Решение (2-1400, о понуждении к совершению действий)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сенниковой М.А.,

помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области Стафеевой Н.А.,

при секретаре Андрееве И.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тагилстроевского районного г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах воспитанников государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2», к государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах воспитанников государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» обратился в суд к государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» с исковым заявлением о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства согласно предписания Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе от 06 июня 2011 года № 01-17-12/3392: процедурный кабинет, требующий соблюдения особого режима и чистоты рук медицинского персонала, оборудовать умывальником с установкой смесителя с локтевым управлением и дозатором с жидким (антисептическим) мылом и раствором антисептика, в соответствии с требованиями р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 февраля 2012 года; предусмотреть спальни для мальчиков и девочек школьного возраста не более чем на три места, в соответствии с требованиями п. 2.2.2.6 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 01 октября 2013 года; оборудовать с отдельными входами (окнами) помещения для сдачи грязного и получения чистого белья, в соответствии с требованиями п. 2.2.2.10 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 01 октября 2012 года; отделить изолятор от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником, обеспечить наличие самостоятельного выхода на участок, обеспечить наличие коек в изоляторе, рассчитанных не менее чем на 3 инфекции (3 бокса), в соответствии с требованиями п. 2.2.2.12 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 01 февраля 2012 года.

В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения условий компактного проживания граждан в учреждениях социальной сферы, в том числе, в ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что учреждением, где воспитываются 26 воспитанников, не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно: допущены нарушения требований санитарных норм и правил. С 10 мая 2011 года по 06 июня 2011 года в учреждении Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 06 июня 2011 года № 01-17-12/3392 об устранении 26 нарушений требований санитарных норм и правил. До настоящего времени не устранены 4, а именно: процедурный кабинет, требующий соблюдения особого режима и чистоты рук медицинского персонала, не оборудован умывальником с установкой смесителя с локтевым управлением и дозатором с жидким (антисептическим) мылом и раствором антисептика, что является нарушением р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10; не предусмотрены спальни для мальчиков и девочек школьного возраста не более чем на три места, что является нарушением п. 2.2.2.6 СанПиН 2.4.990-00; не оборудованы с отдельными входами (окнами) помещения для сдачи грязного и получения чистого белья, что является нарушением п. 2.2.2.10 СанПиН 2.4.990-00; не отделен изолятор от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником, не обеспечено наличие самостоятельного выхода на участок, не обеспечено наличие коек в изоляторе, рассчитанных не менее чем на 3 инфекции (3 бокса), что является нарушением п. 2.2.2.12 СанПиН 2.4.990-00. Предписание подписано директором учреждение, в установленном законом порядке не обжаловано. Должностные лица, ответственные за выполнение требований санитарного законодательства, привлечены к административной ответственности. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, в том числе должны быть осуществлены меры по соблюдению санитарного законодательства. Однако до настоящего времени такие условия учреждением не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении, а именно по соблюдению требований санитарного законодательства.

Помощник прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагил Стафеева Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении в полном объеме по доводам и основаниям искового заявления.

Представитель ответчика ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом № 2» – директор Жирнова Л.А., полномочия которой подтверждены удостоверяющими служебное положение документами (л.д. 29), в судебном заседании признала исковые требования прокурора в полном объеме и не возражала против их удовлетворения, не оспаривая выявленные Роспотребнадзором в учреждении нарушения санитарного законодательства, указанные в предписании от 06 июня 2011 года. Также пояснила, что причиной нарушений является отсутствие финансирования учреждения на эти цели.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 56), представил суду письменный отзыв в котором, ссылаясь на нарушения ответчиком р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 2.2.2.6 СанПиН 2.4.990-00, п. 2.2.2.10 СанПиН 2.4.990-00 поддерживает требования прокурора и просит о рассмотрении дела без его участия (л.д. 58).

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 12 Закон РФ от 10 июля 1992 года 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ч. 1).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации) (ч. 3).

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) относятся к образовательным учреждениям (п. 7 ст. 4).

Согласно абзаца 2 ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В силу п. 5 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 558 помещения, в том числе для проживания детей, для хранения, приготовления и приема пищи, общевоспитательного назначения, для занятий спортом должны соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ).

Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона № 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил;.

На основании п. 2 ст. 44 Закона № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с предписанием главного государственного санитарного врача по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 06 июня 2011 года выданного директору ГКОУ СО «Нижнетагильский специальный (коррекционый) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» учреждение обязано устранить 26 нарушений обязательных требований санитарного законодательства (л.д. 31-33). На момент рассмотрения настоящего дела не устранены 4 из указанных в предписании нарушения.

В судебном заседании представитель ответчика Жирнова Л.А. признала исковые требования прокурора в полном объёме и не возражала против их удовлетворения. Признание иска изложено представителем ответчика в письменном виде и приобщено к материалам дела (л.д. 81).

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание представителем ответчика Жирновой Л.А. иска в настоящем судебном заседании не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы участников процесса и каких-либо иных лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, учитывая мнение сторон, предполагаемый объем работ и полагает необходимым предоставить ответчику срок, аналогичный установленному в предписании от 06 июня 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах воспитанников государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2», к государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» удовлетворить.

Возложить обязанность на государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:

процедурный кабинет, требующий соблюдения особого режима и чистоты рук медицинского персонала, оборудовать умывальником с установкой смесителя с локтевым управлением и дозатором с жидким (антисептическим) мылом и раствором антисептика, в соответствии с требованиями р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 февраля 2012 года;

предусмотреть спальни для мальчиков и девочек школьного возраста не более чем на три места, в соответствии с требованиями п. 2.2.2.6 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 01 октября 2013 года;

оборудовать с отдельными входами (окнами) помещения для сдачи грязного и получения чистого белья, в соответствии с требованиями п. 2.2.2.10 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 01 октября 2012 года;

отделить изолятор от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником, обеспечить наличие самостоятельного выхода на участок, обеспечить наличие коек в изоляторе, рассчитанных не менее чем на 3 инфекции (3 бокса), в соответствии с требованиями п. 2.2.2.12 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 01 февраля 2012 года.

Взыскать с государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий М.А. Сенникова