Решение от 10.10.2011 о понуждении к совершению действий



Решение по гражданскому делу № 2-1179/2011 в окончательной форме принято 10.10.2011.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2011 года город Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Колядина А.В.,

с участием прокурора Петровой С.В.,

при секретаре Бересневой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарных норм и правил,

установил:

Прокурор Тагилстроевского района г. Н. Тагила, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ детский сад № 3, требуя признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил; обязать ответчика устранить нарушения требований санитарного законодательства:

- выделить отдельный стол для обработки сырой птицы, оборудовать производственную ванну для обработки сырой птицы в соответствии с требованиями п. 8.9 СанПиН 2.3.6.1079-01;

- сделать утепленными или отапливаемыми полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, с регулируемым температурным режимом в соответствии с п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- оборудовать в туалетах старшей и подготовительной группах закрывающиеся кабинки без запоров в соответствии с п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- установить в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствие центрального горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения в соответствии с требованиями п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- установить для мытья кухонной посуды двухсекционную ванну в соответствии с требованиями п. 14-10 СанПиН 2.4.1.2660-10 – в срок до 01.11.2013.

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

Прокуратурой Тагилстроевского района г. Н. Тагила в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих МДОУ Тагилстроевского района г. Н. Тагила, в частности соблюдения санитарных норм и правил.

В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № 3, который посещают 198 детей в возрасте от 1 года до 7-и лет, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно: допущены нарушения требований санитарных норм и правил.

В МДОУ детский сад № 3 в период с 16.05.2011 по 08.06.2011 Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н. Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 08.06.2011 об устранении 5-и нарушений требований санитарных норм и правил, которые до настоящего времени не устранены.

Исходя из требований федерального законодательства образовательным учреждением к началу образовательного процесса должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил.

До настоящего времени такие условия ответчиком не созданы, в результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении.

В судебном заседании прокурор Петрова С.В. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие МБДОУ детский сад № 3 по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе по осуществлению мер по соблюдению требований санитарного законодательства.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 3, Управления образования администрации МО «Город Нижний Тагил» Цыпушкина Е.В., действующая на основании доверенностей от 28.09.2011, от 14.01.2011 № 36 (л.д. 67, 70), исковые требования не признала, считает их необоснованными, просила в удовлетворении прокурору отказать.

В обоснование возражений представитель пояснила, что согласно иску прокурором в учреждении проводилась проверка, однако какой-либо акт о проведении проверки не представлен. В какой форме проводилась проверка ответчику не известно.

Кроме того, в иске указано, что он подан в интересах неопределенного круга лиц, в то время как установить конкретное число воспитанников детского сада, их родителей возможно. Истцом не представлено доказательств обоснованности обращения с иском, невозможности самостоятельного обращения в суд в интересах воспитанников их законных представителей.

Представитель полагает, что контролирующий орган, вынесший предписание об устранении выявленных нарушений санитарных норм, вправе самостоятельно в пределах собственных полномочий обратиться в суд.

Представитель полагает, что истцом не доказано бездействие ответчика. Ответчик не возражает против требований Роспотребнадзора, указанных в предписании данного контролирующего органа.

Представитель полагает, что учреждение предпринимает все зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений.

Представитель также обратила внимание суда на ряд пунктов требований прокурора, а именно: считает необоснованным требование о выделении специального стола для обработки птицы, поскольку СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания» такого требования не содержит, правила СанПиН 2.3.6.1079-01 (пункт 8.9) не содержат требования о наличии производственной ванны для промывки тушек птицы, они лишь должны быть промыты проточной водой. Кроме того, указанные правила относятся к предприятиям общественного питания (л.д. 103-105, 109).

В обоснование позиции третьего лица Управления образования администрации МО «Город Нижний Тагил» Цыпушкина Е.В. пояснила, что МБДОУ детский сад № 3 является самостоятельным юридическим лицом. Оно самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой. Хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.

Финансирование учреждения осуществляется за счет субсидии из бюджета города Нижний Тагил, предоставляемой учреждению на возмещение нормативных затрат. Собственником имущества учреждения и его учредителем является МО «Город Нижний Тагил». Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам учреждения (л.д. 68-69).

Представитель третьего лица МО «Город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 102). Согласно письменному отзыву поддерживает доводы ответчика и третьего лица Управление образования администрации МО «Город Нижний Тагил» (л.д. 97-98).

Обсудив с участниками судебного заседания, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд признал возможным рассмотрение гражданского дела по существу, при имеющейся явке.

Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика и третьего лица, опросив специалиста ФИО1, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор района в пределах своих полномочий обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц, с учетом актуальности проблем, связанных с соблюдением требований санитарного законодательства в образовательном учреждении.

Заявление прокурора по форме и содержанию соответствует требованиям, установленным в ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судом установлено, что МБДОУ детский сад № 3 является правопреемником МДОУ детский сад № 3, является юридическим лицом (п. 1.1, п. 1.10 Устава – л.д. 76), имущество которого находится в муниципальной собственности, передано МБДОУ детский сад № 3 в оперативное управление, и финансируется из бюджета города Нижний Тагил (п. 1.11 Устава – л.д. 76).

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 1.12 Устава учреждения в новой редакции.

Таким образом, МБДОУ детский сад № 3 отвечает по своим обязательствам самостоятельно, но вместе с тем суд учитывает, что финансирование учреждения происходит в основном за счет средств бюджета МО «Город Нижний Тагил».

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1
«Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

На основании пп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Предметом деятельности учреждения, в том числе, является осуществление присмотра и ухода за детьми, их оздоровления, охраны жизни и здоровья (п. 2.2 Устава – л.д. 78).

Пункт 2.9 Устава предусматривает ответственность учреждения, в том числе за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса (л.д. 80).

Согласно п. 5.3 Устава руководство учреждением осуществляет заведующий, полномочия которого определены в п. 5.4 Устава (л.д. 88). В полномочия заведующего также входят обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья детей и работников учреждения (пп. 18 п. 5.4 Устава – л.д. 89).

Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурором правомерно предъявлены требования к МБДОУ детский сад № 3 как юридическому лицу, руководство деятельностью которым осуществляет его руководитель – заведующий детского сада.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тагилстроевского района г. Н. Тагила проводилась проверка с привлечением Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Н. Тагил и Пригородном районе, в ходе которой было установлено, что ответчиком в полной мере не создано условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по организации питания, поскольку допущены нарушения санитарного законодательства, выявлены условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Ответчику предписано устранить выявленные нарушения до 01.11.2013 (л.д. 6-7).

Довод представителя ответчика Цыпушкиной Е.В. о том, что прокурор фактически проверку не проводил, не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку в силу абз. 2 ч. 2 ст. 21 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится, в том числе, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Как следует из содержания ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МБДОУ детский сад № 3, являясь юридическим лицом, в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (п. 1.1).

Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом № 52-ФЗ указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил.

Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые объекты дошкольных организаций независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.3 Правил).

В ходе проверки установлено, что МДОУ детский сад № 3 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно, допущены нарушения требований санитарных норм и правил: нарушения отражены в описательной части настоящего решения.

Согласно утверждению представителя ответчика, последним предпринимались необходимые действия для устранения выявленных нарушений санитарных норм и правил – направлена заявка на выделение денежных средств для приобретения оборудования и выполнения работ (л.д. 108). Требования, нарушение которых выявлено Роспотребнадзором, появились в связи с введением в действие новых санитарных норм и правил в 2010 году, ранее о них ответчику не было известно.

Оценив установленные обстоятельства, суд признает обоснованной позицию ответчика и третьего лица Управление образования, полагающих, что факт незаконного бездействия со стороны ответчика по устранению нарушений санитарного законодательства отсутствует. При таких обстоятельствах в удовлетворении требования истца о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, надлежит отказать.

В то же время, как установлено в ходе судебного разбирательства, объективно выявленные контролирующим органом нарушения существуют, что не отрицает представитель ответчика. Суду не представлены доказательства обращений к главному распорядителю денежных средств с заявками на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений.

Относительно возражений представителя ответчика, указанных выше, суд установил следующее.

Согласно пояснениям специалиста Роспотребнадзора ФИО1 СанПиН 2.3.6.1079-01 подлежит применению, поскольку на данную нормы имеется ссылка в СанПиН 2.4.1.2660-10, следовательно указанные правила и нормы подлежат применению и при организации приготовления пищи в детском дошкольном учреждении.

Согласно п. 14.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольных организаций должно соответствовать санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Оценив установленные обстоятельства, суд полагает, что в данном случае отсутствует противоречие требований истца и доводов ответчика, поскольку положение пункта 14.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 сформулировано как отсылочная норма. Непосредственно СанПиН 2.3.6.1079-01 определяет требования к организациям общественного питания.

Относительно требования устройства отдельной ванны для промывки тушек птицы суд пришел к следующему. Согласно п. 8.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для сырых продуктов и продуктов, прошедших технологическую обработку, должно быть предусмотрено разное механическое оборудование и инвентарь, который маркируют в соответствии с его назначением. Не допускается использование механического оборудования (мясорубок, протирочных машин и т.п.) для обработки разных видов продуктов (сырья и продуктов, прошедших тепловую обработку), оборудования, моечных, производственных ванн и инвентаря не по назначению.

Оценив приведенную норму, суд пришел к выводу о том, что ванны следует отнести к производственному инвентарю, для обработки тушек птицы следует применять отдельную ванну. Таким образом, требование истца в этой части также является обоснованным.

Нарушение санитарного законодательства, как установлено судом, носит длящийся характер, поскольку ранее проверка сотрудниками Роспотребнадзора была осуществлена в 2008 году, сообщений об устранении нарушений в контролирующий орган не поступало. В результате выявленных нарушений ущемляются гарантированные государством права воспитанников детского сада на охрану и укрепление здоровья во время нахождения в учреждении.

Оценив установленные обстоятельства в их совокупности, суд пришел к общему выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в части.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с МБДОУ детский сад № 3 подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден.

Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, одно из которых суд полагает подлежащим удовлетворению, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей – удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей устранить нарушения требований санитарного законодательства:

- выделить отдельный стол для обработки сырой птицы, оборудовать производственную ванну для обработки сырой птицы в соответствии с требованиями п. 8.9 СанПиН 2.3.6.1079-01;

- сделать утепленными или отапливаемыми полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, с регулируемым температурным режимом в соответствии с п. 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- оборудовать в туалетах старшей и подготовительной группах закрывающиеся кабинки без запоров в соответствии с п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- установить в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствие центрального горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения в соответствии с требованиями п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- установить для мытья кухонной посуды двухсекционную ванну в соответствии с требованиями п. 14-10 СанПиН 2.4.1.2660-10 – в срок до 01.11.2013.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 руб.

Разъяснить ответчику, что госпошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, копию квитанции направить в суд, принявший решение.

В удовлетворении требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (воспитанников), в том числе по осуществлению мер по обеспечению санитарных норм и правил – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья А.В. Колядин