Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 августа 2011 года г. Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи СенниковойМ.А., с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области Волковой М.Н., при секретаре СоловьевойМ.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1004/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 106, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 106, о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующий в интересах учащихся (воспитанников) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 106, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 106 (далее – МДОУ д/с № 106) о признании бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 106, незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства: оборудовать на четырех групповых участках теневые навесы в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками с дверями без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 01 декабря 2015 года. В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения (адрес), в частности соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "Об образовании" образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха учащихся (воспитанников) несут должностные лица учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения. Статья 13 Закона РФ "Об образовании" определяет содержание основного локального акта - устава, на основании которого действует образовательное учреждение. Пунктом 2.1 устава МДОУ д/с № 106 в рамках основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно пункту 1.14 данного устава учреждение несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей. В ходе проверки установлено, что МДОУ д/с № 106, который посещают 113 детей в возрасте от двух до 7 лет, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), а именно: допущены нарушения санитарных норм и правил. В соответствии со ст. ст. 11, 28 Федерального Закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В данном учреждении с 23 июля 2009 года по 19 августа 2009 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 19 августа 2009 года об устранении 17 нарушений требований санитарных норм и правил, 2 из которых до настоящего времени не устранены, а именно: не оборудованы на четырех групповых участках теневые навесы, что является нарушением п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; не оборудованы в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками с дверями без запоров, что является нарушением п.6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10. СанПиН 2.4.1.1249-03 утратил силу с 01 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В силу ч. 1 ст. 46, п. 1 ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с нарушением прав малолетних учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, прокурором Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила принято решение о предъявлении данного искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту этих учащихся (воспитанников). В судебном заседании помощник прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Волкова М.Н. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика – заведующая Журавлева Н.В., полномочия которой подтверждены удостоверяющим служебное положение документом (л.д. 16), признала исковые требования прокурора в части имеющихся в детском саде нарушений санитарного законодательства, выявленных Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области и указанных в предписании от 19 августа 2009 года. Возражала против удовлетворения требований о признании незаконным бездействия МДОУ, полагая, что ей как заведующей данного учреждения приняты все зависящие меры к устранению выявленных нарушений, причиной которых является отсутствие финансирование учреждения, являющегося бюджетным учреждением. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрации г. Нижний Тагил, привлеченной к участию в деле по инициативе суда (л.д. 44), в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 49), сведений о причинах неявки суду не представил, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ). Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона N 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил;. На основании п. 2 ст. 44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагиле и Пригородному району от 19 августа 2009 года заведующей МДОУ д/с № 106 с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» предложено, в том числе, оборудовать на групповых участках теневые навесы по одному ежегодно, что является нарушением п. 2.1.12 СанПин 2.4.1.1249-03, оборудовать в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками без запоров, что является нарушением п. 2.2.17. СанПиН 2.4.1.1249-03 (л.д. 5). СанПиН 2.4.1.1249-03 утратил силу с 01 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». Санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.1). Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Согласно п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 x 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. Представителем ответчика МДОУ д/с № 106 наличие выявленных нарушений п. п. 3.9, 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 и законность предписания Роспотребнадзора не оспаривались. Его доводы о том, что учреждение не бездействовало, принимая меры к устранению выявленных нарушений, однако у него не имелось возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, а также им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, объективно ничем не подтверждены, так же как не подтверждено частичное устранение нарушений (ст. 56 ГПК РФ). Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что деятельность учреждения противоречит требованиям санитарного законодательства и нарушает организацию режима работы в дошкольной организации, а также права детей на охрану их здоровья при осуществлении данным учреждением деятельности по их воспитанию, обучению, развитию. В связи с этим исковые требования прокурора с учетом требований ст. ст. 11, 28 Закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок, аналогичный установленному в предписании от 19 августа 2009 года. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 400 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 106 удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 106 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил. Возложить обязанность на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 106 устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1. 2660-10 установить на территории четырех групповых площадок теневые навесы по одному ежегодно в срок до 01 декабря 2015 года, в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 оборудовать в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками без запоров в срок до 01 декабря 2010 года. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 111 государственную пошлину в размере 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила. Председательствующий М.А. Сенникова