Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2011 года З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием заместителя прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Копаевой О.В., при секретаре Кошелевой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1027 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 80 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действуя в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 (далее по тексту МБДОУ детский сад № 80), обратился в суд с иском к МБДОУ детский сад № 80 и просит признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по по обеспечению санитарных норм и правил в МБДОУ детский сад № 80; обязать МБДОУ детский сад № 80 устранить нарушения устранить нарушения требований санитарного законодательства: обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с программой производственного контроля по приоритетным показателям (вода, готовая пища, микробиологические и паразитологические исследования смывов, калорийность блюд) в соответствии с требованиями п. 1.5 СанПиН 1.1.1058-01; установить на участке для приготовления сырой продукции моечные ванны для обработки сырой продукции: мяса, куры, рыбы, овощей; установить раковину для вторичной обработки овощей на участке для приготовления салатов в соответствии с требованиями п. 6.1 СанПиН 2.3.6.1079-01; выполнить отделку стен в спальных помещениях старшей группы, в игровой материалами, допускающими уборку стен влажным способом и дезинфекцию; выполнить ремонт стен в буфетной подготовительной группы в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать раздевальные помещения групп сушильными устройствами для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с требованиями п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать детские унитазы в старшей и подготовительной группах закрывающимися кабинками с дверями без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; установить в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствии централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения, в соответствии с требованиями п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; установить для мытья кухонной посуды в горячем цехе двухсекционную ванну в соответствии с требованиями п. 14.10 СанПиН 2.4.1.2660-10; обеспечить раздельное хранение ржаного и пшеничного хлеба на стеллажах и в шкафах в соответствии с требованиями п. 15.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; проводить дезинсекционные мероприятия в соответствии с календарным планом и в соответствии с требованиями п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03; проводить дератизационные мероприятия (ежемесячно) в соответствии с требованиями п. 2.3. СанПиН 3.5.3.1129-02, в срок до 01.11.2012. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения Тагилстроевского района города Нижний Тагил, в частности, соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 13.01.1996 «Об образовании» образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха учащихся (воспитанников) несут должностные лица учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Пунктом 2.1 Устава МДОУ № 80 в рамках основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно пункту 1.14 данного устава учреждение несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей. В ходе проверки установлено, что МДОУ № 80, который посещают 100 детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), а именно: допущены нарушения санитарных норм и правил. В данном учреждении с 15.05.2011 по 09.06.2011 Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 09.06.2011 об устранении 17-ти нарушений требований санитарных норм и правил, 10 из которых до настоящего времени не устранены, а именно: - не обеспечено проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с программой производственного контроля по приоритетным показателям (вода, готовая пища, микробиологические и паразитологические исследования смывов, калорийность блюд), что является нарушением п. 1.5 СанПиН 1.1.1058-01; - не установлены на участке для приготовления сырой продукции моечные ванны для обработки сырой продукции: мяса, куры, рыбы, овощей; не установлена раковина для вторичной обработки овощей на участке для приготовления салатов, что является нарушением п. 6.1 СанПиН 2.3.6.1079-01; - не выполнена отделка стен в спальных помещениях старшей группы, в игровой материалами, допускающими уборку стен влажным способом и дезинфекцию; не выполнен ремонт стен в буфетной подготовительной группы, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не оборудованы раздевальные помещения групп сушильными устройствами для сушки верхней одежды и обуви детей, что является нарушением п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не оборудованы детские унитазы в старшей и подготовительной группах закрывающимися кабинками с дверями без запоров, что является нарушением п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не установлены в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствии централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения, что является нарушением п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не установлена для мытья кухонной посуды в горячем цехе двухсекционная ванна, что является нарушением п. 14.10 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не обеспечено раздельное хранение ржаного и пшеничного хлеба на стеллажах и в шкафах, что является нарушением п. 15.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не проводятся дезинсекционные мероприятия в соответствии с календарным планом, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03; - не проводятся дератизационные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил (ежемесячно), что является нарушением п. 2.3. СанПиН 3.5.3.1129-02. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть, не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся (воспитанников) на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. 05.09.2011 в судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Нижний Тагил. 22.09.2011 в судебном заседании к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Администрация города Нижний Тагил. В судебном заседании заместитель прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Копаева О.В. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил в МБДОУ детский сад № 80; обязать МБДОУ детский сад № 80 устранить нарушения требований санитарного законодательства: обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с программой производственного контроля по приоритетным показателям (вода, готовая пища, микробиологические и паразитологические исследования смывов, калорийность блюд) в соответствии с требованиями п. 1.5 СанПиН 1.1.1058-01; установить на участке для приготовления сырой продукции моечные ванны для обработки сырой продукции: мяса, куры, рыбы, овощей; установить раковину для вторичной обработки овощей на участке для приготовления салатов в соответствии с требованиями п. 6.1 СанПиН 2.3.6.1079-01; выполнить отделку стен в спальных помещениях старшей группы, в игровой материалами, допускающими уборку стен влажным способом и дезинфекцию; выполнить ремонт стен в буфетной подготовительной группы в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать раздевальные помещения групп сушильными устройствами для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с требованиями п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать детские унитазы в старшей и подготовительной группах закрывающимися кабинками с дверями без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; установить в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствии централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения, в соответствии с требованиями п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; установить для мытья кухонной посуды в горячем цехе двухсекционную ванну в соответствии с требованиями п. 14.10 СанПиН 2.4.1.2660-10; обеспечить раздельное хранение ржаного и пшеничного хлеба на стеллажах и в шкафах в соответствии с требованиями п. 15.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; проводить дезинсекционные мероприятия в соответствии с календарным планом и в соответствии с требованиями п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03; проводить дератизационные мероприятия (ежемесячно) в соответствии с требованиями п. 2.3. СанПиН 3.5.3.1129-02, в срок до 01.11.2012. Заместитель прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Копаева О.В. дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 80, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке (л.д. 113), в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или о рассмотрении и дела в его отсутствие не обращался, представил письменные возражения на исковое заявление (л.д. 115-116). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Нижний Тагил, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке (л.д. 112), в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался, представил письменные возражения (л.д. 125-126). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления образования Администрации города Нижний Тагил, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке (л.д. 114), в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался, представил письменные возражения (л.д. 118-119). В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения прокурора, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие представителей третьих лиц, в порядке заочного производства. Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с данным иском в защиту интересов учащихся (воспитанников) МБДОУ детский сад № 80, учитывая их малолетний возраст, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении. Представитель ответчика в письменном возражении (л.д. 45-47) утверждает о том, что количество детей в детском саду определено, и можно установить их состав, в связи с чем, круг лиц, посещающих детский сад, не является неопределенным. К тому же у каждого ребенка имеется законный представитель, который может защитить их нарушенные права. Суд не может согласиться с данными доводами ответчика, поскольку количество детей может меняться в связи с тем, что дети выпускаются из детского сада, могут быть переведены в другой детский сад, при освобождении мест в детском саду поступают новые дети. Таким образом, состав и количество детей, посещающих детский сад, может меняться постоянно. В связи с чем, невозможно определить, какое количество детей, а также их поименный состав будет, например, по состоянию на 01.01.2012. Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в нем указано, в чем конкретно заключаются законные интересы неопределенного круга лиц - охрана здоровья воспитанников, какое право нарушено - право воспитанников на охрану здоровья во время пребывания в детском учреждении, при несоблюдении требований санитарного законодательства, а также содержится ссылка на закон или иные нормативно-правовые акты, предусматривающие способы защиты этих интересов. Судом установлено, что МБДОУ детский сад № 80 является юридическим лицом, от собственного имени заключает гражданско-правовые договоры, имеет обособленное имущество, находящееся в его оперативном управлении, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах Администрации города Нижний Тагил, печать со своим наименованием, бланки, штампы (п. 1.10 Устава) (л.д. 86). В соответствии с п. 1.11 Устава финансовое обеспечение функционирования учреждения осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за счет субсидий из бюджета города Нижний Тагил, предоставляемой Учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги в сфере образования (л.д. 86). Как следует из Устава учреждения, источниками финансирования Учреждения являются: 1) субсидии на: выполнение муниципального задания; содержание имущества; иные цели; 2) средства из бюджета на: исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами; 3) доходы от приносящей доход деятельности (в том числе оказания платных услуг), безвозмездные поступления (п. 6.7 Устава) (л.д. 99). В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 1.12 Устава МБДОУ детский сад № 80, согласно которому Учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом, за исключением всего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Учредителем на праве оперативного управления, или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на эти цели (л.д. 86). Таким образом, МБДОУ детский сад № 80 отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование детского сада происходит в основном за счет средств городского бюджета. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 На основании подп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Предметом деятельности учреждения, в том числе, является охрана жизни и здоровья детей (п. 2.2 Устава) (л.д. 87). Пунктом 2.9 Устава МБДОУ детский сад № 80 предусмотрена ответственность учреждения за жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса (л.д. 88-89). Согласно п. 5.3 Устава деятельностью учреждения непосредственно руководит прошедший соответствующую аттестацию заведующий, полномочия которого определены в п. 5.4 Устава (л.д. 95-96). В полномочия заведующего как руководителя также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм и других условий по охране жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения. Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МБДОУ детский сад № 80 как юридическому лицу, руководство деятельностью которого осуществляет его руководитель - заведующий детским садом. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района города Нижний Тагил проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что МДОУ детский сад № 80, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), а именно: допущены нарушения санитарных норм и правил. Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МБДОУ детский сад № 80, являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано, в том числе выполнять требования санитарного законодательства. На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91, которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.1). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных организаций; оборудованию и содержанию территории: помещениям, их оборудованию и содержанию; естественному и искусственному освещению помещений; отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации; дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии; группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; организации питания; медицинскому обеспечению; приему детей в дошкольные организации; организации режима дня; организации физического воспитания; личной гигиене персонала; соблюдению санитарных правил (п. 1.2). В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ также разработаны «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, введенные в действие с 01.02.2002. Данные Правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1). В ходе проверки установлено, что МБДОУ детский сад № 80 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях»; СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». По результатам проверки МДОУ детский сад № 80 было выдано предписание об устранении 17-ти нарушений требований санитарных норм и правил (л.д. 40), из которых на момент обращения прокурора с данным иском 10 нарушений не были устранены, в том числе: - не обеспечено проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с программой производственного контроля по приоритетным показателям (вода, готовая пища, микробиологические и паразитологические исследования смывов, калорийность блюд), что является нарушением п. 1.5 СанПиН 1.1.1058-01; - не установлены на участке для приготовления сырой продукции моечные ванны для обработки сырой продукции: мяса, куры, рыбы, овощей; не установлена раковина для вторичной обработки овощей на участке для приготовления салатов, что является нарушением п. 6.1 СанПиН 2.3.6.1079-01; - не выполнена отделка стен в спальных помещениях старшей группы, в игровой материалами, допускающими уборку стен влажным способом и дезинфекцию; не выполнен ремонт стен в буфетной подготовительной группы, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не оборудованы раздевальные помещения групп сушильными устройствами для сушки верхней одежды и обуви детей, что является нарушением п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не оборудованы детские унитазы в старшей и подготовительной группах закрывающимися кабинками с дверями без запоров, что является нарушением п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не установлены в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствии централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения, что является нарушением п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не установлена для мытья кухонной посуды в горячем цехе двухсекционная ванна, что является нарушением п. 14.10 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не обеспечено раздельное хранение ржаного и пшеничного хлеба на стеллажах и в шкафах, что является нарушением п. 15.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; - не проводятся дезинсекционные мероприятия в соответствии с календарным планом, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03; - не проводятся дератизационные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил (ежемесячно), что является нарушением п. 2.3 СанПиН 3.5.3.1129-02. По утверждению представителя ответчика, ими частично выполнены требования предписания, в том числе на пищеблоке установлен шкаф для раздельного хранения ржаного и пшеничного хлеба; заключен договор на проведение лабораторных исследований; заключен договор на проведение дератизации, дезинсекции, которые производятся ежемесячно; в помещениях садика (спальное помещение подготовительной группы, буфетная подготовительной группы) выполнены ремонтные работы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10; детские унитазы в старшей и подготовительной группах оборудованы закрывающимися кабинками с дверями без запоров; в младшей группе в помещениях буфетной установлен резервный источник горячего водоснабжения. В подтверждение указанных доводов ответчиком представлен договор об оказании работ по дератизации и дезинсекции № 11 (л.д. 64), акт приемки выполненных работ от 08.04.2011 (л.д. 65), договор об оказании работ по дератизации и дезинсекции № 48 (л.д. 66), план-график (л.д. 68), акт выполненных работ от 10.08.2011 (л.д. 70). В связи с чем, суд считает, что в данной части исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. Также в подтверждение доводов о частичном выполнении требований предписания, ответчиком представлен договор на выполнение исследований от 17.08.2011 № р/4872 (л.д. 74-75). Из данного договора не видно, какие исследования должны проводиться в рамках указанного договора, проводились ли такие исследования, не понятно, какой пункт предписания считается выполненным. Кроме того, ответчиком представлен акт приемки выполненных работ от 12.08.2011, согласно которому в помещениях садика (спальное помещение подготовительной группы, буфетная подготовительной группы) выполнены ремонтные работы, но вместе с тем, не указано, какие конкретно выполнены работы, в связи с чем, суд не может согласиться с тем, что данный пункт предписания выполнен ответчиком. В указанном акте также сказано, что в младшей группе в помещениях буфетной установлен резервный источник горячего водоснабжения, но не говорится ничего о том, обеспечена ли жесткая разводка к местам пользования, может ли использоваться данный резервный источник горячего водоснабжения, в силу чего также суд не может признать полностью выполненным данный пункт предписания. Из вышеуказанного акта следует, что детские унитазы в старшей и подготовительной группах оборудованы закрывающимися кабинками с дверями без запоров, что, по мнению суда, свидетельствует о выполнении данного пункта предписания. В письменном возражении ответчик указывает о том, что пункт 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 не содержит требования об оборудовании раздевальных помещений групп специальными устройствами для сушки верхней одежды и обуви детей. Действительно данный пункт не содержит такого требования, но вместе с тем, в нем указано, что должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, а такими условиями могут быть как специально оборудованные устройства, так и другие условия, но доказательств того, что МБДОУ детский сад № 80 создал какие-либо условия для сушки верхней одежды и обуви, им не представлено. В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права воспитанников и сотрудников детского сада на охрану и укрепление здоровья во время нахождения в образовательном учреждении, в том числе при не создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. Кроме того, несмотря на доводы ответчика и третьих лиц, изложенных в письменных возражениях, выданное МБДОУ детский сад № 80 предписание не обжаловано, то есть является действующим и обязательно для исполнения. Более того, не соглашаясь с предписанием, учреждение в лице своего руководителя принимало меры для выполнения данного предписания, что также подтверждает признание требований, содержащихся в предписании. Суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности об устранении выявленных нарушений, законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению с учетом уже выполненных пунктов предписания. Но при этом, срок устранения недостатков необходимо указать, как установлено в предписании, а не тот, который указывает прокурор, - до 01.11.2012, поскольку оснований для изменения срока не имеется, ходатайств об этом от ответчика не поступало. Кроме того, в своем возражении на исковые требования ответчик утверждает, что прокурор не может подменять другие государственные органы, и проверки исполнения законов проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, но работники прокуратуры в МБДОУ детский сад № 80 не выходили. Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям. Полномочия прокурора раскрыты в ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что прокурор может организовать проведение проверки, в том числе и с привлечением других компетентных органов, что и было сделано в данном случае, когда к проверке по определению готовности школ к организации летних лагерей в плане соблюдения правил санитарной безопасности, были привлечены органы Роспотребнадзора. Согласно п. 4. ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор обязан реагировать на всякое нарушение закона, в том числе и путем обращения в суд с требованием об устранении нарушений закона. В силу изложенного суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения правил санитарной безопасности. Представитель Администрации указывает, что прокурор не вправе проверять и требовать исполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Суд не может согласиться с данными доводами представителя третьего лица, считает, что прокурор не требует исполнить предписание Роспотребнадзора, он просит возложить обязанности устранить выявленные при проверке нарушения требований санитарных норм и правил. По требованию прокурора о признании незаконным бездействия МБДОУ детский сад № 80 суд полагает, что доводы прокурора не являются обоснованными, и опровергнуты ответчиком. Судом установлено, что МБДОУ детский сад № 80 финансируется из муниципального бюджета с учетом его дефицита в недостаточной мере. Согласно бюджетной смете на 2011 год расходы на выполнение требований предписания не были заложены (л.д. 37), а ответчик отвечает по своим обязательствам в объеме находящихся в его распоряжении денежных средств. При этом суд учитывает, что большая часть нарушений ответчиком уже устранена, что не оспаривается сторонами. Вместе с тем, судом также принимается во внимание и то обстоятельство, что срок устранения предписания не истек, и ответчиком принимаются меры для устранения требований предписания. Таким образом, суд полагает, что ответчик в лице руководителя не бездействовал, а принимал активные меры по обеспечению санитарного законодательства в детском саду, осуществлял заботу о жизни и здоровье детей, посещающих детский сад, с учетом своего материального положения и имеющихся возможностей. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что прокурором не доказано бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, находящихся в МБДОУ детский сад № 80, в том числе по осуществлению мер по обеспечению правил санитарной безопасности, в связи с чем, указанное требование удовлетворению не подлежит. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБДОУ детский сад № 80 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах учащихся (воспитанников) МБДОУ детский сад № 80, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых удовлетворено, в удовлетворении второго отказано, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 80, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 устранить следующие нарушения требований санитарного законодательства в срок до 01.02.2012: обеспечить проведение производственного лабораторного контроля в соответствии с программой производственного контроля по приоритетным показателям (вода, готовая пища, микробиологические и паразитологические исследования смывов, калорийность блюд) в соответствии с требованиями п. 1.5 СанПиН 1.1.1058-01; установить на участке для приготовления сырой продукции моечные ванны для обработки сырой продукции: мяса, куры, рыбы, овощей; установить раковину для вторичной обработки овощей на участке для приготовления салатов в соответствии с требованиями п. 6.1 СанПиН 2.3.6.1079-01; оборудовать раздевальные помещения групп сушильными устройствами для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с требованиями п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10; обеспечить раздельное хранение ржаного и пшеничного хлеба на стеллажах и в шкафах в соответствии с требованиями п. 15.7 СанПиН 2.4.1.2660-10; в срок до 01.11.2012: выполнить отделку стен в спальных помещениях старшей группы, в игровой материалами, допускающими уборку стен влажным способом и дезинфекцию; выполнить ремонт стен в буфетной подготовительной группы в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10; установить в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствии централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения, в соответствии с требованиями п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; установить для мытья кухонной посуды в горячем цехе двухсекционную ванну в соответствии с требованиями п. 14.10 СанПиН 2.4.1.2660-10. В удовлетворении требований прокурору Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующему в интересах учащихся (воспитанников) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 80 о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 80, возложении обязанности об устранении следующих нарушений требований санитарного законодательства: оборудовать детские унитазы в старшей и подготовительной группах закрывающимися кабинками с дверями без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; проводить дезинсекционные мероприятия в соответствии с календарным планом и в соответствии с требованиями п. 5.2 СанПиН 3.5.2.1376-03; проводить дератизационные мероприятия (ежемесячно) в соответствии с требованиями п. 2.3. СанПиН 3.5.3.1129-02, отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 80 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. 00 коп. Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Володина Т.Э.
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.