Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 августа 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Стафеевой Н.А., при секретаре Серебряковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-914 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 45 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ СОШ № 45 и просит признать незаконным бездействие по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МОУ СОШ № 45, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; обязать МОУ СОШ № 45 устранить нарушения санитарного законодательства: выполнить отделку стен учебных помещений №... материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом, в соответствии с требованиями п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; заменить линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... и для занятий ОБЖ, провести ремонт с заменой плинтуса в учебных кабинетах №... выполнить ремонт полов в туалетных для мальчиков и девочек на первом этаже в соответствии с требованиями п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; обеспечить комбинированную мастерскую для мальчиков горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02; предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ на водопроводных сетях горячего водоснабжения в соответствии с требованиями п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08; обеспечить производственные цеха необходимым оборудованием: для обработки овощей в овощном цехе установить две моечные ванны в соответствии с требованиями п. 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; установить для мытья кухонной посуды две производственные ванны в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, в срок до 01.12.2012. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Нижний Тагил в мае 2011 года проведена проверка готовности детских оздоровительных лагерей к летней оздоровительной компании 2011 года. Поскольку на базе образовательных учреждений организованы лагеря дневного пребывания детей, в соответствии со ст. 51 Закона РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), то есть выполнить требования санитарных норм и правил. Пунктом 2.1 Устава, который является в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об образовании» основным локальным актом, МОУ СОШ № 45 в рамках основных задач учреждении предусмотрено создание учреждением благоприятных условий для учащегося (воспитанника). В ходе проверки установлено, что МОУ СОШ № 45, где в период летних каникул организован лагерь дневного пребывания детей с организацией их питания в данном образовательном учреждении, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно допущены нарушения требований санитарных норм и правил. В МОУ СОШ № 45 в феврале 2011 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание об устранении 18-ти нарушений требований санитарных норм и правил. На начало открытия летнего лагеря дневного пребывания детей и до настоящего времени из 18-ти нарушений не устранены 7, относящиеся к подготовке летнего лагеря с дневным пребыванием детей, а именно: - не выполнена отделка стен учебных помещений №..., материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом, что является нарушением п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не заменено линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... и для занятий ОБЖ, не проведен ремонт с заменой плинтуса в учебных кабинетах №... не выполнен ремонт полов в туалетных для мальчиков и девочек на первом этаже, что является нарушением п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не обеспечена комбинированная мастерская для мальчиков горячим водоснабжением, что является нарушением п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2.1178-02; - не предусмотрена установка резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ на водопроводных сетях горячего водоснабжения, что является нарушением п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не обеспечены производственные цеха необходимым оборудованием: для обработки овощей в овощном цехе не установлены две моечные ванны, что является нарушением п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не выполнен ремонт приточно-вытяжной вентиляции на пищеблоке, что является нарушением п.4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не установлены для мытья кухонной посуды две производственные ванны, что является нарушением п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением, на базе которого будет организован летний лагерь дневного пребывания детей, к открытию этого лагеря должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, которые будут посещать этот лагерь, в том числе должны быть осуществлены меры по соблюдению санитарного законодательства. Однако, на момент открытия летнего лагеря дневного пребывания детей и до настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении, на базе которого организован летний лагерь с дневным пребыванием детей, а именно при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В судебном заседании помощник прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Стафеева Н.А., поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие МБОУ СОШ № 45 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МБОУ СОШ № 45, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей; обязать МОУ СОШ № 45 устранить нарушения санитарного законодательства: выполнить отделку стен учебных помещений №... материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; заменить линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... и для занятий ОБЖ, провести ремонт с заменой плинтуса в учебных кабинетах №... выполнить ремонт полов в туалетных для мальчиков и девочек на первом этаже в соответствии с требованиями п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; обеспечить комбинированную мастерскую для мальчиков горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02; предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ на водопроводных сетях горячего водоснабжения в соответствии с требованиями п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08; обеспечить производственные цеха необходимым оборудованием: для обработки овощей в овощном цехе установить две моечные ванны в соответствии с требованиями п. 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; установить для мытья кухонной посуды две производственные ванны в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, в срок до 01.12.2012. Представитель ответчика МБОУ СОШ № 45 - директор МБОУ СОШ № 45 Зарипова М.С., действующая без доверенности на основании Устава МБОУ СОШ № 45 (л.д. 38-60), приказа от ../../.... г. №...-к (л.д. 67), исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что МБОУ СОШ № 45 не бездействовало, принимало все меры по обеспечению условий и требований санитарного законодательства. 28.02.2011 в МБОУ СОШ № 45 проводилась проверка Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в ходе которой выявлены нарушения, и предоставлен срок для их устранения, по одним - до 01.12.2011, по другим - до 01.12.2012. За выявленные нарушения она привлекалась к административной ответственности. МБОУ СОШ № 45 является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных им по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств. Для выполнения требований предписания она обращалась в Управление образование с письмом о выделении денежных средств. Ей стало известно, что школе было выписано 280000 рублей для выполнения предписания Роспотребнадзора. В письме начальника управления учета и отчетности указано, что в смете на 2011 год МБОУ СОШ №45 средств на проведение текущего ремонта, в том числе на выполнение стен учебных кабинетов отелочными материалами, допускающими проведение уборки влажным способом, замену линолеума, ремонт приточной вытяжной вентиляции, на пищеблоки, не предусмотрено. Кроме того, сроки выполнения предписания еще не закончились, и они имеют возможность все исполнить в указанные сроки. На момент открытия летнего лагеря кабинеты, указанные в предписании, были не нужны, а те, кабинеты, которые использовались, были подготовлены к приему детей и соответствовали требованиям санитарного законодательства. 27.05.2011 МБОУ СОШ № 45 было получено в Роспотребнадзоре разрешение на открытие лагеря дневного пребывания и все пункты предписания относятся к открытию летнего лагеря. Отделка стен материалами, позволяющими проводить влажную уборку, выполнена только в кабинете №.... К 2012 году они сделают все кабинеты. В п.10 предписания указана необходимость замены линолеума в кабинетах. Эти кабинеты не использовались для лагеря дневного пребывания, но до 2012 года школа заменит линолеум за счет средств родителей, которые готовы оказать школе помощь. В школе проводилась замена теплоснабжения, были установлены евробатареи, и получилось так, что линолеум не был подведен под плинтуса. После замены линолеума все эти недостатки будут исправлены. В этом также обещали оказать помощь родители. Ремонт туалетов на сегодняшний день выполнен за счет шефской помощи, пол выровнен, уложен кафель. Комбинированная мастерская для мальчиков обеспечена горячим водоснабжением, установленного силами школьного сантехника. Также установлен резервный источник горячего водоснабжения, проведена разводка во все производственные цеха и моечные отделения. Две моечные ванны в овощном цехе установлены, и две производственные ванны. Выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции в этом году школа не сможет, поскольку данные расходы не заложены в смету на 2011 год. Ею направлено письмо с просьбой включить данные расходы на 2012 год. Поскольку срок выполнения данного пункта предписания установлен в 2012 году, то они к этому сроку они все выполнят. В школе имеются внебюджетные средства от проведения курсов подготовки первоклассников, но все эти средства распределяются на зарплату учителей, проводящих курсы, на оплату коммунальных услуг, на выполнение хозяйственных договоров. Кроме того, работники прокуратуры в нарушение требований Закона «О прокуратуре Российской Федерации» не выходили в МБОУ СОШ № 45 с проверкой, распоряжение о проведении проверки директору МБОУ СОШ № 45 не предъявляли, акт по итогам проверки не составляли. В связи с чем, не вправе ссылаться в иске на обнаружение предполагаемого нарушения правил и норм санитарного законодательства как результат проведенной ею проверки. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении, на базе которого организован летний лагерь с дневным пребыванием детей. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в нем указано, в чем конкретно заключаются законные интересы неопределенного круга лиц - охрана здоровья воспитанников, какое право нарушено - право воспитанников на охрану здоровья во время пребывания в летнем детском лагере, созданном на базе образовательного учреждения, при несоблюдении требований санитарного законодательства, а также содержится ссылка на закон или иные нормативно-правовые акты, предусматривающие способы защиты этих интересов. Судом установлено, что МБОУ СОШ № 45 является юридическим лицом (п. 1.9 Устава), имущество которого находится в муниципальной собственности, передано МБОУ СОШ № 45 в оперативное управление (п. 7.1 Устава), и финансируется из бюджета города Нижний Тагил в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения за счет субсидий из бюджета города Нижний Тагил, предоставляемой учреждению на возмещение нормативных затрат. Кроме того, в п. 6.7 Устава МБОУ СОШ № 45 в качестве источников финансирования указаны доходы от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания платных услуг, безвозмездные поступления). В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 1.11 Устава МБОУ СОШ № 45, согласно которому учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом, за исключением всего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем на праве оперативного управления, или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели (л.д. 40). Таким образом, МБОУ СОШ № 45 отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование школы происходит в основном за счет средств бюджета Муниципального образования город Нижний Тагил. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 На основании подп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Предметом деятельности учреждения, в том числе, является охрана жизни и здоровья обучающихся (п. 2.2 Устава). Пункт 2.10 Устава МБОУ СОШ № 45 предусматривает ответственность учреждения, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса (л.д. 42). Согласно п. 5.4 Устава руководство учреждением осуществляет директор, полномочия которого определены в п. 5.5 Устава (л.д. 53-54). В полномочия директора также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения (подп. 19 п. 5.5 Устава). Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МБОУ СОШ № 45 как юридическому лицу, руководство деятельностью которым осуществляет его руководитель - директор школы. В судебном заседании установлено, что во исполнение Постановления Правительства Свердловской области от 04.03.2011 № 188-1111 «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году», Постановления администрации города Нижний Тагил от 14.04.2011 № 666 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2011 году» на базе МОУ СОШ № 45 в летний период 2011 года создан лагерь дневного пребывания детей, в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), то есть выполнить требования санитарных норм и правил. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не создано условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по организации питания, поскольку допущены некоторые нарушения требований санитарного законодательства. Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МБОУ СОШ № 45, являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано, в том числе выполнять требования санитарного законодательства. На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) (п. 1.1). Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 1.2). Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к: - размещению общеобразовательного учреждения; - участку общеобразовательного учреждения; - зданию общеобразовательного учреждения; - оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; - естественному и искусственному освещению; - водоснабжению и канализации; - помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; - режиму образовательного процесса; - организации медицинского обслуживания обучающихся; - санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; - организации питания обучающихся (п. 1.1). В ходе проверки установлено, что МБОУ СОШ № 45 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а также СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». По результатам проверки МБОУ СОШ № 45 было выдано предписание об устранении 18-ти нарушений требований санитарных норм и правил (л.д. 6-7), 11 из которых на начало открытия летнего лагеря дневного пребывания детей устранены, а остальные 7 не устранены, в том числе: - не выполнена отделка стен учебных помещений №... материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом, что является нарушением п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не заменено линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... и для занятий ОБЖ, не проведен ремонт с заменой плинтуса в учебных кабинетах №... не выполнен ремонт полов в туалетных для мальчиков и девочек на первом этаже, что является нарушением п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не обеспечена комбинированная мастерская для мальчиков горячим водоснабжением, что является нарушением п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02; - не предусмотрена установка резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ на водопроводных сетях горячего водоснабжения, что является нарушением п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не обеспечены производственные цеха необходимым оборудованием: для обработки овощей в овощном цехе не установлены две моечные ванны, что является нарушением п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не выполнен ремонт приточно-вытяжной вентиляции на пищеблоке, что является нарушением п.4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; - не установлены для мытья кухонной посуды две производственные ванны, что является нарушением п. 5.8 СанПин 2.4.5.2409-08. По утверждению представителя ответчика, ими частично выполнены требования предписания, в том числе выполнена отделка стен учебных помещений (кабинет №...) материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом, отремонтированы туалеты, обеспечена горячим водоснабжением комбинированная мастерская для мальчиков, установлен резервный источник горячего водоснабжения, проведена разводка во все производственные цеха и моечные отделения, установлены две моечные ванны в овощном цехе, и две производственные ванны, остальные требования предписания будут устранены к установленному сроку - 01.12.2012. Суд лишен возможности проверить доводы представителя ответчика о выполнении им требований предписания, поскольку представитель ответчика не представил доказательства этих обстоятельств. Представленные фотографии (л.д. 81-82) не могут подтвердить факт произведенного ремонта туалетов, поскольку не понятно, где сделаны данные фотографии. Кроме того, они не могут заменить акт выполненных работ, оформленный надлежащим образом. Расходная накладная на ванну моечную (л.д. 70), а также товарный чек на водонагреватель, подтверждают факт приобретения данных товаров, но не подтверждают их установку. Суд не может согласиться с вышеуказанными доводами представителя ответчика, поскольку они не подтверждены доказательствами, и приходит к выводу о том, что требования предписания, указанные в иске прокурора, не выполнены ответчиком. Предписанием от 28.02.2011, выданным Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, установлен срок устранения указанных в предписании нарушений, в том числе до 01.12.2011 (п. 10, 13, 14, 16 предписания), до 01.12.2012 (п. 9, 12, 15 предписания) (л.д. 6 оборот). Представитель ответчика - директор школы Зарипова М.С., не оспаривает наличие данных нарушений санитарного законодательства, предписание Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе не обжаловала, частично устранила выявленные нарушения и готова устранить остальные из выявленных нарушений при наличии финансирования, что подтверждается её пояснениями, данными в судебном заседании, объяснением, написанным на имя прокурора Тагилстроевского района (л.д. 35). При этом представитель ответчика ссылается на экспертное заключение от ../../.... г., согласно которому МБОУ СОШ №... соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 73-74). По мнению суда, данный документ не опровергает требование прокурора, поскольку нарушения, выявленные при проведении проверки, не устранены до настоящего времени в полном объеме, что не оспаривается представителем ответчика. В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права учащихся школы на охрану и укрепление здоровья во время нахождения в летнем лагере, созданном при образовательном учреждении, в том числе при не создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. Суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности об устранении выявленных нарушений, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, но срок устранения недостатков необходимо указать, как установлено в предписании, в том числе по пунктам 10, 13, 14, 16 предписания - до 01.12.2011, по пунктам 9, 12, 15 предписания - до 01.12.2012. Кроме того, в своем возражении на исковые требования ответчик утверждает, что прокурор не может подменять другие государственные органы, и проверки исполнения законов проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, но работники прокуратуры в МБОУ СОШ № 45 не выходили. Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям. Полномочия прокурора раскрыты в ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что прокурор может организовать проведение проверки, в том числе и с привлечением других компетентных органов, что и было сделано в данном случае, когда к проверке по определению готовности школ к организации летних лагерей в плане соблюдения правил санитарной безопасности, были привлечены органы Роспотребнадзора. Согласно п. 4. ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор обязан реагировать на всякое нарушение закона, в том числе и путем обращения в суд с требованием об устранении нарушений закона. В силу изложенного суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения правил санитарной безопасности. По требованию прокурора о признании незаконным бездействия МБОУ СОШ № 45 суд полагает, что доводы прокурора не являются обоснованными, и опровергнуты ответчиком. Судом установлено, что МБОУ СОШ № 45 финансируется из муниципального бюджета с учетом его дефицита в недостаточной мере. Согласно письму начальника управления учета и отчетности ОУ Тагилстроевского района, в смете МОУ СОШ № 45 на 2011 год средств на проведение текущего ремонта (выполнение отделки стен учебных помещений, замена линолеума, ремонт приточно-вытяжной вентиляции на пищеблоке) не предусмотрено (л.д. 72-73), а ответчик отвечает по своим обязательствам в объеме находящихся в его распоряжении денежных средств. При этом суд учитывает, что 11 нарушений ответчиком уже устранены, что не оспаривается сторонами. По утверждению представителя ответчика, из оставшихся семи нарушений большинство также устранено, но не представлены доказательства. Вместе с тем, судом также принимается во внимание и то обстоятельство, что срок устранения предписания не истек, меры ответчиком принимаются для устранения требований предписания. Таким образом, суд полагает, что ответчик в лице руководителя не бездействовал, а принимал активные меры по обеспечению санитарного законодательства в школе, осуществлял заботу о жизни и здоровье детей, посещающих летний детский лагерь, с учетом своего материального положения и имеющихся возможностей. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что прокурором не доказано бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, находящихся в летнем лагере, в том числе по осуществлению мер по обеспечению правил санитарной безопасности, в связи с чем, указанное требование удовлетворению не подлежит. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБОУ СОШ № 45 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых удовлетворено, в удовлетворении второго отказано, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 45, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 устранить следующие нарушения требований санитарного законодательства в срок до 01.12.2011: заменить линолеумное покрытие пола в учебных кабинетах №... и для занятий ОБЖ, провести ремонт с заменой плинтуса в учебных кабинетах №... выполнить ремонт полов в туалетных для мальчиков и девочек на первом этаже в соответствии с требованиями п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02; предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ на водопроводных сетях горячего водоснабжения в соответствии с требованиями п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08; обеспечить производственные цеха необходимым оборудованием: для обработки овощей в овощном цехе установить две моечные ванны в соответствии с требованиями п. 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08; установить для мытья кухонной посуды две производственные ванны в соответствии с требованиями п. 5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08; в срок до 01.12.2012: выполнить отделку стен учебных помещений №... материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом, в соответствии с требованиями п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02; обеспечить комбинированную мастерскую для мальчиков горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02; выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08. В удовлетворении требований прокурору Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 45 о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства в МБОУ СОШ № 45, где в период летних каникул 2011 года организован лагерь дневного пребывания детей, отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 45 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. 00 коп. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья Володина Т.Э.
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.