Решение по гражданскому делу № 2-939/2011 в окончательной форме принято 05.09.2011. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Колядина А.В., с участием прокурора Волковой М.Н., при секретаре Бересневой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад № №..., Администрации муниципального образования Свердловской области «Город Нижний Тагил» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарных норм и правил, установил: Прокурор Тагилстроевского района г. Н. Тагила, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ детский сад № №..., требуя признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил; обязать ответчика устранить нарушения требований санитарного законодательства: установить теневые навесы на групповых площадках для ясельной и младшей групп, в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать шкафы для верхней одежды и обуви детей в шести группах сушильными устройствами в соответствии с требованиями п. 4.11 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 30.08.2012. В обоснование исковых требований истец указал следующее. Прокуратурой Тагилстроевского района г. Н. Тагила в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ Тагилстроевского района г. Н. Тагила, в частности соблюдения санитарных норм и правил. В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № №..., который посещают 132 ребенка в возрасте от 2-х до 7-и лет, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно: допущены нарушения требований санитарных норм и правил. В МДОУ детский сад № №... период с 22.06.2009 по 17.07.2009 Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н. Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 12.08.2010 об устранении 19-и нарушений требований санитарных норм и правил, 2 из которых до настоящего времени не устранены: не установлены теневые навесы на групповых площадках для ясельной и младшей групп, шкафы для верхней одежды и обуви детей не оборудованы сушильными устройствами. Исходя из требований федерального законодательства образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени такие условия ответчиком не созданы, в результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении. В судебном заседании прокурор Волкова М.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие МДОУ детский сад № №... по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства. Представитель ответчика МДОУ детский сад № №... заведующая ФИО1, действующая без доверенности на основании Устава, исковые требования не признала. Суду пояснила, что учреждение не бездействовало, принимая меры по обеспечению условий осуществления требований санитарного законодательства. В ходе проверки Роспотребнадзора было выявлено 19 нарушений санитарных норм и правил, из которых не исполнено лишь 2. Для изготовления и установки теневых навесов требуются финансовые средства, так же как и для разработки проектной документации по оборудованию шкафов с детской одеждой и обувью сушильными устройствами. Собственных средств ответчик не имеет, поскольку является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета МО «Город Нижний Тагил». С целью выделения денежных средств для устранения нарушения представитель обращалась в Управление образования Администрации МО «Город Нижний Тагил». Представитель также пояснила, что указанные в иске прокурора нарушения санитарных норм и правил выявлены в 2009 году, не устранены по причине отсутствия финансирования. Представитель соответчика Администрации МО «Город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 44). Обсудив с участниками судебного заседания, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд признал возможным рассмотрение дела по существу, при имеющейся явке. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судом установлено, что МДОУ детский сад № №... является юридическим лицом (п. 1.7 Устава), имущество которого находится в муниципальной собственности, передано МДОУ детский сад № №... в оперативное управление (п. 1.7 Устава), и финансируется из бюджета города Нижний Тагил на основании сметы доходов и расходов. Учредитель ежегодно в установленном порядке доводит до учреждения информацию о размерах ассигнований, выделяемых учреждению за счет средств местного бюджета, в соответствии с нормативами на 1-го воспитанника (п.п. 6.1, 6.2 Устава). В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п.п. 1.7, 7.1 Устава учреждения. Таким образом, МДОУ детский сад № №... отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование учреждения происходит в основном за счет средств бюджета МО «Город Нижний Тагил». Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 На основании пп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Предметом деятельности учреждения, в том числе, является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей (п. 2.1 Устава). Пункт 2.3 Устава предусматривает ответственность учреждения, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса. Согласно п. 5.4 Устава учреждения руководство учреждением осуществляет заведующий, полномочия которого определены в п. 5.5 Устава (л.д. 19). В полномочия заведующего также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) и работников учреждения. Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МДОУ детский сад № №... как юридическому лицу, руководство деятельностью которым осуществляет его руководитель – заведующий детского сада. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района г. Н. Тагил проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н. Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Ответчику предписано устранить выявленные нарушения в срок до 01.06.2011 (л.д. 5). Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МДОУ детский сад № №..., являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства. На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (п. 1.1). Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ, указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые объекты дошкольных организаций независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.3 Правил). В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № №... не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил: не установлены теневые навесы на групповых площадках для ясельной и младшей групп, шкафы для верхней одежды и обуви детей не оборудованы сушильными устройствами. Согласно утверждению представителя ответчика предпринимались необходимые меры для устранения выявленных нарушений санитарных норм и правил – в Управление образования Администрации МО «Город Нижний Тагил», являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направлялись заявки на финансирование работ по проектированию и устройству теневых навесов и сушильных устройств. Поскольку денежные средства не были выделены ни в 2010, ни в 2011 году, представитель обратилась в Роспотребнадзор с просьбой перенести сроки устранения нарушений (л.д. 49). Письмом Главного государственного санитарного врача по г. Н. Тагилу и пригородному району от 27.07.2011 разрешен перенос срока до 30.09.2012 (л.д. 48). В настоящее время график прогулок групп в детском саду организован таким образом, что ни одна группа не стыкуется, во время прогулок каждая группа имеет возможность пользоваться имеющимися теневыми навесами. Представитель ответчика также пояснила, что сушильные устройства не были предусмотрены конструкцией здания детского сада, проектирование, изготовление устройств, их установка потребует значительных финансовых средств. Суд, принимая во внимание факт устранения ответчиком 17 из 19 выявленных проверкой Роспотребнадзора нарушений, полагает, что ответчик в лице руководителя не бездействовал, а принимал меры по обеспечению санитарного законодательства в учреждении, осуществлял заботу о жизни и здоровье детей, посещающих детский сад, с учетом своего материального положения и имеющихся возможностей. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что прокурором не доказано бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, находящихся в детском саду, в том числе по осуществлению мер по обеспечению правил санитарной безопасности, в связи с чем указанное требование удовлетворению не подлежит. В то же время в результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права воспитанников детского сада на охрану и укрепление здоровья. Суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности об устранении выявленных нарушений, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с МДОУ детский сад № №... подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых суд полагает необходимым удовлетворить, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № №..., Администрации муниципального образования Свердловской области «Город Нижний Тагил» – удовлетворить частично. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № №... устранить нарушения требований санитарного законодательства: установить теневые навесы на групповых площадках для ясельной и младшей групп, в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать шкафы для верхней одежды и обуви детей в шести группах сушильными устройствами в соответствии с требованиями п. 4.11 СанПиН 2.4.1.2660-10, в срок до 30.09.2012. В удовлетворении требований прокурору Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № №... о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства – отказать. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № №... государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 руб. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, копию квитанции направить в суд, принявший решение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья А.В. Колядин
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.