитанников на охрану здоровья во время пребывания в летнем детском лагере, созданном на базе образовательного учреждения, при несоблюдении требований санитарного законодательства, а также содержится ссылка на закон или иные нормативно-правовые акты, предусматривающие способы защиты этих интересов. Судом установлено, что МОУ СОШ № 58 является юридическим лицом (п. 1.7 Устава), имущество которого - помещение школы, расположенное по адресу: (адрес), находится в муниципальной собственности, и финансируется из бюджета Муниципального образования «город ФИО1 Тагил» по смете, ежегодно утверждаемой главным распорядителем средств муниципального бюджета - Управлением образования администрации города ФИО1 Тагил. Кроме того, в п. 7.2 Устава МОУ СОШ № 58 в качестве источников финансирования указаны доходы от выполнения работ, услуг, реализации продукции при осуществлении приносящей доход деятельности, иные источники, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации (л.д. 13 оборот). В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 7.6 Устава МОУ СОШ № 58 (л.д. 14). Таким образом, МОУ СО № 58 отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование школы происходит в основном за счет средств бюджета Муниципального образования «город ФИО1 Тагил». Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 На основании подп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Пункт 2.3 Устава МОУ СОШ № 58 предусматривает ответственность учреждения за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса (л.д. 7 оборот). Согласно п. 5.4 Устава руководство учреждением осуществляет директор, полномочия которого определены в п. 5.5 Устава (л.д. 10 оборот). В полномочия директора также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения. Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МОУ СОШ № 58 как юридическому лицу, руководство деятельностью которым осуществляет его руководитель - директор школы. В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 04.03.2011 № 188-1111 «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году», Постановления администрации города Нижний Тагил от 14.04.2011 № 666 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году» на базе МОУ СОШ № 58 в летний период 2011 года создан лагерь дневного пребывания детей (л.д. 16), в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), то есть выполнить требования санитарных норм и правил. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не создано условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по организации питания, поскольку допущены некоторые нарушения требований санитарного законодательства. Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МОУ СОШ № 58, являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано, в том числе выполнять требования санитарного законодательства. На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) (п. 1.1). Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 1.2). В ходе проверки установлено, что МОУ СОШ № 58 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». По результатам проверки МОУ СОШ № 58 было выдано предписание об устранении восьми нарушений требований санитарных норм и правил, пять из которых на начало открытия летнего лагеря дневного пребывания детей устранены, а остальные три не устранены, в том числе: - не установлен резервный источник горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети, что является нарушением п. 3.3 СанПиН № 2.4.5.2409-08; - не оборудованы при обеденном зале столовой дополнительно четыре умывальных раковины, что является нарушением п. 3.4 СанПиН № 2.4.5.2409-08; - не установлена вторая моечная ванна для обработки кухонной посуды, что является нарушением п. 5.8 СанПиН № 2.4.5.2409-08. Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего иска, МОУ СОШ № 58 из указанных в иске нарушений были устранены два, в том числе установлен резервный источник горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети, что подтверждается договором поставки от ../../.... г. (л.д. 72) и гарантийным талоном на водонагреватель (л.д. 71), а также при обеденном зале столовой дополнительно оборудованы четыре умывальных раковины, что подтверждается договором от ../../.... г. №... (л.д. 59). Осталось невыполненным требование предписания об установлении второй моечной ванны для обработки кухонной посуды, что предусмотрено п. 5.8 СанПиН № 2.4.5.2409-08. Предписанием от 15.10.2010, выданным Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе установлен срок устранения указанных в предписании нарушений до 01.09.2011 (л.д. 18). Представитель ответчика - директор школы Скакун В.В., не оспаривает наличие данных нарушений санитарного законодательства, предписание Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе не обжаловала, частично устранила выявленные нарушения и готова устранить последнее из выявленных нарушений при наличии финансирования, что подтверждается её пояснениями, данными в судебном заседании, объяснением, написанным на имя прокурора Тагилстроевского района (л.д. 17). Представитель ответчика ссылается на санитарно-эпидемиологическое заключение от 31.05.2011, согласно которому МОУ СОШ № 58 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 58). По мнению суда, данный документ не опровергает требование прокурора, поскольку нарушения, выявленные при проведении проверки, не устранены до настоящего времени в полном объеме, что не оспаривается представителем ответчика. В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права учащихся школы на охрану и укрепление здоровья во время нахождения в летнем лагере, созданном при образовательном учреждении, в том числе при не создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. Как установлено в судебном заседании, устранить выявленные нарушения правил санитарного законодательства в текущем году МОУ СОШ № 58 не в состоянии, поскольку сметой расходов на 2011 год данные мероприятия, требующие финансовых затрат, не предусмотрены (л.д. 70), оплачивать мероприятия за счет сотрудников или родителей учащихся МОУ СОШ № 58 не вправе. Суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности об устранении выявленных нарушений, законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению с учетом уже выполненных пунктов предписания. С учетом того, что финансирование МОУ СОШ № 58 в основном производится из бюджета города, который на 2011 год уже сформирован и утвержден, а для выполнения требования предписания в части установления второй моечной ванны для обработки кухонной посуды требуются материальные затраты, которые необходимо заложить в смету расходов школы на 2012 год или, по утверждению представителя ответчика, возможно получить от дополнительных занятий, которые будут организованы в новом учебном году, суд соглашается с ходатайством представителя ответчика и полагает возможным предоставить ответчику разумный срок для устранения недостатков - до 01.12.2011. Кроме того, в своем возражении на исковые требования ответчик указал, что прокурор не может подменять другие государственные органы, и проверки исполнения законов проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, но работники прокуратуры в МОУ СОШ № 58 не выходили (л.д. 9-10). Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям. Полномочия прокурора раскрыты в ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что прокурор может организовать проведение проверки, в том числе и с привлечением других компетентных органов, что и было сделано в данном случае, когда к проверке по определению готовности школ к организации летних лагерей в плане соблюдения правил санитарной безопасности, были привлечены органы Роспотребнадзора. Согласно п. 4. ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор обязан реагировать на всякое нарушение закона, в том числе и путем обращения в суд с требованием об устранении нарушений закона. В силу изложенного суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения правил санитарной безопасности. По требованию прокурора о признании незаконным бездействия МОУ СОШ № 58 суд полагает, что доводы прокурора не являются обоснованными, опровергнуты ответчиком. Судом установлено, что МОУ СОШ № 58 финансируется из муниципального бюджета с учетом его дефицита в недостаточной мере. В смете на 2011 год (л.д. 70) расходы на указанные в иске мероприятия по устранению нарушений правил санитарного законодательства не предусмотрены, а ответчик отвечает по своим обязательствам в объеме находящихся в его распоряжении денежных средств. При этом семь нарушений ответчиком уже устранены, что не оспаривается сторонами. Директор МОУ СОШ № 58, действуя в рамках своих полномочий, обращалась с ходатайством в Управление образования, в котором просила о выделении денежных средств на выполнение предписания по устранению нарушений требований санитарного законодательства (л.д. 60, 66). На данные обращения были получены ответы, из которых следует, что в выделении средств отказано, поскольку они не заложены в бюджет города на 2011 год (л.д. 61, 67, 68, 73). Кроме того, директор школы обращалась с письмом к Главному государственному санитарному врачу в городе Нижний Тагил и Пригородному району с просьбой изменить сроки выполнения предписания (л.д. 62, 64). На указанные обращения были получены ответы об отказе в продлении сроков исполнения предписания (л.д. 63, 65). Таким образом, суд полагает, что ответчик в лице руководителя не бездействовал, а принимал активные меры по обеспечению санитарного законодательства в школе, осуществлял заботу о жизни и здоровье детей, посещающих летний детский лагерь, с учетом своего материального положения и имеющихся возможностей. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что прокурором не доказано бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, находящихся в летнем лагере, в том числе по осуществлению мер по обеспечению правил санитарной безопасности, в связи с чем, указанное требование удовлетворению не подлежит. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МОУ СОШ № 58 подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых удовлетворено, в удовлетворении второго отказано, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 58, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58 устранить в срок до 01.12.2011 следующие нарушения требований санитарного законодательства: установить вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН № 2.4.5.2409-08. В удовлетворении требований прокурору Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 58 о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МОУ СОШ № 58, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства: предусмотреть установку резервного источника горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой пищеблока с разводкой по сети в соответствии с требованиями п. 3.3 СанПиН № 2.4.5.2409-08; оборудовать при обеденном зале столовой дополнительно четыре умывальных раковины в соответствии с требованиями п. 3.4 СанПиН № 2.4.5.2409-08, отказать. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 58 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 руб. 00 коп. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья Володина Т.Э.
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.