Решение от 25.08.2011 о возложении обязанности выдать специальное удостоверение инвалида, взыскание сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, индексация сумм возмещения вреда



Мотивированное решение изготовлено

30 августа 2011 года

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года город Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э.,

при секретаре - Серебряковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-934 по иску Витчинкина В.А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил о выдаче специального удостоверения, взыскании сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, индексации сумм возмещения вреда,

УСТАНОВИЛ:

Витчинкин В.А. обратился в суд с иском к ТОИОГВ Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил (далее по тексту ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району) и просит обязать выдать специальное удостоверение инвалида; взыскать единовременно с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.04.1999 по 31.07.2011 в сумме 1169811 руб. 30 коп.; взыскать единовременно с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.07.2003 по 31.07.2011 в сумме 21910 руб. 01 коп.; взыскать единовременно с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью с 01.01.2005 по 31.07.2011 в сумме 3445 руб. 97 коп.; обязать ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району начислять и ежемесячно выплачивать с 01.08.2011 возмещение вреда здоровью в размере 12064 руб. 59 коп. с последующей индексацией суммы возмещения вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязать ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району начислять и ежемесячно выплачивать с 01.05.2010 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 630 руб. 77 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязать ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району начислять и ежегодно выплачивать компенсацию за вред здоровью с 2011 года в размере 1051 руб. 30 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В обоснование исковых требований истец указал, что с ../../.... г. по ../../.... г. он был призван на специальные военные сборы и исполнял обязанности военной службы и привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. ../../.... г. он был впервые освидетельствован ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» состав № 5 г. Екатеринбурга и был признан инвалидом ... утратой трудоспособности в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, до ../../.... г.. С ../../.... г. ему была назначена и выплачивалась ТОИОГВ СО - УСЗН Пригородного района Свердловской области возмещение вреда здоровью в соответствии с Законом РФ от 18.06.1992 с последующими изменениями и дополнениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В возмещение вреда здоровью на ../../.... г. он ежемесячно получал 278 руб. 62 коп., с ../../.... г. размер возмещения вреда составил 233 руб. 77 коп., и выплачивался в этом размере до сентября 2000 года, с сентября стали выплачивать 257 руб. 08 коп., в январе 2000 года - 257 руб. 08 коп., в феврале - 704 руб. 90 коп., с марта 2001 года - по 1 000 руб., эту сумму истец ежемесячно получал до ../../.... г..

../../.... г.-../../.... г. Витчинкин В.А. был повторно освидетельствован в филиале № 39 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» города Нижний Тагил и был признан инвалидом ... в связи с общим заболеванием, до ../../.... г.. Впоследствии он ежегодно освидетельствовался, ему выдавались справки об инвалидности ... по общему заболеванию.

В 2011 году Витчинкин В.А. обратился в Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил с исковым заявлением о признании недействительными заключений медико-социальной экспертизы в отношении него по установлению инвалидности в связи с общим заболеванием и возложении обязанности на ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» установить ему с июля 2003 года причину инвалидности, связанную с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с формулировкой причины инвалидности в соответствии с действующим законодательством, - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС, установить процент утраты трудоспособности и выдать соответствующие справки. Решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил от 22.03.2011 исковые требования были удовлетворены, суд признал недействительными заключение медико-социальной экспертизы в отношении него по установлению инвалидности в связи с общим заболеванием с ../../.... г., и обязал ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» установить ему с ../../.... г. причину инвалидности, связанную с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с формулировкой причины инвалидности в соответствии с действующим законодательством: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС», установить процент утраты трудоспособности и выдать соответствующие справки. Такие справки истцу были выданы ../../.... г., установлена ... инвалидности ... утратой трудоспособности с ../../.... г. до ../../.... г., и ... инвалидности с ... утратой трудоспособности с ../../.... г. бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. 07.05.2011 истец обратился к ответчику с заявлением о восстановлении ему выплаты возмещения вреда здоровью с 01.07.2003. Однако, до настоящего времени ему не выплачивается возмещение вреда здоровью, ввиду того, что у него нет удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы, ставшего инвалидом. Данное удостоверение неправомерно не выдает сам ответчик и сам же ответчик в связи с данным обстоятельством не выплачивает весь объем возмещения вреда, предусмотренный Базовым законом, чем грубо нарушает права истца.

Кроме того, ответчик рассчитал возмещение вреда по своему выбору, исходя из заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению степени утраты трудоспособности, то есть, был взят заработок за 11 месяцев и поделен на 12, тем самым был существенно снижен размер средней заработной платы для расчета суммы ежемесячного возмещения вреда.

Также предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда, компенсаций и иных выплат гражданам, установленных данным Законом, в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе и на основании роста минимального размера оплаты труда. В соответствии с этой нормой, предусматривалась индексация всех выплат, предусмотренных базовым Законом, пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью предусмотрены базовым Законом и индексация данных выплат другими федеральными законами не установлена. Таким образом, суммы ежемесячного возмещения вреда подлежали индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, с 01.07.2000 равного 1,581 (132:83,49), а с 01.01.2001 с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), то есть, с учетом величин минимального размера оплаты труда. Ответчик также не произвел индексацию размера возмещения вреда здоровью пропорционально индексу роста величины прожиточного минимума (л.д. 2-6).

27.07.2011 от истца поступило заявление с уточненными требованиями, в котором он просит обязать выдать специальное удостоверение инвалида; взыскать единовременно с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.04.1999 по 31.07.2011 в сумме 1168 284 руб. 88 коп.; взыскать единовременно с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.07.2003 по 31.07.2011 в сумме 21910 руб. 01 коп.; взыскать единовременно с ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью с 01.01.2005 по 31.07.2011 в сумме 3445 руб. 97 коп.; обязать ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району начислять и ежемесячно выплачивать с 01.08.2011 возмещение вреда здоровью в размере 12064 руб. 59 коп. с последующей индексацией суммы возмещения вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязать ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району начислять и ежемесячно выплачивать с 01.05.2010 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 630 руб. 77 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязать ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району начислять и ежегодно выплачивать компенсацию за вред здоровью с 2011 года в размере 1051 руб. 30 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 20-24).

В судебном заседании истец Витчинкин В.А. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца - Злодеева Г.В., действующая на основании письменного ходатайства истца (л.д. 60), исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме согласно произведенным расчетам, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке (л.д. 40), в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался.

В представленном суду письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что Управление не отказывало Витчинкину в выдаче удовлетворения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Документы у Витчинкина для оформления удостоверения приняты только 05.08.2011. До 05.08.2011 Витчинкин с подтверждающими документами не обращался.

Сумма ежемесячного возмещения вреда здоровью рассчитывалась отделением Пенсионного фонда по городу Нижний Тагил и Пригородному район, а затем до 2003 года выплачивалось УСЗН Пригородного района. УСЗН Тагилстроевского района возмещение вреда Витчинкину не назначалось и не выплачивалось вследствие отсутствия права. Вины Управления в том, что Витчинкину не соответствующим образом определена причина инвалидности органами медико-социальной экспертизы, не имеется (л.д. 36-37).

Представитель третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления федерального казначейства по Свердловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 43), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия его представителя (л.д. 32).

В представленном суду отзыве исковые требования не признал, указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 985 «О финансовом обеспечении в 2011 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением pa6oт по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» - в 2011 году финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльское катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 872.

Органы социальной защиты населения в силу пункта 4 Правил финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации ежемесячно составляют реестры, в которых указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и сведения о каждом получателе денежной компенсации. Данные реестры подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа представляются в Федеральную службу по труду и занятости.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверной информации о получателях денежной компенсации и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели.

Правила финансирования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 № 542. В соответствии с названными Правилами, территориальные органы социальной защиты населения составляют списки получателей компенсаций, которые ежемесячно предоставляются в территориальный орган Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании предоставленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсаций, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Минфин России не наделен какими-либо функциями, связанными с начислением и выплатой денежных компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 31-32).

В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения участников судебного разбирательства, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие представителя третьего лица, в порядке заочного производства.

Выслушав доводы истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право истца на получение ежемесячных сумм возмещения вреда и иных требуемых им выплат, ответчиком не оспаривается, предусмотрено базовым законом и подтверждается материалами личного дела истца, исследованного в судебном заседании.

Согласно справке военкомата Пригородного района, Витчинкин находился на специальных сборах по ликвидации аварии на ЧАЭС в 30-километровой зоне отчуждения при в/ч 44332 в период с ../../.... г. по ../../.... г. и имеет дозу облучения (л.д. 50). В данной справке указано, что она выдана на основании военного билета. Вместе с тем, в военном билете указано, что Витчинкин находился на специальных сборах с ../../.... г. по ../../.... г. (л.д. 56-57). Таким образом, суд полагает, что за основу необходимо принимать данные, указанные в военном билете.

В соответствие с Законом Российской Федерации от 18.06.1992 (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Витчинкину с ../../.... г. было назначено и выплачивалось ежемесячно ТОИОГВ СО - УСЗН Пригородного района Свердловской области возмещение вреда здоровью по 278 руб. 62 коп. (л.д. 48-49), с 01.01.1999 - по 233 руб. 77 коп. (л.д. 51-52), с сентября 2000 года - по 257 руб. 08 коп. (л.д. 53-54), с февраля 2001 года - по 704 руб. 90 коп., с марта 2001 года - по 1 000 руб. Указанную сумму истец ежемесячно получал до 01.07.2003. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются материалами личного дела Витчинкина.

28.08-../../.... г. Витчинкин был повторно освидетельствован в филиале № 39 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» города Нижний Тагил и был признан инвалидом ... в связи с общим заболеванием, до 01.10.2004. Впоследствии истец ежегодно освидетельствовался, ему выдавались справки об инвалидности 3... по общему заболеванию.

В 2011 году истец обратился в Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области с исковым заявлением о признании недействительными заключений медико-социальной экспертизы в отношении него по установлению инвалидности в связи с общим заболеванием.

На основании решения Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил от 22.03.2011 заключение медико-социальной экспертизы в отношении Витчинкина по установлению инвалидности в связи с общим заболеванием с 01.07.2003, признано недействительным, на ФГУ «Главное бюро МСЭ по Свердловской области» возложена обязанность установить истцу с 01.07.2003 причину инвалидности, связанную с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с формулировкой причины инвалидности в соответствии с действующим законодательством, установить процент утраты трудоспособности и выдать соответствующие справки (л.д. 7).

../../.... г. истцу были выданы справки об установлении ему инвалидности ... с ... утратой трудоспособности с ../../.... г. до ../../.... г., и об установлении инвалидности ... с ... утратой трудоспособности с ../../.... г. бессрочно, в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС (л.д. 13-14).

После чего, в мае 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о восстановлении ему выплаты возмещения вреда здоровью с 01.07.2003. Однако, до настоящего времени указанные выплаты истцу не выплачены, что не оспаривается ответчиком.

Кроме того, истцу не выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы.

В своем отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что за получением указанного удостоверения истец обратился только 05.08.2011, документы у него получены (л.д. 36). Вместе с тем, ответчик не оспаривает, что удостоверение истцу не было выдано, в связи с чем, требование истца о выдаче ему удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы ставшего инвалидом, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Кроме того, истец оспаривает правильность применения индексации при начислении ему возмещения вреда.

Как следует из материалов пенсионного дела Витчинкина, с 24.06.1998 Витчинкину было установлено возмещение вреда здоровью, исходя из заработка за 24 месяца перед установлением инвалидности, что составило 278 руб. 62 коп. (л.д. 48-49).

С 01.01.1999 истцу было рассчитано возмещение вреда, исходя из семикратного минимального размера оплаты труда, что составило 233 руб. 77 коп. (л.д. 51-52), с сентября 2000 года, исходя среднего заработка за 12 месяцев наступлением инвалидности, с применением для осовременивания заработка индексы роста МРОТ (л.д. 53-54), тогда как в соответствии с действующим законодательством следовало применить индексы роста минимального размера пенсии.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 № 4214-1, действовавших на период начисления истцу возмещения вреда здоровью, при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Аналогичное разъяснение содержится в п. 2 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 21.03.1996 № 1-3-У.

Федеральными законами от 27.07.1995 № 117-ФЗ, от 01.11.1995 № 160-ФЗ, от 27.05.1996 № 55-ФЗ, от 30.09.1997 № 127-ФЗ были установлены коэффициенты для индексации пенсий, которые составляли: с 01.08.1995 - 1,05; с 01.11.1995 - 1,05; с 01.12.1995 - 1,05; с 01.05.1996 - 1,1; с 01.10.1997 - 1,1; с 01.12.1997 - 1,1.

Согласно представленного истцом расчета осовремененной заработной платы за 12 месяцев она составила 7901 руб. 34 коп., соответственно, за один месяц заработная плата составит 658 руб. 44 коп. (7901,34 : 12). Размер ежемесячного возмещения при 40% утрате трудоспособности составил 263 руб. 38 коп. (л.д. 20 оборот), а недоплата за 1999 года согласно расчету истца составила 266 руб. 47 коп. (л.д. 20 оборот).

Данный расчет ответчиком не опровергнут, им не представлен свой расчет, судом указанный расчет проверен, является математически верным, в связи с чем, суд соглашается с данным расчетом истца.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24.11.1995 № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда, компенсаций и иных выплат гражданам, установленных данным Законом, в полном размере, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе и на основании роста минимального размера оплаты труда. В соответствии с этой нормой, а также ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2288), ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2002), предусматривалась индексация всех выплат, предусмотренных базовым Законом, пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью предусмотрены базовым Законом, и индексация данных выплат другими федеральными законами не установлена. Таким образом, суммы ежемесячного возмещения вреда подлежали индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), то есть с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда с июля по декабрь 2000 года должна была
выплачиваться истцу в размере 416 руб. 40 коп. (263,38 х 1,581) ежемесячно, с 01.01.2001 размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью должен быть увеличен в 1,515 и выплачиваться в размере 630 руб. 85 коп. (416,40 х 1,515), с 15.02.2001 возмещение вреда здоровью установлено в размере 1 000 руб. в месяц.

Недоплата ежемесячных сумм возмещения вреда на 01.01.2002 составила 1664 руб. 48 коп. согласно расчету истцу, который проверен судом, является математически верным, ответчиком не опровергнут.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частью первой (гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Базового закона (твердые суммы), либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма) и частью второй данной законодательной нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П впредь до внесения соответствующих изменений в законодательство, суды были ориентированы при рассмотрении после 15.02.2001 конкретных дел, содержащих требования об индексации сумм возмещения вреда чернобыльцам, в отсутствии величины прожиточного минимума за год по Российской Федерации на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Аналогично указывает пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 № 7), разъясняя, что первая ежегодная индексация с учётом роста величины прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 года. При этом индекс роста величины прожиточного минимума за год определяется как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Поскольку в соответствии с Базовым законом предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда, компенсаций и иных выплат гражданам, установленных данным Законом, в полном размере, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, то в период до 15.02.2001 предусматривалась индексация всех выплат, предусмотренных Базовым законом, пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, с 15.02.2001 индексация всех выплат, предусмотренных Базовым законом, должна была производиться в связи с ростом величины прожиточного минимума в Свердловской области, а после 29.05.2004 при внесении изменений в Базовый закон, индексация выплат гражданам, установленных Базовым законом, должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции.

Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ были внесены изменения в Базовый закон о способе индексации. Данный закон вступил в силу с 29.05.2004 и, несмотря на то, что данный Закон предусматривает индексацию с 19.06.2002 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о бюджете Российской Федерации, данный порядок не может быть применен в том случае, если он ухудшает положение граждан, поскольку закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 № 364-О в случае, если применение вводимого оспариваемого нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению размера таких выплат, рассчитанного в соответствии с ранее действовавшими критериями индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суд должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Соответственно, поскольку решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны для применения на всей территории Российской Федерации, с 01.01.2002 ответчик обязан был применить индекс, рассчитанный исходя из роста величины прожиточного минимума: с 01.01.2002 - 1,518, с 2003 года - 1,512, поскольку это более благоприятный критерий индексации получаемых истцом выплат, чем 1,12.

Истцом произведен расчет возмещения вреда в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 № 7 и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 № 364-О. Данный расчет истца признаётся судом верным.

Среднегодовая величина прожиточного минимума по Свердловской области за 4 квартала 2000 года составила 667 руб. 50 коп. ((628+634+697+711):4).

Среднегодовая величина прожиточного минимума по Свердловской области за 4 квартала 2001 года составила 1013 руб. 25 коп. ((789+957+1 007+1 300):4).

Соответственно, индекс на 2002 год равен 1,518 раза (1 013,25:667,5).

Среднегодовая величина прожиточного минимума по Свердловской области за 4 квартала 2002 года составила 1532 руб. 25 коп. ((1 474+1 547+1 548+1 560):4).

Соответственно, индекс на 2003 год равен 1,512 раза (1 532,25:1 013,25).

Среднегодовая величина прожиточного минимума по Свердловской области за 4 квартала 2003 года составила 1677 руб. 75 коп. ((1 640+1 706+1 665+1 700):4).

Соответственно, индекс на 2004 год равен 1,092 раза (1 677,75:1 532,25).

Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда с января по декабрь 2002 года должна была выплачиваться истцу в размере 1 518 руб. 00 коп. (1 000,00 х 1,518), а выплачивалась фактически по 1 000 руб. 00 коп. ежемесячно.

С 01.01.2003 размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью должен был быть увеличен в 1,512 раза и выплачиваться в сумме 2 295 руб. 22 коп. (1518,00 х 1,512) ежемесячно, а выплачивалась в размере 1 000 руб. 00 коп. до июля 2003 года, после чего выплаты были прекращены.

Истцом рассчитана недоплата ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.01.2002 по 31.01.2003 в сумме 27 758 руб. 59 коп. Данный расчет суд признаёт обоснованным и математически верным.

В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ, вступившим в силу 29.05.2004, был изменен способ индексации сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 143, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 171, то впоследствии в целях защиты вышеуказанных сумм от инфляции индексация должна была производиться следующим образом: с 29.05.2004 - в 1,1 раза; с 01.01.2005 - в 1,11 раза, с 01.01.2006 - в 1,09 раза, с 01.01.2007 - в 1,08 раза, с 01.01.2008 - в 1,105 раза, с 01.01.2009 - в 1,13 раза, с 01.01.2010 - в 1,1 раза, с 01.01.2011 - 1,065 раза.

В связи с тем, что с 17.09.2004 истцу была установлена ... инвалидности с ... утратой трудоспособности за сентябрь истцу должны были выплатить 4 169 руб. 64 коп. (2524 руб. 74 коп. х 16 : 30) +(6311 руб. 84 коп. х 14 : 30).

С октября 2004 года ежемесячная сумма возмещения вреда должна составлять - 6311 руб. 84 коп. (2500 руб. 00 коп. х 1,518 х 1,512 х 1,1).

Ежемесячная сумма возмещения вреда с 01.01.2005 должна быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,11 раза, и составить 7 006 руб. 15 коп. (6311,84 х 1,11), а выплачивались фактически меньшие суммы.

С 01.01.2006 ежемесячная сумма возмещения вреда должна была быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,09 раза, и составить 7 636 руб. 70 коп. (7006,15 х 1,09), а выплачивались меньшие суммы.

С 01.01.2007 ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,08 раза, и составить 8 247 руб. 64 коп. (7736,70 х 1,08), а выплачивались фактически меньшие суммы.

С 01.01.2008 ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,105 раза, и составить 9 113 руб. 64 коп. (8247,64 х 1,105), а выплачивались фактически меньшие суммы.

С 01.01.2009 ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,13 раза, и составить 10 298 руб. 41 коп. (9113,64 х 1,13), а фактически выплачивались меньшие суммы.

С 01.01.2010 ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,1 раза, и составить 11 328 руб. 25 коп. (10298,41 х 1,1), а фактически выплачивались меньшие суммы.

С 01.01.2011 ежемесячная сумма возмещения вреда должна быть проиндексирована, исходя из уровня инфляции в 1,065 раза, и составить 12 064 руб. 59 коп. (11328,25 х 1,065), а фактически выплачивались меньшие суммы.

Недоплата сумм ежемесячного возмещения вреда рассчитана истцом за период с 2004 по 2010 годы в размере 771324 руб. 59 коп. (л.д. 22-22 оборот). Принцип расчета судом проверен и признаётся верным.

Недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодательством права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью истца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и как следствие, причинило истцу имущественный вред в виде убытков, который истец просит взыскать с ответчика.

При этом отсутствие у ответчика самостоятельной обязанности по индексации сумм возмещения вреда, поскольку такие коэффициенты законодательно не были определены, не лишает истца возможности взыскать убытки, вызванные несвоевременной выплатой ежемесячных сумм за весь период с 01.07.2000 по 31.07.2011.

В соответствии со статьями 1, 2, 7 Конституции Российской Федерации, в их взаимосвязи со статьями 42, 53 Конституции Российской Федерации, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся неотчуждаемым благом, является конституционной обязанностью Российской Федерации как правового государства.

Положениями ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат от инфляционных процессов в экономике, предполагающий регулярность их выплат и стабильность.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 № 7 и от 11.05.2007 № 23, указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, причиняет имущественный вред истцу в связи с инфляцией.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.1997 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24.11.1995 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

В ходе судебного заседания установлено и не оспорено представителем ответчика право истца на получение ежемесячного возмещения вреда здоровью в соответствии со ст.ст. 22, 25, 39 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судом установлено, что суммы возмещения вреда, подлежащие выплате истцу, не были выплачены своевременно.

Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Поскольку обязанность по выплате возмещения вреда возложена на государственные органы социальной защиты населения, то данные органы представляют интересы Российской Федерации по делам о возмещении вреда здоровью, причиненному вследствие катастрофы на ЧАЭС.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

Поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Витчинкину в установленном порядке с 01.07.2000, своевременно проиндексированы не были, то недоплаченная сумма в силу общеизвестных инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков) в виде неполученных доходов, что полностью соответствует требованиям ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, и Витчинкин вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда, но не с декабря 1999 года, как просит истец, а с 01.07.2000, поскольку до этого времени назначенные ответчиком суммы возмещения вреда выплачивались истцу в соответствии с действующим законодательством в суммах, определенных законом.

При этом заявленная истцом индексация повторной не является, так как коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.

Примененные истцом расчеты индексации основаны на сводных индексах роста потребительских цен в Свердловской области по данным федеральной службы государственной статистики - Свердловскстат (л.д. 58-59). При расчетах истцом вычтены суммы, полученные им помесячно в 2000-2011 годах (л.д. 23-24). Размер и период выплат подтверждены информацией и справками, составленными ответчиком (л.д. 8-11).

В исковом заявлении истцом приведен расчет подлежащих взысканию с ответчика денежных сумм (л.д. 23-24).

Судом указанный расчет проверен и признан правильным как арифметически, так и по примененному принципу расчета. Расчет произведен с учетом времени фактических выплат истцу в возмещение вреда здоровью, на основании данных, предоставленных ответчиком. Своих расчетов индексации ответчик суду не представил, расчет истца в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнул.

Оценив все изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению за исключением сумм индексации с декабря 1999 года по июль 2000 года. Таким образом, взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета подлежит сумма 1167605 руб. 76 коп.

Сумма ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2003 по 30.06.2003 выплачивалась истцу по 300 руб. ежемесячно, а с 01.07.2003 - по 200 руб.

В соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ от 26.04.2004 индексация всех выплат, предусмотренных базовым законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых производится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 07.05.2005 № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25.04.2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21.03.2007 № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21.12.2007 № 914 (с последующими изменениями) «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных базовым Законом Российской Федерации размеров выплат.

С учетом изложенного ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы: с 29.05.2004 - с применением коэффициента 1,1; с 01.01.2005 - с применением коэффициента 1,11; с 01.01.2006 - с применением коэффициента 1,09; с 01.01.2007 - с применением коэффициента 1,08; с 01.01.2008 - с применением коэффициента 1,105; с 01.01.2009 - с применением коэффициента 1,13; с 01.01.2010 - с применением коэффициента 1,1; с 01.01.2011 - с применением коэффициента 1,065.

Таким образом, недоплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2003 по 01.12.2003 составила 600 руб. 00 коп. согласно расчету истца (л.д. 21 оборот), с которым суд соглашается.

Размер ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров в период с 01.07.2000 по 28.04.2004 установлен в размере - 300 руб.

с 29.05.2004 по 31.12.2004 размер денежной компенсации составляет 330 руб. 00 коп. (300,00 х 1,1);

с 01.01.2005 по 31.12.2005 - 366 руб. 30 коп. (330,00 х 1,11);

с 01.01.2006 по 31.12.2006 - 399 руб. 27 коп. (366,30 х 1,09);

с 01.01.2007 по 31.12.2007- 431 руб. 21 коп. (399,27 х 1,08);

с 01.01.2008 по 31.12.2008 - 476 руб. 49 коп. (431,21 х 1,105);

с 01.01.2009 по 31.12.2009 - 538 руб. 43 коп. (476,49 х 1,13);

с 01.01.2010 по 31.12.2010 - 592 руб. 27 коп. (538,43 х 1,1);

с 01.01.2011 - 630 руб. 77 коп. (592,27 х 1,065).

Истец просит обязать ответчика выплачивать ему денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 630 руб. 77 коп. с 01.05.2010, но суд полагает, что данный размер компенсации должен выплачиваться истцу с 01.08.2011.

Недоплата ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров с 01.05.2004 по 31.07.2011 составила 14094 руб. 53 коп. согласно расчету истца (л.д. 22 оборот), проверенному судом.

Ежегодная компенсация за вред здоровью с 29.04.2004 по 31.12.2004 должна была составить - 550 руб.
(500,00 х 1,1);. в 2005 году - 610 руб. 50 коп. (550,00 х 1,11); в 2006 году - 665 руб. 45 коп. (610,50 х 1,09); в 2007 году - 718 руб. 69 коп. (665,45 х 1,08); в 2008 году - 794 руб. 15 коп. (718,69 х 1,105); в 2009 году - 897 руб. 39 коп. (794,15 х 1,13); в 2010 году - 987 руб. 13 коп. (897,39 х 1,1); в 2011 году - 1051 руб. 30 коп. (987,13 х 1,065).

Недоплата ежегодной компенсации за вред здоровью за 2004-2011 годы составила 2546 руб. 47 коп., в связи с тем, что ежегодная сумма возмещения вреда выплачивалась истцу в меньшем размере.

Истец просит производить ему взыскания ежегодной компенсации за вред здоровью в указанном размере, начиная с 2011 года, с чем суд не может согласиться, поскольку в 2011 году данная компенсация истцу выплачена, и считает возможным взыскать такую сумму ежегодной компенсации за вред здоровью с 2012 года, с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, истец просит проиндексировать недоплату ежемесячных сумм денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом индекса потребительских цен, с чем суд согласиться не может по следующим основаниям.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 01.12.1997 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 25 ст. 14 названного Закона в той же редакции.

Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены соответствующие изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 и от 12.02.2001), Федеральных законов от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 847, от 07.05.2005 № 292, от 25.04.2006 № 246, от 21.03.2007 № 171, от 21.12.2007 № 914, от 17.03.2008 № 181 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, фактически входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются, как указано выше, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, далее исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно (с учетом инвалидности 1-2 группы): в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.06.2004 в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2005 в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2006 в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2007 в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08; в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 № 914 и от 17.03.2008 № 181 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2008 в размере 467 руб. 86 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 779 руб. 78 коп. - коэффициент 1,085.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35, в редакции от 05.04.2005 № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П, и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

На основании указанных выше Постановлений Правительства Российской Федерации, на установленные Правительством Российской Федерации коэффициенты, в соответствии с базовым законом, индексации и выплата ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью истцу произведены, что подтверждается справками о выплатах.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания проиндексированной задолженности по данным выплатам судом не усматривается, в этой части доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, согласиться с которыми суд не может и в иске в этой части надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил выдать Витчинкину В.А. специальное удостоверение инвалида.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил в пользу Витчинкина В.А. единовременно за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.04.1999 по 31.07.2011, убытки, причиненные несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда здоровью в период с 01.07.2000 по 31.12.2010, в размере 1167605 руб. 76 коп.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил в пользу Витчинкина В.А. единовременно за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.07.2003 по ../../.... г. в сумме 14 094руб. 53 коп.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил в пользу Витчинкина В.А. единовременно за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью с 01.01.2005 по 31.07.2011 в сумме 2546 руб. 47 коп.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил начислять и выплачивать Витчинкину В.А. с 01.08.2011 возмещение вреда здоровью в размере 12064 руб. 59 коп. ежемесячно с последующей индексацией суммы возмещения вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил начислять и выплачивать Витчинкину В.А. с 01.08.2011 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 630 руб. 77 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил начислять и выплачивать ежегодно Витчинкину В.А. с 2012 года компенсацию за вред здоровью в размере 1051 руб. 30 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований Витчинкину В.А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Тагилстроевскому району города Нижний Тагила, отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Володина Т.Э.