Решение (2-1350/2011, возложение обязанности разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года

г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе:

председательствующего судьи СенниковойМ.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области ПетровойС.В.,

при секретаре СоловьевойМ.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1350/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Уральский завод сварной балки» о возложении обязанности разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился к закрытому акционерному обществу «Уральский завод сварной балки» (далее – ЗАО «УЗСБ») с исковым заявлением о возложении обязанности разработать и согласовать в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны в срок до 01 июля 2012 года.

В обоснование указано, что проведенной прокуратурой Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила проверкой установлено, что ЗАО «УЗСБ» ведет свою производственную деятельность в Тагилстроевском районе г. Нижнего Тагила по адресу: ..., на территории ЗАО «Нижнетагильское предприятие по поставкам металлопродукции», оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Основным видом производственной деятельности ЗАО «УЗСБ» является производство в промышленных масштабах сварной двухтавровой балки. В ходе производства ЗАО «УЗСБ» эксплуатирует стационарные источники выбросов и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, таких как железа оксид, никеля оксид, углерода оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, пыль абразивная, летучие органические соединения, при этом не имея разработанных и утвержденных нормативов предельно-допустимого воздействия на атмосферный воздух и специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, в ходе производственной деятельности у ЗАО «УЗСБ» образуются производственные и бытовые отходы 1-5 класса опасности, такие как отработанные ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности), отработанные масла (3 класс опасности), лом черных металлов, шлак сварочный, мусор и смет с территории, бытовые отходы. ЗАО «УЗСБ», имея стационарные источники выбросов загрязняющих веществ - линии сварной балки, газорезательные машины, сварочный полуавтомат, ленточношлифовальный станок, осуществляет выбросы загрязняющих веществ без наличия нормативов предельно-допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, проекта санитарно-защитной зоны, утверждаемых при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. ЗАО «УСЗБ» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, так как загрязняет атмосферный воздух и оказывает неблагоприятное воздействие физическими факторами. На момент проверки ЗАО «УСЗБ» не имеет проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований ст. ст. 34, 44, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 16, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 8, 11, 12, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 4.2.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. п. 2.1, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Согласно представленного в прокуратуру письма директора ЗАО «УСЗБ» на момент проверки 22 сентября 2011 года предприятие не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Таким образом, ЗАО «УСЗБ», не имея утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, в нарушение действующего законодательства осуществляет деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, на окружающую среду, чем нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенного круга лиц, нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья.

Старший помощник прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила ПетроваС.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «УЗСБ» КиселевВ.Е., действующий на основании доверенности от 21 сентября 2011 года (л.д. 29) в судебном заседании исковые требования признал и не оспаривал, что в результате своей производственной деятельности ЗАО «УСЗБ» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека и обязано разработать и согласовать в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны, не согласившись при этом с заявленным прокурором сроком исполнения данной обязанности.

Суду представлен отзыв ЗАО «УЗСБ» из которого следует, что в целях устранения выявленных нарушений в результате проведенной проверки прокуратурой ЗАО «УЗСБ» приняты следующие меры по их устранению: предприятие поставлено на учет как природопользователь. Присвоен код природопользователя 1007314. 22 апреля 2011 года ЗАО «УЗСБ» заключило договор на оказание услуг по сбору, транспортированию, размещению и передаче на переработку ртутьсодержащих отходов, в рамках которого сданы отработанные ртутьсодержащие лампы. Заключен договор с ООО «Вторма-НТ» на передачу картона. Заказан и организован вывоз ТБО лицензированной организацией ООО «Тагилспецтранс». Составлены и ведутся журналы учета и движения отходов на предприятии. Заключен договор на анализы для разработки паспортов отходов 1-4 класса опасности. Собран и передан в департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования пакет документов на согласование паспортов опасных отходов. Составлена программа производственного экологического контроля на 2011 год. Составлен план экологических мероприятий на 2011 год. Составлен план-график на обучение специалистов в области экологического обеспечения. Заключен договор на разработку тома ПДВ с организацией ООО «ЭКОН» с последующим согласованием в органах Роспотребнадзора и Департаменте Росприроднадзора. Осуществляется разработка акта инвентаризации отходов и сопутствующих ему документов. Составлены ежеквартальные расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2010 года, 1, 2, 3 кварталы 2011 года. Перечислены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2010 года, 1, 2, 3 кварталы 2011 года. Составлен и сдан годовой технический отчет за 2010 год. Заключен договор на передачу металлолома между ЗАО «УЗСБ» и ЗАО «НТППМП». Оборудованы специальные места складирования отходов. Заключен договор на оказание услуг по вывозу отработанных масел с лицензированным предприятием ООО «Рифей». На данный момент ЗАО «Уральский завод сварной балки» разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, который находится в стадии согласования в органах Роспотребнадзора и Росприроднадзора (ориентировочная готовность - январь-февраль 2012 года). Данный проект является составляющей частью проекта санитарно-защитной зоны. В свою очередь проект санитарно-защитной зоны будет разработан и согласован по мере готовности проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух. С учетом сложившейся практики, разработка и утверждение (согласование) проекта санитарно-защитной зоны составляет 5-7 месяцев. В случае удовлетворения исковых требования прокурора, у ЗАО «УЗСБ» будет отсутствовать реальная возможность для разработки и согласования в установленном законом порядке проекта санитарно-защитной зоны, что повлечет невозможность своевременного исполнения решения суда, и как следствие, возникновение в связи с этим неблагоприятные последствий для ЗАО «УЗСБ». Для разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны ЗАО «УЗСБ» необходимо установить срок до 30 сентября 2012 года (л.д. 34).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе, о времени и месте рассмотрения дела извещено (л.д. 19), явку своего представителя не обеспечило, отзыв не представило, об уважительности причин неявки представителя не сообщило.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иным изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования (п. 3 ст. 44 указанного Федерального закона).

При установлении защитных и охранных зон, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зона, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (п. 2 ст. 52 указанного Федерального закона).

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

В соответствии с п. п. 2.1, 2.5, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 (новая редакция) в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружений, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделить санитарно-защитными зонами от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений.

Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений.

Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В ст. 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

Судом установлено, что ответчик ЗАО «УЗСБ» расположен на территории населенного пункта по адресу: ..., что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 22-28), п. 1.7 устава ЗАО «УЗСБ» (л.д. 40-58).

К основному виду деятельности ЗАО «УЗСБ» относится производство строительных металлических конструкций и изделий, в том числе, производство в промышленных масштабах сварной двухтавровой балки (л.д. 9, 12).

Согласно техническому отчету об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2010 год, ЗАО «УЗСБ» при осуществлении своей деятельности имеет следующие отходы: шлак сварочный; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел не менее 15 %); отходы от потребления на производстве, подобные коммунальным; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; лом стальной несортированный (л.д. 7-8).

В материалах дела имеется письмо от 22 сентября 2011 года за № 6, подписанное директором ЗАО «УЗСБ», согласно которому данное предприятие не имеет проекта санитарно-защитной зоны (л.д. 6).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства (а именно, ст. 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. п. 2.1, 2.5, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест») при осуществлении производственной деятельности предприятие ЗАО «УЗСБ», являясь источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не имеет согласованного в установленном законом порядке проекта санитарно-защитной зоны.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 18 марта 2011 года, вынесенным заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил и Пригородном районе, ЗАО «УЗСБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д.32-33).

Указанным постановлением установлена вина ЗАО «УЗСБ» в осуществлении выбросов загрязняющих веществ без наличия нормативов предельно-допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, проекта санитарно-защитной зоны, утверждаемых при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (л.д.32-33).

Также установлено, что расстояние от производственного здания ЗАО «УЗСБ» до фасада жилого дома ... – 55 метров … ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен составлять не менее 100 метров от производства сварной балки (л.д.32-33).

Факт отсутствия согласованного проекта санитарно-защитной зоны у ЗАО «УЗСБ» установлен постановлением об административном правонарушении от 18 марта 2011 года, вступившим в законную силу и не оспорен юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности.

Не оспорен данный факт представителем ответчика и в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела, пояснившим, что по санитарной классификации промышленных объектов и производств предприятие ЗАО «УЗСБ» относится к IV классу опасности, что не оспорено прокурором.

Возражения ответчика фактически сводятся к невозможности разработать и согласовать в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны в срок до 01 июля 2012 года, поскольку с учетом сложившейся практики, разработка и утверждение проекта санитарно-защитной зоны занимает длительный период.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая во внимание обязательность требований санитарно-эпидемиологического законодательства, объем предстоящих работ по разработке проекта санитарно-защитной зоны, мнение прокурора, не возражавшего в судебном заседании об установлении более длительного срока, полагает необходимым предоставить ответчику срок до 30 сентября 2012 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Уральский завод сварной балки» удовлетворить.

Возложить обязанность на закрытое акционерное общество «Уральский завод сварной балки» разработать и согласовать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны в срок до 30 сентября 2012 года.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Уральский завод сварной балки» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения с подачей жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила.

Председательствующий М.А. Сенникова