Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием заместителя прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Копаевой О.В., при секретаре Серебряковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-951 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению «Дворец национальных культур» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дворец национальных культур» (далее по тексту МБУ «Дворец национальных культур») и просит признать незаконным бездействие ответчика по неприятию мер по обеспечению пожарной безопасности в помещении дворца культуры; обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности не позднее 01.11.2011: устранить нарушение огнезащитного покрытия (штукатурки): 2-й этаж потолок в коридоре правое крыло, п. 36 ППБ 01-03; в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, перегородку между комнатой художника и детской раздевалкой оборудовать в соответствии с п.3 ППБ 01-03, п.5.14 таб1 СНиП 21-01-97**; в спортивном зале предусмотреть защитные конструкции для дымовых пожарных извещателей, исключающие опасность их механического повреждения; проемы в стенах и лестничных клетках сценической части защитить противопожарными самозакрывающимися дверями; в зрительном зале портальный проем оборудовать дренчерной установкой, помещения зрительного зала и холла на втором этаже оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, п. 3 ППБ 01-03, предусмотреть выходы из лестничных клеток на чердак через противопожарные двери 2-го типа, при оборудовании зданий системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа основные эвакуационные выходы из здания в полном объеме оборудовать световыми табло «Выход», здание дворца культуры оборудовать молниезащитными устройствами. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в период с 20 по 27 апреля 2011 года на основании распоряжения от 15.04.2011 № 161 старшим инспектором ОНД города Нижний Тагил Ильиной О.А. проведена плановая выездная проверка в отношении МУ «Дворец культуры имени III Интернационала», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Кольцова, 23. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный № 4838, а именно: - не устранено нарушение огнезащитного покрытия (штукатурки): 2 этаж - в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и - на окнах помещений установлены глухие решетки: 1 этаж, спортивный зал, 3 этаж, п. 40 ППБ 01-03: - путь эвакуации (коридор у тренажерного зала) загроможден тренажерами, на лестничной площадке у спортивного зала складируются маты, п. 53 ППБ 01-03; - эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, п.60 ППБ 01-03; - между комнатой художника и детской раздевалкой установлена горючая перегородка, п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14 таб1 СНиП 21-01-97**; - в спортивном зале не предусмотрены защитные конструкции для - проемы в стенах и лестничных клетках сценической части не защищены противопожарными самозакрывающимися дверями, п. 3 ППБ 01-03; - в помещении склада на 1-м этаже установлены штепсельные розетки, п. 508 ППБ 01-03; - в зрительном зале вместимостью менее 800 человек, портальный проем не защищен дренчерной установкой, п. 3 ППБ 01-03; - помещения зрительного зала и холла на втором этаже не защищены автоматической пожарной сигнализацией, п. 3 ППБ 01-03; - выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены через противопожарные двери 2-го типа, п. 3 ППБ 01-03, п.8.4 СНиП 21-01-97**; - при оборудовании зданий системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа основные эвакуационные выходы из здания не в полном объеме оборудованы световыми табло «Выход», п. 3 ППБ 01-03, таб.1, п.7 таб.2 НПБ 104-03; - здание дворца культуры не оборудовано молниезащитными устройствами, п. 3 ППБ 01-03, п. 4.30 ВППБ 13-01-94; - не достоверны сведения, содержащиеся в декларации пожарной безопасности, п. 4 ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По результатам проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» директору МУ «Дворец культуры имени III Интернационала» Коваль Т.А. выдано предписание № 161/1/63 от 27.04.2011 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установлен срок устранения нарушений к 01.11.2011. Согласно плану устранения нарушений по предписанию от 27.04.2011 № 161/1/63 пункты 4, 5, 9, 15 в настоящее время устранены, для устранения пунктов 6, 8, 10, 12, 14 установлен срок, не соответствующий сроку, указанному в предписании - в течение 2012 года. Вместе с тем, нарушения, допущенные со стороны МУ «ДК им. III Интернационала» в зрительном зале, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. В судебном заседании заместитель прокурора Тагилстроевского района Копаева О.В., поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить, обязать МБУ «Дворец национальных культур» устранить нарушения требований пожарной безопасности не позднее 01.11.2011: устранить нарушение огнезащитного покрытия (штукатурки): 2-й этаж потолок в коридоре правое крыло, п. 36 ППБ 01-03; проемы в стенах и лестничных клетках сценической части защитить противопожарными самозакрывающимися дверями; в зрительном зале портальный проем оборудовать дренчерной установкой; предусмотреть выходы из лестничных клеток на чердак через противопожарные двери 2-го типа, здание дворца культуры оборудовать молниезащитными устройствами. От исковых требований в части признания незаконным бездействия МБУ «Дворец национальных культур» по неприятию мер по обеспечению пожарной безопасности в помещении дворца культуры; возложении обязанностей устранить нарушения требований пожарной безопасности в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость; оборудовать перегородку между комнатой художника и детской раздевалкой в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14 таб1 СНиП 21-01-97**; предусмотреть в спортивном зале защитные конструкции для дымовых пожарных извещателей, исключающие опасность их механического повреждения; оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения зрительного зала и холла на втором этаже, п. 3 ППБ 01-03; при оборудовании зданий системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа основные эвакуационные выходы из здания в полном объеме оборудовать световыми табло «Выход», заместитель прокурора Копаева О.В. отказалась. Отказ в данной части требований принят судом, производство по делу прекращено. Заместитель прокурора Тагилстроевского района Копаева О.В. дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - директор МБУ «Дворец национальных культур» Коваль Т.А., действующая без доверенности на основании Устава (л.д. 92-101) и приказа Управления культуры администрации города ФИО1 Тагил от ../../.... г. №... (л.д. 36), исковые требования о признании незаконным бездействия не признала, в части возложения обязанности по выполнению требований предписания признала частично, суду пояснила, что на 300000 руб., которые были выделены в начале года по муниципальной программе по устранению всех нарушений, полностью сделана сигнализация, световые табло. Огнезащитное покрытие сделано частично, обещали в августе сделать, но только были завезены материалы, потом обещали сделать в сентябре. По п. 2 искового заявления - в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры заделаны своими силами. По п. 3 - перегородка между комнатами сделана. По п. 4 - в спортивном зале предусмотренная защитная конструкция сделана вместе с сигнализацией. Проемы в стенах и лестничной клетке не сделаны, только смета составлена, копия сметы направлена в управление муниципального заказа. В зрительном зале дверь не установлена, составляется проектная смета, которая должна быть сделана до конца года, после чего будет заключен договор. Помещение зрительного зала и холла оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. По выходам из лестничных клеток составлена смета, деньги с одного кода на другой переброшены в августе 2011 года. При оборудовании здания системой оповещения при пожаре 3-го типа оборудовали световыми табло. По оборудованию молниезащитными устройствами составлен проект и смета, проводился мониторинг. В этом году данный пункт невозможно выполнить, поскольку на следующий год запланирован ремонт крыши. А молниезащитное устройство можно будет сделать после ремонта крыши. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отдела надзорной деятельности ОГПН города Нижний Тагил, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке (л.д. 84), в судебное заседание не явился, в письменном отзыве поддержал требования прокурора (л.д. 85-87). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Нижний Тагил, привлеченного к участию в деле в судебном заседании 17.08.2011 (л.д. 76), извещенный о времени и месте рассмотрении дела в установленном законом порядке (л.д. 83), в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался, возражений по иску не представил. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в нем указано, в чем конкретно заключаются законные интересы неопределенного круга лиц - охрана здоровья учащихся, какое право нарушено - право воспитанников на охрану здоровья во время пребывания в образовательном учреждении при несоблюдении требований пожарной безопасности, а также содержится ссылка на закон или иные нормативно-правовые акты, предусматривающие способы защиты этих интересов. Судом установлено, что МБУ «Дворец национальных культур» является юридическим лицом (п. 1.3 Устава), которому передано в оперативной управление часть здания дворца культуры, расположенного по адресу: г. ФИО1 Тагил, (адрес) (л.д. 7). Как следует из Устава учреждения, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; до 01.01.2011 - бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций учреждения; с 01.01.2012 - субсидии из местного бюджета на финансовое выполнение муниципального задания; безвозмездные поступления и добровольные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц; доходы учреждения, полученные от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим уставом, и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные источники, не запрещенные действующим законодательством (п. 3.9 Устава) (л.д. 96). В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Согласно п. 1.7 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особое ценного имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества средств. Как указано в п. 1.8 Устава, учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований и средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим уставом (л.д. 93). Таким образом, МБУ «Дворец национальных культур» отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование МБУ «Дворец национальных культур» происходит в основном за счет средств городского бюджета. Согласно п. 5.4 Устава единственным исполнительным органом учреждения является директор, полномочия которого определены в п. 5.10 Устава (л.д. 99-100). В полномочия директора как руководителя входят, в том числе и соблюдение правил пожарной безопасности. Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МБУ «Дворец национальных культур» как юридическому лицу, руководство деятельностью которого осуществляет его руководитель - директор учреждения. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил проводилась проверка с привлечением Госпожнадзора, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не создано условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья неопределенного круга лиц во время нахождения в учреждении, поскольку допущены некоторые нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 16). Суд полагает, что прокурор может организовать проведение проверки, в том числе и с привлечением других компетентных органов, что и было сделано в данном случае, когда к проверке по определению готовности дворца культуры в плане соблюдения правил пожарной безопасности, были привлечены органы Госпожнадзора. Согласно п. 4. ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор обязан реагировать на всякое нарушение закона, в том числе и путем обращения в суд с требованием об устранении нарушений закона. В силу изложенного суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 № 313 предусмотрено, что в учреждениях и организациях, независимо от формы собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, должны разрабатываться и осуществляться меры по обеспечению пожарной безопасности, проводиться противопожарная пропаганда, обучение работников данных учреждений и организаций мерам пожарной безопасности. В МБУ «Дворец национальных культур» 20.04.2011, 26.04.2011, 27.04.2011 ОГПН города Нижний Тагил проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки было выдано предписание от 27.04.2011 № 161/1/63 об устранении 15-ти нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2011 (л.д. 14-15). Из указанных в предписании нарушений МБУ «Дворец национальных культур» на момент подачи прокурором иска были устранены четыре нарушения. К настоящему времени устранены еще шесть нарушений. Остались не выполненными следующие нарушения: не устранено нарушение огнезащитного покрытия (штукатурки): 2-й этаж потолок в коридоре правое крыло, п. 36 ППБ 01-03; не защищены проемы в стенах и лестничных клетках сценической части противопожарными самозакрывающимися дверями; в зрительном зале портальный проем не оборудован дренчерной установкой; не предусмотрены выходы из лестничных клеток на чердак через противопожарные двери 2-го типа; здание дворца культуры не оборудовано молниезащитными устройствами. Исходя из указанных выше требований федерального законодательства, ответчиком должны быть созданы условия, гарантирующие охрану здоровья неопределенного круга лиц во время нахождения в учреждении с целью отдыха, оздоровления и дополнительного образования, том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению пожарной безопасности, однако до настоящего времени такие условия ответчиком не созданы в полной мере, нарушения требований пожарной безопасности не устранены в полном объеме. Представитель ответчика - директор МБУ «Дворец национальных культур» Коваль Т.А., не оспаривает наличие данных нарушений пожарной безопасности, предписание ОГПН не обжаловала и готова их устранить при наличии финансирования, что подтверждается её пояснениями, данными в судебном заседании. Как пояснила представитель ответчика, для выполнения оставшейся части требований предписания необходимы материальные средства, которых у дворца нет. На монтаж проемов в стенах и лестничной клетке составлена смета, копия которой направлена в управление муниципального заказа. На установку двери в зрительном зале проектная смета составляется, после чего будет заключен договор на установку двери. По оборудованию молниезащитными устройствами составлен проект и смета, но в этом году данный пункт невозможно выполнить, поскольку на следующий год запланирован ремонт крыши, а молниезащитное устройство можно будет сделать только после ремонта крыши. В обоснование указанных доводов представителем ответчика представлены письма, направленные начальнику муниципального заказа администрации города, с просьбой выделить средства на монтаж дверей, на молниезащиту, ремонт крыши (л.д. 110, 112-114). В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права граждан во время нахождения в учреждении на охрану и укрепление здоровья, в том числе при не создании таких условий учреждением по соблюдению требований пожарной безопасности. Суд полагает, что указанные в иске нарушения следует устранить, привести здание дворца в соответствии с требованиями пожарной безопасности, в связи с чем, требование прокурора о возложении обязанности об устранении выявленного нарушения, законно, обосновано и подлежит удовлетворению. С учетом объема предстоящих работ, значительных материальных затрат, которые необходимо получить, учитывая, что городской бюджет на 2011 год уже принят, суд полагает возможным предоставить ответчику разумный срок для устранения недостатков - до 01.06.2012. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБУ «Дворец национальных культур» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых удовлетворено, а от второго прокурор отказался, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению «Дворец национальных культур», удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец национальных культур» в срок до 01.06.2012 следующие нарушения требований пожарной безопасности: устранить нарушение огнезащитного покрытия (штукатурки): 2-й этаж потолок в коридоре правое крыло, п. 36 ППБ 01-03; проемы в стенах и лестничных клетках сценической части защитить противопожарными самозакрывающимися дверями; в зрительном зале портальный проем оборудовать дренчерной установкой; предусмотреть выходы из лестничных клеток на чердак через противопожарные двери 2-го типа; здание дворца культуры оборудовать молниезащитными устройствами. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Дворец национальных культур» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. 00 коп. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья Володина Т.Э.
потолок в коридоре правое крыло, п. 36 ППБ 01-03;
ограждающих конструкций инженерными и технологическими коммуникациями
образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, п. 37 ППБ 01-03;
дымовых пожарных извещателей, исключающие опасность их механического
повреждения, п. 3 ППБ 01-03;