Решение от 10.08.2011 о понуждении к совершению действий



Мотивированное решение

изготовлено 15 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года

г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе:

председательствующего судьи СенниковойМ.А.,

с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области Волковой М.Н.,

при секретаре СоловьевойМ.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-958/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 111, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 111, о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующий в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 111, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 111 (далее – МДОУ д/с № 111) о признании бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства: оборудовать наружное электрическое освещение на территории земельного участка в соответствии с требованиями п. 3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками с дверями без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 в срок до 01 декабря 2012 года.

В обоснование указано, прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения (адрес) в частности соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "Об образовании" образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха учащихся (воспитанников) несут должностные лица учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения. Статья 13 Закона РФ "Об образовании" определяет содержание основного локального акта - устава, на основании которого действует образовательное учреждение. Пунктом 2.1 устава МДОУ д/с № 111 в рамках основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно п. 1.14 устава учреждение несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей. В ходе проверки установлено, что МДОУ д/с № 111, который посещает 81 ребенок в возрасте от полутора до 7 лет, не созданы условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), а именно допущены нарушения санитарных норм и правил. В соответствии со ст. ст. 11, 28 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В данном учреждении с 15 февраля 2010 года по 15 марта 2010 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 15 марта 2010 года об устранении 10 нарушений требований санитарных норм и правил, 2 из которых до настоящего времени не устранены, а именно: не оборудовано наружное электрическое освещение на территории земельного участка, что является нарушением п. 3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; не оборудованы в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками с дверями без запоров, что является нарушением п.6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10. СанПиН 2.4.1.1249-03 утратил силу с 01 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства, образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В силу ч. 1 ст. 46, п. 1 ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с нарушением прав малолетних учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, прокурором Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила принято решение о предъявлении данного искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту этих учащихся (воспитанников).

В судебном заседании помощник прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Волкова М.Н. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – директор Иванова Р.А., полномочия которой подтверждены удостоверяющим служебное положение документом (л.д. 5), признала исковые требования прокурора в части имеющихся в детском саде нарушений санитарного законодательства, выявленных Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области и указанных в предписании от 15 марта 2010 года. Возражала против удовлетворения требований о признании незаконным бездействия МДОУ, полагая, что ей как заведующей данного учреждения приняты все зависящие меры к устранению выявленных нарушений, после вынесения предписания было устранено 8 из 10 нарушений, причиной которых является отсутствие финансирование учреждения, являющегося бюджетным учреждением. Также из представленных письменных возражений ответчика следует, что прокуратура не вправе ссылаться в исковом заявлении на обнаружение нарушений норм и правил санитарного законодательства как результат проведенной ею проверки, поскольку таковая не проводилась. Также считает не обоснованной ссылку прокурора на ст. 51 Закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «Об образовании», поскольку в Российской Федерации такого закона не существует (л.д. 31-32).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрации г. Нижний Тагил, привлеченной к участию в деле по инициативе суда (л.д. 25), в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 29), сведений о причинах неявки суду не представил, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона N 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил;.

На основании п. 2 ст. 44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагиле и Пригородному району от 15 марта 2010 года заведующей МДОУ д/с № 111 Ивановой Р.А. с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» предложено, в том числе, оборудовать наружное электрическое освещение на территории земельного участка, что является нарушением п. 2.1.4. СанПиН 2.4.1.1249-03, оборудовать в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками с дверями без запоров, что является нарушением п. 2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 (л.д. 23-24).

СанПиН 2.4.1.1249-03 утратил силу с 01 октября 2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях».

Санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" направленны на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.1).

Согласно пункта 3.3. СанПиН 2.4.1.2660-10 территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.

Согласно п. 6.18.3. СанПиН 2.4.1.2660-10 в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 x 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

Заведующая МДОУ д/с № 111 Иванова Р.А. наличие выявленных нарушений п. п. 3.3., 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 и законность предписания Роспотребнадзора не оспаривала.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что деятельность учреждения противоречит требованиям санитарного законодательства и нарушает организацию режима работы в дошкольной организации, а также права детей на охрану их здоровья при осуществлении данным учреждением деятельности по их воспитанию, обучению, развитию.

В связи с этим исковые требования прокурора в части возложения на МДОУ д/с № 111 обязанности устранить указанные нарушения требований санитарного законодательства, с учетом требования ст. ст. 11, 28 Закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, учитывая отсутствие финансирования на эти цели, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок, аналогичный сроку в предписании для устранения нарушения п. 3.3 СанПин 2.4.1.2660-10, то есть до 01 декабря 2012 года. Для устранения нарушения п. 6.18.3 СанПин 2.4.1.2660-10, учитывая, что срок по предписанию истекает 01 сентября 2011 года, суд полагает предоставить более длительный срок, а именно до 01 декабря 2012 года.

Прокурором заявлено требование о признании бездействия МДОУ д/с № 111 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровье учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил, незаконным.

Согласно пункта 3 ст. 5.2 Устава г. Нижний Тагил в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления г. Нижний Тагил обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Согласно Устава МДОУ д/с № 111 его учредителем является Администрация г. Нижний Тагил (пункт 1.3), по своей организационно-правовой форме учреждение является муниципальным (пункт 1.5), финансирование учреждение осуществляется из бюджета г. Нижний Тагил на основании сметы доходов и расходов (пункт 6.1), учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (пункт 6.3), учреждение обязано эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с целевым назначением (пункт 6.4) (л.д. 9-16).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что МДОУ д/с № 111 является муниципальным бюджетным учреждением, а, следовательно, получателем бюджетных средств.

Заведующей указанного учреждения Ивановой Р.А. приняты действенные и своевременные меры, направленные на выполнение требований предписания должностного лица, большая часть из которых выполнена в установленный срок, что не опровергнуто в судебном заседании, однако они не выполнены в полном объеме в связи с отсутствием финансирования, что подтверждают соответствующие документы, в том, числе сметой на 2011 год, в которой расходы на устранение нарушений, указанных в предписании, не учтены (л.д. 39, 40, 52, 53, 54).

В связи с этим доводы заведующей Ивановой Р.А. о том, что учреждение не бездействовало, принимая исчерпывающие меры по обеспечению условий осуществления требований санитарного законодательства, заслуживают внимания, поскольку МДОУ д/с № 111 в лице ее руководителя приняты все зависящие от нее меры для выполнения предписания и устранения нарушений санитарного законодательства.

Такое поведение не может расцениваться судом как незаконное бездействие МДОУ д/с № 111, поскольку у учреждения не имелось возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по объективным причинам из-за отсутствия финансирования, и им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования прокурора, в указанной части в иске прокурору должно быть отказано.

При оценке возражений ответчика относительно способа прокурорской проверки суд учитывает, что проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в частности, соблюдения санитарных норм и правил, прокуратурой проведена в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации".

По результатам проверки прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, что является одним из способов прокурорского реагирования.

Таким образом, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Сам факт оспаривания ответчиком обоснованности и способа проведения проверки прокуратурой, так же как указание в возражениях на не существующий закон, упомянутый прокурором в тексте искового заявлении, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, выявленные другим государственным органом, а именно Роспотребнадзором.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 111 удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 111 в срок до 01 декабря 2012 года устранить нарушения требований санитарного законодательства:

оборудовать наружное электрическое освещение на территории земельного участка в соответствии с требованиями п. 3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10,

оборудовать в старшей и подготовительной группах детские унитазы закрывающимися кабинками с дверями без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 111 государственную пошлину в размере 200 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Председательствующий: М.А. Сенникова