Решение от 15.08.2011 о понуждении к совершению действий



Мотивированное решение

изготовлено 22 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года

г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе:

председательствующего судьи СенниковойМ.А.,

с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области Волковой М.Н.,

при секретаре СоловьевойМ.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1006/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 72, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 72, о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующий в интересах учащихся (воспитанников) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 72, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 72 (далее – МДОУ д/с № 72) о признании бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил в МДОУ д/с № 72, незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства: оборудовать на 4-х групповых участках теневые навесы в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 01 сентября 2013 года.

В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения (адрес), в частности соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "Об образовании" образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха учащихся (воспитанников) несут должностные лица учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения. Статья 13 Закона РФ "Об образовании" определяет содержание основного локального акта-устава, на основании которого действует образовательное учреждение. Пунктом 2.1 устава МДОУ д/с № 72 в рамках основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно пункту 1.14 данного устава учреждение несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей. В ходе проверки установлено, что МДОУ д/с № 72, который посещают 75 детей в возрасте от полутора до 7 лет, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), а именно: допущены нарушения санитарных норм и правил. В соответствии со ст. ст. 11, 28 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В данном учреждении с 18 августа 2009 года по 14 сентября 2009 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 14 сентября 2009 года об устранении 6 нарушений требований санитарных норм и правил, одно из которых до настоящего времени не устранено, а именно: не оборудованы на 4-х групповых участках теневые навесы в соответствии с требованиями санитарных правил, что является нарушением п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10. СанПиН 2.4.1.1249-03 утратил силу с 01 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В силу ч. 1 ст. 46, п. 1 ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с нарушением прав малолетних учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, прокурором Тагилстроевского района города Нижнего Тагила принято решение о предъявлении данного искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту этих учащихся (воспитанников).

В судебном заседании помощник прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Волкова М.Н. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – директор Добычкина О.П., полномочия которой подтверждены удостоверяющим служебное положение документом (л.д. 8, оборот), признала исковые требования прокурора в части имеющихся в детском саде нарушений санитарного законодательства, выявленных Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области и указанных в предписании от 14 сентября 2009 года. Возражала против удовлетворения требований о признании незаконным бездействия МДОУ, полагая, что ей как заведующей данного учреждения приняты все зависящие меры к устранению выявленных нарушений, после вынесения предписания были устранены 5 из 6 нарушений, причиной которых является отсутствие финансирования учреждения, являющегося бюджетным учреждением. Также из представленных письменных возражений ответчика следует, что прокуратура не вправе ссылаться в исковом заявлении на обнаружение нарушений норм и правил санитарного законодательства как результат проведенной ею проверки, поскольку таковая не проводилась. Также считает не обоснованной ссылку прокурора на ст. 51 Закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «Об образовании», поскольку в Российской Федерации такого закона не существует (л.д. 31-32).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрации г. Нижний Тагил, привлеченной к участию в деле по инициативе суда (л.д. 25), в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 29), сведений о причинах неявки суду не представил, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона N 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил;.

На основании п. 2 ст. 44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагиле и Пригородному району от 14 сентября 2009 года заведующей МДОУ д/с № 72 Добычкиной О.П. с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» предложено, в том числе, оборудовать н групповых участках теневые навесы в соответствие с требованиями санитарных правил для группы № 1 в срок дл 01 сентября 2009 года, для группы № 2 в срок до 01 сентября 2010 года, для группы № 3 в срок до 01 сентября 2012 года, для группы № 4 в срок до 01 сентября 2013 года, что является нарушением п. 2.1.12 СанПин 2.4.1.1249-03 (л.д. 5-6).

СанПиН 2.4.1.1249-03 утратил силу с 01 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях».

Санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.1).

Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м.

Заведующая МДОУ д/с № 72 Добычкина О.П. наличие выявленного нарушения п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 и законность предписания Роспотребнадзора не оспаривала.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что деятельность учреждения противоречит требованиям санитарного законодательства и нарушает организацию режима работы в дошкольной организации, а также права детей на охрану их здоровья при осуществлении данным учреждением деятельности по их воспитанию, обучению, развитию.

В связи с этим исковые требования прокурора в части возложения на МДОУ д/с № 72 обязанности устранить указанные нарушения требований санитарного законодательства, с учетом требования ст. ст. 11, 28 Закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, учитывая отсутствие финансирования на эти цели, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для установления теневых навесов для групп № 1, № 2, № 3 до 01 сентября 2012 года, срок для установления теневого навеса для группы № 4 - аналогичный сроку в предписании, то есть до 01 сентября 2013 года.

Прокурором заявлено требование о признании бездействия МДОУ д/с № 72 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровье учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил, незаконным.

Согласно пункта 3 ст. 5.2 Устава г. Нижний Тагил в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления г. Нижний Тагил обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Согласно Устава МДОУ д/с № 72 его учредителем является Администрация г. Нижний Тагил (пункт 1.3), по своей организационно-правовой форме учреждение является муниципальным (пункт 1.5), финансирование учреждение осуществляется из бюджета г. Нижний Тагил на основании сметы доходов и расходов (пункт 6.1), учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (пункт 6.3), учреждение обязано эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с целевым назначением (пункт 6.4) (л.д. 14-22).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что МДОУ д/с № 52 является муниципальным бюджетным учреждением, а, следовательно, получателем бюджетных средств.

Заведующей указанного учреждения Добычкиной О.П. приняты действенные и своевременные меры, направленные на выполнение требований предписания должностного лица, большая часть из которых выполнена в установленный срок, что не опровергнуто в судебном заседании, однако они не выполнены в полном объеме в связи с отсутствием финансирования, что подтверждают соответствующие документы, в том, числе сметы на 2010, 2011 годы, в которых расходы на устранение нарушений, указанных в предписании, не учтены (л.д. 9), письмо на имя начальника управления образования Администрации г. Нижнего Тагила о выделении денежных средств для восстановления теневых навесов (л.д. 44), иная переписка с управлением образования (л.д. 45-56).

В связи с этим доводы заведующей Добычкиной О.П. о том, что учреждение не бездействовало, принимая исчерпывающие меры по обеспечению условий осуществления требований санитарного законодательства, заслуживают внимания, поскольку МДОУ д/с № 72 в лице ее руководителя приняты все зависящие от нее меры для выполнения предписания и устранения нарушений санитарного законодательства.

Такое поведение не может расцениваться судом как незаконное бездействие МДОУ д/с № 72, поскольку у учреждения не имелось возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по объективным причинам из-за отсутствия финансирования, и им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования прокурора, в указанной части в иске прокурору должно быть отказано.

При оценке возражений ответчика относительно способа прокурорской проверки суд учитывает, что проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в частности, соблюдения санитарных норм и правил, прокуратурой проведена в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации".

По результатам проверки прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, что является одним из способов прокурорского реагирования.

Таким образом, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Сам факт оспаривания ответчиком обоснованности и способа проведения проверки прокуратурой, так же как указание в возражениях на не существующий закон, упомянутый прокурором в тексте искового заявлении, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, выявленные другим государственным органом, а именно Роспотребнадзором.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 72 удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 оборудовать теневые навесы на территории групповых площадок для групп № 1, № 2, № 3 в срок до 01 сентября 2012 года, для группы № 4 в срок до 01 сентября 2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 72 государственную пошлину в размере 200 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила.

Председательствующий: М.А. Сенникова