Дело № 2-1455/2011 Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой С.Ю., с участием помощника Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области Коновкина А.Е., при секретаре Мининой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области» об установлении административного надзора в отношении Сосорова Юрия Викторовича, У С Т А Н О В И Л : Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области» (далее по тексту решения – ФКУ ИК-№...) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Сосорова Ю.В. Заявление мотивировано следующим. Осужденный Сосоров Ю.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы за совершение ... преступления по приговору Новоуральского городского суда Свердловской области от 13 марта 2002 года, которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ... Уголовного кодекса РФ. Таким образом, Сосоров Ю.В. признан виновным и осужден за совершение особо тяжкого преступления. При этом в период отбывания наказания в виде лишения свободы Сосоров Ю.В. в предусмотренном законом порядке признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на основании постановления начальника исправительного учреждения от 13 декабря 2005 года, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является основанием для установления административного надзора. После отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы Сосоров Ю.В. в соответствии со своим устным заявлением, намерен проживать по адресу: <...>. Сосоров Ю.В. в период отбывания наказания характеризовался следующим образом: в коллективе осужденных уживчив, но не со всеми, принадлежит к числу отрицательно настроенных осужденных, по характеру раздражителен, вспыльчив, лжив, неискренен, склонен к написанию необоснованных жалоб, участие в общественной жизни отряда не принимает, связь с родственниками поддерживает путём переписки, исполнительных листов не имеет, вину по приговору суда признал частично, поощрялся 3 раза, привлекался к дисциплинарной ответственности за различные нарушения 44 раза, действующих взысканий семь. Заявитель просит установить в отношении Сосорова Ю.В. административный надзор и установить следующие виды административных ограничений: 1) Запрет выезда за пределы города ... Свердловской области без разрешения органов внутренних дел; 2) Запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях в г. ... Свердловской области; 3) Обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц; Заявитель просит установить в отношении Сосорова Ю.В. административный надзор сроком на три года, с исчислением срока со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. В судебном заседании представитель заявителя – Тихонов П.В., действующий на основании доверенности 08 ноября 2011 года, в полном объёме поддержал предъявленные требования и просил об их удовлетворении. Заинтересованное лицо – Сосоров Ю.В. заявление не признал и пояснил, что он положительно характеризуется, в настоящее время взыскание, за которое он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, погашено, поэтому считает излишним и необоснованным установление в отношении него административного надзора. Кроме того, пояснил, что применение такой меры административного ограничения как запрет пребывания в местах проведения массовых мероприятиях нарушает его права и не соответствует общественной опасности и обстоятельствам совершенного им преступления. В настоящее время после отбытия срока наказания намерен проживать в городе ... по <...>, по прежнему месту жительства в г. ... проживать не намерен. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, а также заключение прокурора, полагавшего, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объёме, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года (далее по тексту настоящего решения – Закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Судом установлено, что осужденный Сосоров Ю.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-№... на основании приговора Новоуральского городского суда Свердловской области от 13 марта 2002 года, которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи ... Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание в виде ... лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 6-8). Согласно справке из личного дела осужденного Сосорова Ю.В. окончание срока отбытия им наказания приходится на 25 декабря 2011 года (л.д. 14). Поскольку Сосоров Ю.В. осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления, он является лицом, отнесенным Законом к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона. При этом положения части 1 статьи 3 Закона в рассматриваемой ситуации применимы во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 3 Закона, предусматривающей основания для установления административного надзора. Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Судом установлено, что постановлением начальника ФБУ ИК-№... от 13 декабря 2005 года Сосоров Ю.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 10), данное постановление Сосоровым Ю.В. обжаловано не было, что не оспаривалось им в настоящем судебном заседании. При этом тот факт, что в настоящее время дисциплинарное взыскание, ставшее основанием для признания Сосорова Ю.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, погашено, в силу пункта 1 части 3 статьи 3 Закона не имеет правового значения, поскольку в соответствии с указанной правовой нормой юридически значимым является сам факт признания осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено наличие совокупности предусмотренных Законом оснований для установления административного надзора в отношении Сосорова Ю.В. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 3 и частью 3 статьи 3 Закона, суд признаёт заявление ФКУ ИК-5 об установлении административного надзора в отношении Сосорова Ю.В. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворении. Решая вопрос о видах административных ограничений, подлежащих установлению в отношении Сосорова Ю.В. при административном надзоре, суд принимает во внимание следующее. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Оценивая доводы рассматриваемого заявления, суд приходит к выводу, что предлагаемое заявителем административное ограничение в виде запрета выезда за пределы города по избранному месту жительства или пребывания обоснованно и в полной мере соответствует личности Сосорова Ю.В., обстоятельствам совершения им преступления и последующей его характеристике в местах лишения свободы, согласно которой Сосоров Ю.В. характеризуется не удовлетворительно (л.д. 12), в связи с чем, применение к Сосорову Ю.В. указанной меры административного ограничения суд признаёт обоснованным и заявление в этой части подлежит удовлетворению. При этом суд не находит оснований для применения к Сосорову Ю.В. такой меры административного ограничения как запрет пребывания в местах проведения массовых и иных мероприятий, а также запрет на участие в подобных мероприятиях. В судебном заседании представитель заявителя не смог обосновать необходимость применения к Сосорову Ю.В. указанной меры административного ограничения, мотивируя в этой части заявление лишь обстоятельствами совершения Сосоровым Ю.В. преступления. Суд критически оценивает данные доводы заявителя, поскольку из приговора суда, по которому отбывает наказание Сосоров Ю.В., следует, что преступление было совершено Сосоровым Ю.В. в ночное время в квартире, в ходе совместного с потерпевшим распития спиртных напитков, на почве ссоры, вызванной личными неприязненными отношениями. Каких-либо доказательств в обоснование доводов о необходимости применения к Сосорову Ю.В. административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий, стороной заявителя суду не представлено. При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным, с учётом характеристики личности Сосорова Ю.В. и учитывая обстоятельства совершённого им преступления, вместо административного ограничения в виде запрета посещения массовых мероприятий применить административное ограничение в виде запрета пребывания в ночное время (которое в силу действующего законодательства приходится на период времени с 22:00 час. до 06:00 час.) вне жилого помещения по месту жительства. Решая вопрос о виде устанавливаемого в отношении Сосорова Ю.В. административного ограничения, судом выяснялся вопрос о месте жительства либо его пребывания, которое он намерен избрать после освобождения из мест лишения свободы. Согласно приговору суда, по которому отбывает наказание Сосоров Ю.В., адрес его места жительства: <...>. Из рассматриваемого судом заявления следует, что Сосоров Ю.В. устным заявлением сообщил администрации ФКУ ИК-№... о своём намерении проживать по окончанию срока отбывания наказания по указанному в приговоре суда адресу. Однако в настоящем судебном заседании Сосоров Ю.В. заявил о том, что не намерен проживать по вышеуказанному адресу, а намерен проживать в <...>. При указанных обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством лицо, освобожденное из мест лишения свободы имеет право выбора места жительства либо пребывания, суд полагает возможным установить в отношении Сосорова Ю.В. административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения в период с 22:00 час. до 06:00 час. без указания конкретного адреса места пребывания, который впоследствии подлежит установлению соответствующим органом внутренних дел по месту жительства либо пребывания поднадзорного лица. При применении административного ограничения в виде запрета выезда за пределы города места проживания, суд, с учётом установленных по делу обстоятельств, полагает возможным также запретить Сосорову Ю.В. выезд за пределы города, который будет избран им в качестве места жительства или пребывания. Также суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление в части установления в отношении поднадзорного Сосорова Ю.В. такого административного ограничения как обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, поскольку указанная мера административного ограничения, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона, подлежит установлению в отношении поднадзорного в обязательном порядке. При этом частью 2 статьи 4 Закона установлено, что явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации устанавливается с периодичностью от одного до четырех раз в месяц. С учётом характеристики личности Сосорова Ю.В., а также фактов нарушения им в период отбывания наказания установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы и, как следствие, неоднократного применения к нему дисциплинарных взысканий, суд полагает необходимым и целесообразным установить в отношении Сосорова Ю.В. обязательность явки в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации два раза в месяц. Решая вопрос о сроке административного надзора, подлежащего установлению в отношении Сосорова Ю.В., суд руководствуется положениями статьи 5 Закона. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) настоящего Федерального закона, на срок от одного до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. С учётом установленных по делу обстоятельств и характеристики Сосорова Ю.В., суд полагает возможным установить в отношении него административный надзор сроком на три года, который подлежит исчислению в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Руководствуясь статьями 194-198, 261.8 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» удовлетворить. Установить административный надзор в отношении Сосорова Юрия Викторовича, ../../.... г. года рождения. Установить в отношении поднадзорного Сосорова Юрия Викторовича, ../../.... г. года рождения, административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения, которое будет избрано поднадзорным в качестве места жительства или пребывания, в период ночного времени с 22:00 час. до 06:00 час. Установить в отношении поднадзорного Сосорова Юрия Викторовича, ../../.... г. года рождения, административное ограничение в виде запрета выезда за пределы города по избранному им месту жительства или пребывания. Установить в отношении поднадзорного Сосорова Юрия Викторовича, ../../.... г. года рождения, административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Административный надзор в отношении Сосорова Юрия Викторовича, ../../.... г. года рождения, установить сроком на три года, исчисляя данный срок со дня постановки на учёт в соответствующем органе внутренних дел. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы (представления прокурора) через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - подпись С.Ю. Вахрушева