Гражданское дело № 2-1008/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Колядина А.В., с участием прокурора Стафеевой Н.А., при секретаре Бересневой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад № 161, Администрации муниципального образования Свердловской области «Город Нижний Тагил» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарных норм и правил, установил: Прокурор Тагилстроевского района г. Н. Тагила, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ детский сад № 161, с учетом уточнений требуя признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил; обязать ответчика устранить нарушения требований санитарного законодательства: - установить на 5-и групповых площадках теневые навесы, в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; - высадить кустарник в качестве ограждения между групповыми, в соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10; - выровнять покрытие физкультурной площадки, выполнить данное покрытие травяным на участках подвижных игр, твердым грунтовым в остальных зонах, в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; - в старшей группе установить столы с изменяющимся наклоном крышки, в соответствии с п. 6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; - установить мебель в соответствии с ростом детей, включая старшую группу, в соответствии с п. 6.6 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 30.12.2011. В обоснование исковых требований истец указал следующее. Прокуратурой Тагилстроевского района г. Н. Тагила в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ Тагилстроевского района г. Н. Тагила, в частности соблюдения санитарных норм и правил. В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № 161, который посещают 93 ребенка в возрасте от 2-х до 7-и лет, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно: допущены нарушения требований санитарных норм и правил. В МДОУ детский сад № 161 в июле 2010 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н. Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 12.07.2010 об устранении 8-и нарушений требований санитарных норм и правил, 5 из которых до настоящего времени не устранены. Исходя из требований федерального законодательства образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени такие условия ответчиком не созданы, в результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении. Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений учреждением не предпринято. В судебном заседании прокурор Стафеева Н.А. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие МДОУ детский сад № 161 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства. Представитель ответчика МДОУ детский сад № 161 заведующая Курбанова В.Г., действующая без доверенности на основании Устава учреждения, исковые требования признала в части возложения обязанности по устранению нарушений санитарных норм и правил. Суду пояснила, что обязанности заведующей учреждения исполняет с мая 2010 года. Учреждение финансируется из бюджета муниципального образования, заявка на финансирование расходов в целях устранения выявленных нарушений подана главному распорядителю бюджетных средств – в Управление образования Администрации МО «Город Нижний Тагил». Собственными силами устранили одно из нарушений – в июне 2011 года высадили кустарник в качестве ограждения между групповыми. Акт о выполнении работ (устранении нарушения) не составлялся, сообщение об устранении нарушения в Роспотребнадзор не отправлено. Для выполнения работ по устранению остальных 4-х нарушений требует около 700000 руб., заявка на денежные средства направлена в адрес главного распорядителя бюджетных средств, бюджетной сметой на 2011 год данные расходы не предусмотрены. Обращались в контролирующий орган с просьбой перенести сроки устранения нарушений, срок по устройству теневых навесов установлен до 20.05.2012. Учреждение не включено в программу финансирования, источников внебюджетных средств не имеется. Представитель соответчика Администрации МО «Город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 33). Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судом установлено, что МДОУ детский сад № 161 является юридическим лицом (п. 1.7 Устава), имущество которого находится в муниципальной собственности, передано МДОУ детский сад № 58 в оперативное управление (п. 1.7 Устава), и финансируется из бюджета г. Н. Тагила на основании сметы доходов и расходов. Учредитель ежегодно в установленном порядке доводит до учреждения информацию о размерах ассигнований, выделяемых учреждению за счет средств местного бюджета, в соответствии с нормативами на 1-го воспитанника (п.п. 6.1, 6.2 Устава – л.д. 17). В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п.п. 1.7, 7.1 Устава учреждения. Таким образом, МДОУ детский сад № 161 отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование учреждения происходит в основном за счет средств бюджета МО «Город Нижний Тагил». Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 На основании пп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Предметом деятельности учреждения, в том числе, является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей (п. 2.1 Устава). Пункт 2.3 Устава предусматривает ответственность учреждения, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса. Согласно п. 5.4 Устава руководство учреждением осуществляет заведующий, полномочия которого определены в п. 5.5 Устава (л.д. 19). В полномочия заведующего также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения. Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МДОУ детский сад № 161 как юридическому лицу, руководство деятельностью которым осуществляет его руководитель – заведующий детского сада. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района г. Н. Тагил проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н. Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, поскольку допущены нарушения санитарного законодательства. Ответчику предписано устранить выявленные нарушения в срок до 20.06.2011 (предписание от 12.07.2010 - л.д. 21). Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МДОУ детский сад № 58, являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства. На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (на момент проверки в июле 2010 года действовали СанПиН 2.4.1.1249-03). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (п. 1.1). Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые объекты дошкольных организаций независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.3 Правил). В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № 161 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил: не установлены теневые навесы на 5-и групповых площадках, в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; не высажен кустарник в качестве ограждения между групповыми, в соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10; не выровнено покрытие физкультурной площадки, отсутствует покрытие в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; в старшей группе установлены столы с не изменяющимся наклоном крышки в нарушение п. 6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; мебель не соответствует росту детей в нарушение п. 6.6 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 30.12.2011. Согласно утверждению представителя ответчика предпринимались необходимые действия для устранения выявленных нарушений санитарных норм и правил – в Управление образования Администрации МО «Город Нижний Тагил», являющийся главным распорядителем бюджетных средств, направлялись заявки на выделение финансирования для устранения выявленных нарушений. Кроме того, собственными силами высажен кустарник в качестве ограждения между групповыми. Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Оценив установленные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что до настоящего времени требования предписания Роспотребнадзора не исполнены. Суду не представлено доказательств отсутствия бездействия ответчика по устранению нарушений, не имеется доказательств невозможности исполнения предписания Роспотребнадзора в требуемые сроки, не представлены доказательства обращения в адрес главного распорядителя бюджетных средств и ответы распорядителя, свидетельствующие об отказе в выделении денежных средств в текущем финансовом году. В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права воспитанников детского сада на охрану и укрепление здоровья во время нахождения в учреждении. Оценив установленные обстоятельства в их совокупности, суд пришел к общему выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с МДОУ детский сад № 161 подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, оба суд полагает необходимым удовлетворить, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 161, Администрации муниципального образования Свердловской области «Город Нижний Тагил» – удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 161 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16158 устранить нарушения требований санитарного законодательства: - установить на 5-и групповых площадках теневые навесы, в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; - высадить кустарник в качестве ограждения между групповыми, в соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10; - выровнять покрытие физкультурной площадки, выполнить данное покрытие травяным на участках подвижных игр, твердым грунтовым в остальных зонах, в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; - в старшей группе установить столы с изменяющимся наклоном крышки, в соответствии с п. 6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; - установить мебель в соответствии с ростом детей, включая старшую группу, в соответствии с п. 6.6 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 30.12.2011. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 161 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, копию квитанции направить в суд, принявший решение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья А.В. Колядин
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.