Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 августа 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием заместителя прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Копаевой О.В., при секретаре Серебряковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-900 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 80 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ СОШ № 80 и просит признать незаконным бездействие по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МОУ СОШ № 80, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; обязать МОУ СОШ № 80 устранить нарушения санитарного законодательства: выполнить отделку стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; выполнить отделку стен учебных помещений (кабинеты №№..., обслуживающего труда у девочек, №... и др.) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; выполнить ремонт и отделку стен в раздевальнях для мальчиков и девочек в спортивном зале на 1-ом этаже, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п.п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2. 1178-02; заменить линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... (химии), физики, № №... (иностранного языка), обслуживающего труда у девочек, в мастерских у мальчиков; выполнить ремонт пола в раздевальнях для мальчиков и девочек при спортивном зале на 1-ом этаже в соответствии с требованиями п.2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; привести в соответствии с санитарными нормами п. 2.5.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 относительную влажность воздуха в учебных помещениях; приобрести в производственные цеха пищеблока необходимое оборудование: в мучной и холодные цеха, в моечную столовой посуды-раковины для мытья рук; в сырой цех - один производственный стол; в овощной цех - один производственный стол и одну производственную ванну в соответствии с требованиями п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; оборудовать вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5 2409-08, в срок до 10.11.2013. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил в мае 2011 года проведена проверка готовности детских оздоровительных лагерей к летней оздоровительной компании 2011 года. Поскольку на базе образовательных учреждений организованы лагеря дневного пребывания детей, в соответствии со ст. 51 Закона РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), то есть выполнить требования санитарных норм и правил. Пунктом 2.1. Устава, который является, в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об образовании» основным локальным актом муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 80, в рамках основных задач учреждения предусмотрено создание учреждением благоприятных условий для учащегося (воспитанника). В ходе проверки установлено, что МОУ СОШ № 80, где в период летних каникул организован лагерь дневного пребывания детей с организацией их питания в данном образовательном учреждении, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил. В МОУ СОШ № 80 в марте 2011 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание об устранении 23-х нарушений требований санитарных норм и правил. На начало открытия летнего лагеря дневного пребывания детей и до настоящего времени из 23-х нарушений не устранены 10, относящиеся к подготовке летнего лагеря с дневным пребыванием детей, а именно: - не выполнена отделка стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом. Не выполнена отделка стен учебных помещений (кабинеты №№ 22, обслуживающего труда у девочек, 201,312,309 и др.) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом. Не выполнен ремонт и отделка стен в раздевальнях для мальчиков и девочек в спортивном зале на 1-ом этаже, допускающими проведение уборки стен влажным способом, что является нарушением п.п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не заменено линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... (химии), физики, №..., №... (иностранного языка), обслуживающего труда у девочек, в мастерских у мальчиков. Не выполнен ремонт пола в раздевальных для мальчиков и девочек при спортивном зале на 1-ом этаже, что является нарушением п.2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не приведена в соответствии с санитарными нормами относительная влажность воздуха в учебных помещениях, что является нарушением п. 2.5.2 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не приобретено в производственные цеха пищеблока необходимое оборудование: в мучной и холодные цеха, в моечную столовой посуды-раковины для мытья рук; в сырой цех - один производственный стол; в овощной цех - один производственный стол и одну производственную ванну, что является нарушением п.4.1 СанПиН 2.4.5. 2409-08; - не оборудована вторая моечная ванна для обработки кухонной посуды, что является нарушением п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением, на базе которого будет организован летний лагерь дневного пребывания детей, к открытию этого лагеря должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, которые будут посещать этот лагерь, в том числе должны быть осуществлены меры по соблюдению санитарного законодательства. Однако, на момент открытия летнего лагеря дневного пребывания детей и до настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении, на базе которого организован летний лагерь с дневным пребыванием детей, а именно при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В судебном заседании заместитель прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Копаева О.В., поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие МБОУ СОШ № 80 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МБОУ СОШ № 80, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; выполнить отделку стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; выполнить отделку стен учебных помещений (кабинеты №..., обслуживающего труда у девочек, №... и др.) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; выполнить ремонт и отделку стен в раздевальнях для мальчиков и девочек в спортивном зале на 1-ом этаже, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п.п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; заменить линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... (химии), физики, №... (иностранного языка), обслуживающего труда у девочек, в мастерских у мальчиков; выполнить ремонт пола в раздевальных для мальчиков и девочек при спортивном зале на 1-ом этаже в соответствии с требованиями п.2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; привести в соответствии с санитарными нормами п. 2.5.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 относительную влажность воздуха в учебных помещениях; приобрести в производственные цеха пищеблока необходимое оборудование: в мучной и холодные цеха, в моечную столовой посуды-раковины для мытья рук; в сырой цех - один производственный стол; в овощной цех - один производственный стол и одну производственную ванну в соответствии с требованиями п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; оборудовать вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, в срок, указанный в предписании, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МБОУ СОШ № 80 - директор МБОУ СОШ № 80 Цветков С.В., действующий без доверенности на основании Устава МБОУ СОШ № 80 (л.д. 43-66), исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что МБОУ СОШ №80 не бездействовало, принимая исчерпывающие меры по обеспечению условий осуществления требований санитарного законодательства. 28.03.2011 Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства в МБОУ СОШ № 80, в ходе которой выявлены 23 нарушения и выдано предписание об их устранении. Частично нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены. Для полного устранения всех нарушений необходимы значительные денежные средства. МБОУ СОШ №80 является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных им по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств. Со дня вынесения предписания прошло всего три месяца, в течение такого срока учреждение не имеет возможности устранить нарушения, так как процедура заключения договоров, их согласование, оплата, занимают достаточно большой объем времени, в период которого учреждение, даже имея денежные средства, не смогло бы выполнить, тем более что в предписании установлены сроки выполнения до 2012-2013 года. Кроме того, работники прокуратуры в нарушение требований Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не выходили в МБОУ СОШ № 80 с проверкой, распоряжение о проведении проверки директору МБОУ СОШ №80 не предъявляли, акт по итогам проверки не составляли. В связи с чем, не вправе ссылаться в иске на обнаружение предполагаемого нарушения правил и норм санитарного законодательства как результат проведенной ею проверки. В июне 2011 года издан приказ о готовности МБОУ СОШ №80 к летней оздоровительной компании. По итогам проверки комиссией с участием представителей Роспотребнадзора был составлен акт готовности общеобразовательного учреждения к летней оздоровительной компании, согласно которому нарушений действующих санитарных норм и правил не выявлено. Согласно бюджетной смете школа запрашивала денежные средства на ремонтные работы, но они не были утверждены. Вместе с тем, администрация школы, исследовав предписание, принимала необходимые меры для его исполнения. Письмом от ../../.... г. №... было затребовано разрешение на составление сметы на ремонт класса и помещений, указных в предписании. Письмом от ../../.... г. №... в вышестоящие органы были предоставлены расчеты по количеству необходимых строительных материалов. Письмом от ../../.... г. №... ему было гарантировано финансирование по ремонту кабинетов. После чего он обратился с письмом в ООО «ВЕТАЛ» с просьбой под гарантию оплаты отпустить необходимые товары, которые требуются для устранения нарушений, указанных в предписании. Также письмом от ../../.... г. №... он обратился к директору МБОУ СОШ №... с просьбой о передаче производственного стола школе №80. Также найдены для приобретения стол производственный и ванна моечная, на которые оформлены счета. Кроме того, МБОУ СОШ № 80 включено в комплексный план по модернизации региональных систем образования. По данной программе они планируют получить денежные средства для выполнения предписания. Таким образом, предписание надзорных органов выполняются по плану и в срок, администрация школы без наличия бюджетных средств сделала все необходимое для своевременного выполнения предписания. Ими выполнена отделка помещений материалами, допускающими уборку влажным способом. Приведена в соответствие относительная влажность воздуха в учебных помещениях. Производственный стол приобретен, но не установлен, на приобретение второго производственного стола и моечной ванный выписаны счета. Раковины установлены. Те пункты предписания, по которым установлены сроки в 2012-2013 году, при наличии финансирования будут ими выполнены. На ../../.... г. запланирован выход СЭС в школу. Он просит продлить сроки выполнения предписания, которые установлены до ../../.... г., поскольку к этому времени он не сможет устранить все недостатки из-за отсутствия финансирования, и установить срок до ноября 2011 года. С ../../.... г. начнется новый учебный год, школа будет оказывать дополнительные платные услуги, и за счет полученных денежных средств сможет выполнить требования предписания. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении, на базе которого организован летний лагерь с дневным пребыванием детей. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в нем указано, в чем конкретно заключаются законные интересы неопределенного круга лиц - охрана здоровья воспитанников, какое право нарушено - право воспитанников на охрану здоровья во время пребывания в летнем детском лагере, созданном на базе образовательного учреждения, при несоблюдении требований санитарного законодательства, а также содержится ссылка на закон или иные нормативно-правовые акты, предусматривающие способы защиты этих интересов. Судом установлено, что МБОУ СОШ № 80 является юридическим лицом (п. 1.9 Устава), имущество которого находится в муниципальной собственности, передано МБОУ СОШ № 80 в оперативное управление (п. 7.1 Устава), и финансируется из бюджета города Нижний Тагил в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения за счет субсидий из бюджета города Нижний Тагил, предоставляемой учреждению на возмещение нормативных затрат. Кроме того, в п. 6.7 Устава МБОУ СОШ № 80 в качестве источников финансирования указаны доходы от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания платных услуг, безвозмездные поступления). В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 1.11 Устава МБОУ СОШ №..., согласно которому учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом, за исключением всего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем на праве оперативного управления, или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели (л.д. 45). Таким образом, МБОУ СОШ № 80 отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование школы происходит в основном за счет средств бюджета Муниципального образования город Нижний Тагил. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от ../../.... г. №... На основании подп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Предметом деятельности учреждения, в том числе, является охрана жизни и здоровья обучающихся (п. 2.2 Устава). Пункт 2.10 Устава МБОУ СОШ № 80 предусматривает ответственность учреждения, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса (л.д. 48). Согласно п. 5.4 Устава руководство учреждением осуществляет директор, полномочия которого определены в п. 5.5 Устава (л.д. 58). В полномочия директора также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения (подп. 19 п. 5.5 Устава). Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МБОУ СОШ № 80 как юридическому лицу, руководство деятельностью которым осуществляет его руководитель - директор школы. В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 04.03.2011 № 188-1111 «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году», Постановления администрации города Нижний Тагил от 14.04.2011 № 666 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году» на базе МОУ СОШ № 80 в летний период 2011 года создан лагерь дневного пребывания детей (л.д. 96), в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), то есть выполнить требования санитарных норм и правил. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не создано условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по организации питания, поскольку допущены некоторые нарушения требований санитарного законодательства. Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МБОУ СОШ № 80, являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано, в том числе выполнять требования санитарного законодательства. На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) (п. 1.1). Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 1.2). Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002, направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к: - размещению общеобразовательного учреждения; - участку общеобразовательного учреждения; - зданию общеобразовательного учреждения; - оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; - естественному и искусственному освещению; - водоснабжению и канализации; - помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; - режиму образовательного процесса; - организации медицинского обслуживания обучающихся; - санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; - организации питания обучающихся (п. 1.1). В ходе проверки установлено, что МБОУ СОШ № 80 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а также СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». По результатам проверки МБОУ СОШ № 80 было выдано предписание об устранении 23-х нарушений требований санитарных норм и правил (л.д. 29-30), 13 из которых на начало открытия летнего лагеря дневного пребывания детей устранены, а остальные 10 не устранены, в том числе: - не выполнена отделка стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом. Не выполнена отделка стен учебных помещений (кабинеты №№ 22, обслуживающего труда у девочек, 201, 312, 309 и др.) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом. Не выполнен ремонт и отделка стен в раздевальнях для мальчиков и девочек в спортивном зале на 1-ом этаже, допускающими проведение уборки стен влажным способом, что является нарушением п.п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не заменено линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... (химии), физики, №..., №... (иностранного языка), обслуживающего труда у девочек, в мастерских у мальчиков. Не выполнен ремонт пола в раздевальных для мальчиков и девочек при спортивном зале на 1-ом этаже, что является нарушением п.2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не приведена в соответствие с санитарными нормами относительная влажность воздуха в учебных помещениях, что является нарушением п. 2.5.2 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не приобретено в производственные цеха пищеблока необходимое оборудование: в мучной и холодные цеха, в моечную столовой посуды - раковины для мытья рук; в сырой цех - один производственный стол; в овощной цех - один производственный стол и одна производственная ванна, что является нарушением п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не оборудована вторая моечная ванна для обработки кухонной посуды, что является нарушением п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08. По утверждению представителя ответчика, ими частично выполнены требования предписания, в том числе выполнена отделка стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом, приведена в соответствии с санитарными нормами относительная влажность воздуха в учебных помещениях, установлены раковины для мытья рук, приобретен производственный стол в овощной цех, но не установлен. Вместе с тем, представитель ответчика не представил доказательства выполнения данных требований предписания, сослался на то, что 23.08.2011 запланирован выход СЭС для проверки выполнений требований предписания. Суд не может согласиться с данными доводами представителя ответчика, поскольку они не подтверждены доказательствами, и приходит к выводу о том, что требования предписания, указанные в иске прокурора, не выполнены ответчиком. Предписанием от 28.03.2011, выданным Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе установлен срок устранения указанных в предписании нарушений, в том числе до 25.04.2011 (п. 12 предписания), до 10.09.2011 (п. 14 предписания) (л.д. 9 оборот), сроки по остальным пунктам предписания указаны до 2012-2013 года. Представитель ответчика - директор школы Цветков С.В., не оспаривает наличие данных нарушений санитарного законодательства, предписание Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе не обжаловал, частично устранил выявленные нарушения и готов устранить остальные из выявленных нарушений при наличии финансирования, что подтверждается его пояснениями, данными в судебном заседании, объяснением, написанным на имя прокурора Тагилстроевского района (л.д. 84-85). Представитель ответчика ссылается на санитарно-эпидемиологическое заключение от 31.05.2011, согласно которому МБОУ СОШ № 80 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 87). По мнению суда, данный документ не опровергает требование прокурора, поскольку нарушения, выявленные при проведении проверки, не устранены до настоящего времени в полном объеме, что не оспаривается представителем ответчика. В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права учащихся школы на охрану и укрепление здоровья во время нахождения в летнем лагере, созданном при образовательном учреждении, в том числе при не создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. Как установлено в судебном заседании, устранить выявленные нарушения правил санитарного законодательства, срок устранения по которым установлен 10.09.2011, в указанный срок МБОУ СОШ № 80 не в состоянии, поскольку сметой расходов на 2011 год данные мероприятия, требующие финансовых затрат, не предусмотрены (л.д. 91), оплачивать мероприятия за счет сотрудников или родителей учащихся МБОУ СОШ № 80 не вправе. В связи с чем, представитель ответчика просил продлить данный срок до 01.11.2011. Суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности об устранении выявленных нарушений, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. С учетом того, что финансирование МБОУ СОШ № 80 в основном производится из бюджета города, который на 2011 год уже сформирован и утвержден, а для выполнения требования предписания в части выполнения отделки стен учебных помещений (кабинет № 36) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; приведения в соответствии с санитарными нормами п. 2.5.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 относительную влажность воздуха в учебных помещениях, требует определенного времени и средств, которые, по утверждению представителя ответчика, возможно получить от дополнительных занятий, которые будут организованы в новом учебном году, суд соглашается с ходатайством представителя ответчика и полагает возможным предоставить ответчику разумный срок для устранения недостатков - до 01.11.2011. Остальные недостатки необходимо устранить в сроки, установленные в предписании, а не в тот срок, который указан в исковом заявлении - 10.11.2013. Кроме того, в своем возражении на исковые требования ответчик утверждает, что прокурор не может подменять другие государственные органы, и проверки исполнения законов проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, но работники прокуратуры в МБОУ СОШ № 80. Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям. Полномочия прокурора раскрыты в ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что прокурор может организовать проведение проверки, в том числе и с привлечением других компетентных органов, что и было сделано в данном случае, когда к проверке по определению готовности школ к организации летних лагерей в плане соблюдения правил санитарной безопасности, были привлечены органы Роспотребнадзора. Согласно п. 4. ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор обязан реагировать на всякое нарушение закона, в том числе и путем обращения в суд с требованием об устранении нарушений закона. В силу изложенного суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения правил санитарной безопасности. По требованию прокурора о признании незаконным бездействия МБОУ СОШ № 80 суд полагает, что доводы прокурора не являются обоснованными, опровергнуты ответчиком. Судом установлено, что МБОУ СОШ № 80 финансируется из муниципального бюджета с учетом его дефицита в недостаточной мере. В смете на 2011 год (л.д. 26-27) расходы на указанные в иске мероприятия по устранению нарушений правил санитарного законодательства не предусмотрены, а ответчик отвечает по своим обязательствам в объеме находящихся в его распоряжении денежных средств. При этом 13 нарушений ответчиком уже устранены, что не оспаривается сторонами. Директор МБОУ СОШ № 80, действуя в рамках своих полномочий, обращался с ходатайством в Управление образования, в котором просил о выделении денежных средств на выполнение предписания по устранению нарушений требований санитарного законодательства (л.д. 99). Кроме того, обращался в отдел развития материально-технической базы системы образования (л.д. 87). На данные обращения были получены ответы, из которых следует, что заявка МБОУ СОШ №... включена в реестр расходов управления образования, предполагаемых к рассмотрению при очередном уточнении бюджета города Нижний Тагил (л.д. 98). Кроме того, директор школы обращался с письмом к директору ООО «Витал» с просьбой отпустить товар (л.д. 100), к директору МОУ СОШ №... о передаче производственного металлического стола (л.д. 102). Таким образом, суд полагает, что ответчик в лице руководителя не бездействовал, а принимал активные меры по обеспечению санитарного законодательства в школе, осуществлял заботу о жизни и здоровье детей, посещающих летний детский лагерь, с учетом своего материального положения и имеющихся возможностей. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что прокурором не доказано бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, находящихся в летнем лагере, в том числе по осуществлению мер по обеспечению правил санитарной безопасности, в связи с чем, указанное требование удовлетворению не подлежит. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБОУ СОШ № 80 подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых удовлетворено, в удовлетворении второго отказано, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 80, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 устранить следующие нарушения требований санитарного законодательства в срок до 01.11.2011: выполнить отделку стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; привести в соответствии с санитарными нормами п. 2.5.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 относительную влажность воздуха в учебных помещениях; в срок до 10.11.2012: выполнить отделку стен учебных помещений (кабинеты №№ 22, обслуживающего труда у девочек, 201, 312, 309 и др.) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом; выполнить ремонт и отделку стен в раздевальнях для мальчиков и девочек в спортивном зале на 1-ом этаже, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п.п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; выполнить ремонт пола в раздевальных для мальчиков и девочек при спортивном зале на 1-ом этаже в соответствии с требованиями п.2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; в срок до 10.11.2013: заменить линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... (химии), физики, №...иностранного языка), обслуживающего труда у девочек, в мастерских у мальчиков; приобрести в производственные цеха пищеблока необходимое оборудование: в мучной и холодные цеха, в моечную столовой посуды - раковины для мытья рук; в сырой цех - один производственный стол; в овощной цех - один производственный стол и одну производственную ванну в соответствии с требованиями п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; оборудовать вторую моечную ванну для обработки кухонной посуды в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08. В удовлетворении требований прокурору Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 80 о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МБОУ СОШ № 80, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей, отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 80 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. 00 коп. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья Володина Т.Э.
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.