Решение от 08.08.2011 об установлении административного надзора



Дело № 2-1012/2011 Мотивированное решение изготовлено

08 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2011 года город Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой С.Ю., с участием помощника Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области Крякова Л.Н., при секретаре Кошелевой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области» об установлении административного надзора в отношении Тюрикова Андрея Вячеславовича,

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области» (далее по тексту решения – ФКУ ИК-№...) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Тюрикова А.В. Заявление мотивировано следующим.

Осужденный Тюриков А.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления по приговору ... от ../../.... г., которым он осужден по ... УК РФ к ... годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, подлежит освобождению из ФКУ ИК-№... по отбытию срока наказания по приговору ../../.... г..

В период отбывания наказания в виде лишения свободы Тюриков А.В. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы на основании постановления начальника ФКУ ИК-№... от ../../.... г..

После освобождения из ФКУ ИК-№... ФИО1 намерен проживать в (адрес).

Тюриков А.В. содержится в ФКУ ИК-№... с ../../.... г., по прибытию был трудоустроен токарем, с ../../.... г. – обрубщиком, с ../../.... г. – дневальным отряда, с ../../.... г. – обрубщиком, с ../../.... г. – распределителем работ, с ../../.... г. уволен с предприятия. За время отбывания наказания 17 раз привлекался к дисциплинарной ответственности, 5 взысканий погашено сроком давности, остальные взыскания действующие. Наряду с этим 5 раз поощрялся администрацией учреждения. Участия в работе самодеятельных организаций не принимает, иска и алиментов не имеет, вину по приговору суда признал частично, ../../.... г. признал полностью.

В соответствии со статьями 2-5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06.04.2011 заявитель просит установить административный надзор в отношении Тюрикова А.В., установить административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения с 22:00 час. до 06:00 час. за исключением рабочего времени согласно трудовому договору; установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; административный надзор установить сроком на два года (л.д. 2-5).

25 июля 2011 года заявитель, воспользовавшись своим правом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, предъявил дополнительные требования об установлении также в отношении Тюрикова А.В. административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Нижегородской области на срок шесть месяцев (л.д. 31).

В судебном заседании представитель заявителя – Телеуца А.А., действующий на основании доверенности №... от ../../.... г. (л.д. 38), в полном объёме поддержал предъявленные требования и просил об их удовлетворении.

Заинтересованное лицо – Тюриков А.В. в судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения заявления об установлении в отношении него административного надзора, но возражает против установления административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Нижегородской области. Кроме того, пояснил, что в настоящее время он не определился с местом жительства после освобождения из мест лишения свободы, поэтому возражает против установления в качестве места его жительства указанного в приговоре суда адреса, намерен проживать по адресу: г(адрес). Считает срок административного надзора необоснованно длительным.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, а также заключение прокурора, полагавшего, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объёме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года (далее по тексту настоящего решения – Закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Судом установлено, что осужденный Тюриков А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-№... на основании приговора ... от ../../.... г., которым он был осужден за совершение тяжких преступлений по ... УК РФ к ... годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима (л.д. 16).

Согласно справке из личного дела осужденного Тюрикова А.В. окончание срока отбытия им наказания приходится на ../../.... г. (л.д. 8).

Заявитель обратился с настоящим заявлением в суд 15 июля 2011 года (л.д. 2), то есть, более чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания Тюриковым А.В. наказания, соответственно, с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ срока для обращения в суд.

Поскольку Тюриков А.В. осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, он является лицом, отнесенным Законом к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона.

При этом положения части 1 статьи 3 Закона в рассматриваемой ситуации применимы во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 3 Закона, предусматривающей основания для установления административного надзора.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Судом установлено, что постановлением начальника ФКУ ИК-№... от ../../.... г. Тюриков А.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 14), данное постановление Тюриковым А.В. обжаловано не было, что не оспаривалось им в настоящем судебном заседании.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено наличие совокупности предусмотренных Законом оснований для установления административного надзора в отношении Тюрикова А.В.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 3 и частью 3 статьи 3 Закона, суд признаёт заявление ФКУ ИК-№... об установлении административного надзора в отношении Тюрикова А.В. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворении.

Решая вопрос о виде административного ограничения, подлежащего установлению в отношении Тюрикова А.В. при административном надзоре, суд принимает во внимание следующее.

Перечень видов административных ограничений, которые могут быть установлены при административном надзоре, предусмотрен статьей 4 Закона, согласно пункту 3 части 1 которой в отношении поднадзорного может быть установлено предлагаемое заявителем по настоящему делу административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося место жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

Предлагаемая заявителем мера административного ограничения в отношении Тюрикова А.В. о запрете пребывания вне жилого помещения по месту жительства или пребывания в ночное время, то есть с 22:00 час. до 06:00 час. признаётся судом обоснованной, заявленной с учётом характеристики личности осужденного (л.д. 8-11), поэтому заявление об установлении данного вида административного ограничения суд признаёт подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для установления вышеуказанного административного ограничения в виде запрета пребывания вне пределов жилого помещения за исключением рабочего времени согласно трудовому договору.

По мнению суда, указанная предлагаемая заявителем мера административного ограничения является преждевременной, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего дела Тюриков А.В. не имеет трудовых отношений, в том числе, связанных с работой по трудовому договору в ночное время. Впоследствии, при заключении подобного трудового договора, Тюриков А.В. не лишен права обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административного ограничения в порядке части 3 статьи 4 Закона.

Поэтому требования заявителя в этой части суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Решая вопрос о виде устанавливаемого в отношении Тюрикова А.В. административного ограничения, судом выяснялся вопрос о месте жительства либо пребывания Тюрикова А.В., которое он намерен избрать после освобождения из мест лишения свободы.

Согласно приговору суда, по которому отбывает наказание Тюриков А.В., на момент задержания за совершение преступления он проживал в (адрес) (л.д. 16).

Согласно заявлению Тюрикова А.В. на имя начальника ФКУ ИК-№... от ../../.... г., он просил при освобождении оформить ему проездные документы от станции (адрес) до станции (адрес), указав, что местом жительства им избран адрес – (адрес) (л.д. 6).

В настоящем судебном заседании Тюриков А.В. заявил о намерении проживать после освобождения по адресу: (адрес), пояснив при этом, что до настоящего времени окончательно не определился с местом жительства.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством лицо, освобожденное из мест лишения свободы имеет право выбора места жительства либо пребывания, суд полагает возможным установить в отношении Тюрикова А.В. административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения в период с 22:00 час. до 06:00 час. без указания конкретного адреса места пребывания, который впоследствии подлежит установлению соответствующим органом внутренних дел по месту жительства либо пребывания поднадзорного лица.

Также суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление в части установления в отношении поднадзорного Тюрикова А.В. такого административного ограничения как обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, поскольку указанная мера административного ограничения, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона, подлежит установлению в отношении поднадзорного в обязательном порядке.

При этом частью 2 статьи 4 Закона установлено, что явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации устанавливается с периодичностью от одного до четырех раз в месяц.

С учётом характеристики личности Тюрикова А.В., а также многократного нарушения им в период отбывания наказания в виде лишения свободы порядка отбывания наказания и, как следствие, неоднократного применения к нему дисциплинарных взысканий, суд полагает необходимым и целесообразным установить в отношении Тюрикова А.В. обязательность явки в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации два раза в месяц.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления в части дополнительно предъявленных требований об установлении в отношении Тюрикова А.В. административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Нижегородской области в течение шести месяцев, поскольку требования заявителя в этой части немотивированны, доказательств обоснованности и целесообразности применения к Тюрикову А.В. данной меры административного ограничения заявителем суду не представлено. Поэтому суд приходит к выводу о том, что в этой части в удовлетворении заявления необходимо отказать.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Закона на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

С учётом установленных по делу обстоятельств и характеристики Тюрикова А.В., суд полагает возможным установить в отношении него административный надзор сроком на два года, который подлежит исчислению в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Руководствуясь статьями 194-198, 261.8 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Тюрикова Андрея Вячеславовича, ../../.... г. года рождения.

Установить в отношении поднадзорного Тюрикова Андрея Вячеславовича, ../../.... г. года рождения, административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения, которое будет избрано поднадзорным в качестве места жительства или пребывания.

Установить в отношении поднадзорного Тюрикова Андрея Вячеславовича, ../../.... г. года рождения, административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Административный надзор в отношении Тюрикова Андрея Вячеславовича, ../../.... г. года рождения, установить сроком на два года, исчисляя данный срок со дня постановки на учёт в соответствующем органе внутренних дел.

В остальной части в удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы (представления прокурора) через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья - подпись С.Ю. Вахрушева