Решение (2-1367/2011, приостановление и прекращение деятельности общественных организаций, партий)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года

г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе:

председательствующего судьи СенниковойМ.А.,

при секретаре Соловьевой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1367/2011 по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к некоммерческой организации Открытого Акционерного Общества «Тагилстрой» учреждение – «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» о принудительной ликвидации,

установил:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось к некоммерческой организации Открытого Акционерного Общества «Тагилстрой» учреждение – «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» (далее - учреждение – «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС») с исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование указано, что учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» зарегистрировано Инспекцией МНС России по г. Нижнему Тагилу Свердловской области 20 ноября 2002 года, основной государственный регистрационный номер 1026601376592, ведомственный регистрационный номер 6614040428. Во исполнение п. 66 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 март 2009 года № 90, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведен анализ учетного дела учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС». В результате ревизии материалов учетного дела учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» установлено следующее. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. Срок представления указанной информации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение п.п. 3 и 3.1. ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждением «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» не представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее его соответствие п. 3.1 указанной статьи, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы. По факту непредставления учреждением «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» отчетности за 2006, 2007, 2008, 2009 годы Главным управлением в адрес учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС», указанный в ее учредительных документах и содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц: ... были вынесены письменные предупреждения от 10 ноября 2009 года и от 09 декабря 2010 года. Предупреждение от 10 ноября 2009 № 03-11650 возвращено с отметкой на конверте «отсутствие адресата по указанному адресу». В нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» не информировала Главное управление об изменении адреса в течение трех дней и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Представитель истца Шибаршина Е.И., действующая на основании доверенности от 11 января 2011 года (л.д. 50), в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке (л.д. 54), направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 6).

Ответчик учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» в лице директора, действующего в соответствии с Уставом (л.д. 32-47) в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке (л.д. 61). Судом ответчику были разъяснены его права и обязанности, в том числе право на представление возражений по существу заявленных требований и доказательств в обоснование таких возражений. Данным правом ответчик не воспользовался.

Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области в лице своего представителя ВиноградовойЕ.П., действующей на основании доверенности (л.д. 57), в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом (л.д. 62), просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно письменному отзыву поддерживает исковые требования (л.д. 55-56).

Поскольку процессуальные права ответчика учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» со стороны суда полностью гарантированны, суд, оценивая в совокупности все обстоятельства дела, с учетом имеющихся материалов, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика, а также представителей истца и третьего лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. ст. 18, 32 Федерального закона от 12 января 1996 год № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 1 ст. 18 и п. 10 ст. 32 указанного Федерального закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с п. 3 ст. 32 указанного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 указанного Федерального закона).

Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 Минюст России наделен полномочиями, в том числе по определению порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях (пункт 30.3); осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (пункт 30.10).

Судом установлено, что ответчик учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» является самостоятельным юридическим лицом, созданным и действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» расположено по адресу: ... что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 7), п. 1.6 Устава (л.д. 33).

В соответствии с п. 1.4 Устава учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О некоммерческих организациях», действующим гражданским законодательством Российской Федерации, иными нормативными документами, а также Уставом и решениями Учредителя (л.д. 33).

В соответствии с п. 2.1 Устава учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» целью его создания является осуществление им функций некоммерческого характера по вопросам управления акционерной собственностью Учредителя и координации взаимоотношений Учредителя с юридическим лицами сферы его интересов по корпоративным направлениям (л.д. 33-34).

Учредителем учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» является ОАО «Тагилстрой» (л.д. 58).

С заявлением о регистрации учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» к Главе администрации Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила 04 июня 1997 года обратился председатель совета директоров ОАО «Тагилстрой» Чеканов А.А. (л.д. 42).

Учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» зарегистрировано Администрацией Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила 05 июня 1997 года (л.д. 31 - Постановление Главы Администрации Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила).

Факт государственной регистрации учреждения «ТАГИЛСТРОЙ-ПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 41).

20 ноября 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС», присвоен ОГРН 1026601376592 (л.д. 7).

Отделом регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области осуществлен контроль за соответствием деятельности учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» уставным целям и задачам, в ходе которого выявлены нарушения учреждением «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» требований законодательства, установленного п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Факт нарушений нашел свое подтверждение в судебном заседании при исследовании контрольного дела № 1998 в отношении учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» (л.д. 13-25).

Ведущим специалистом-экспертом отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области составлена служебная записка от 09 ноября 2009 года, согласно которой, при анализе учетного дела Фонда «Контакт» установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанной организацией не представлено документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 за 2006, 2007, 2008 года (л.д. 14-15).

Главным управлением в адрес учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС», указанный в п. 1.7 Устава и содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц: ... вынесено письменное предупреждение от 10 ноября 2009 года № 03-11650 о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, в частности п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2006 - 2008 годы (л.д. 16-17).

Ведущим специалистом-экспертом отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области составлена служебная записка от 09 декабря 2010 года, согласно которой, при анализе учетного дела учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанной организацией не представлено документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; также установлено, что в нарушение п.3.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждением «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» не предоставлено заявление, подтверждающее его соответствие тому, что его учредителями не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также отсутствие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства (л.д. 18-19).

Главным управлением в адрес учреждения «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС», указанный в п. 1.6 Устава и содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц: ... вынесено письменное предупреждение от 09 декабря 2010 года № 03-9182 о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, в частности п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2009 год (л.д. 20-21).

До настоящего времени указанные нарушения законодательства Российской Федерации учреждением «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» не устранены.

Предупреждение от 10 ноября 2009 № 03-11650 возвращено с отметкой на конверте «отсутствие адресата по указанному адресу» (л.д. 24).

Таким образом, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждение «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» не информировала Главное управление об изменении адреса в течение трех дней и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Суд учитывает, что имевшие место в деятельности названной организации нарушения действующего законодательства, выявленные в ходе проведенной Главным управлением Министерства юстиции по Свердловской области проверки, по своему характеру и их последствиям являются достаточными основаниями для ликвидации этой организации, в связи с чем находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Исходя из положений ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Вопросы исключения из ЕГРЮЛ некоммерческой организации урегулированы пунктом 12 Приказа Минюста Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций», однако исключение возможно лишь после соблюдения требований ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», которыми предусмотрены обязанности учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации назначить ликвидационную комиссию и провести процедуру ликвидации.

Поскольку законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, после завершения которой возможно внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица, суд не находит оснований для удовлетворения требований об исключении учреждения «ТАГИЛСТРОЙ-ПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить частично.

Ликвидировать некоммерческую организацию Открытого Акционерного Общества «Тагилстрой» учреждение – «ТАГИЛСТРОЙПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС», основной государственный регистрационный номер 1026601376592.

В удовлетворении требования об исключении некоммерческой организации Открытого Акционерного Общества «Тагилстрой» учреждение – «ТАГИЛСТРОЙ-ПРОМСТРОЙКОМПЛЕКС» из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом.

Председательствующий М.А. Сенникова