Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 года г. Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сенниковой М.А., помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Волковой М.Н., при секретаре Андрееве И.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах воспитанников государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6», к государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6» о понуждении к совершению действий, установил: Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах воспитанников государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6», обратился в суд к государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6» (далее – ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 6») с исковым заявлением о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства согласно предписания Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе от 11 июня 2011 года: оборудовать на пищеблоке приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, в соответствии с требованиями п. 4.4. СанПиН 2.3.6. 1079-01 в срок до 10 октября 2012 года; установить теневой навес на территории групповой для детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями п. 2.1.7. СанПиН 2.4.990-00 в срок до 10 сентября 2012 года. В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения условий компактного проживания граждан в учреждениях социальной сферы в том числе в ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 6» соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что учреждением, где воспитывается ..., не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а именно: допущены нарушения требований санитарных норм и правил. С 17 мая 2011 года по 11 июня 2011 года в учреждении Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 11 июня 2011 года об устранении 27 нарушений требований санитарных норм и правил. До настоящего времени не устранены 2, а именно: не оборудована на пищеблоке приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, что является нарушением п. 4.4 СанПиН 2.3.6. 1079-01, не установлен теневой навес на территории групповой для детей дошкольного возраста, что является нарушением п. 2.1.7 СанПиН 2.4.990-00. Предписание подписано директором учреждения, в установленном законом порядке не обжаловано. Должностные лица, ответственные за выполнение требований санитарного законодательства, привлечены к административной ответственности. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства образовательным учреждением должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, в том числе должны быть осуществлены меры по соблюдению санитарного законодательства. Однако до настоящего времени такие условия учреждением не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания их в образовательном учреждении, а именно по соблюдению требований санитарного законодательства. В судебном заседании представитель ответчика ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 6» – директор Халев В.И., полномочия которого подтверждены удостоверяющими служебное положение документами (л.д. 43, 44), не признал исковые требования прокурора и возражал против их удовлетворения, пояснив, что прокурором указано на невыполнение требований предписания, тогда как установленные сроки их устранения не истекли, вентиляция в пищеблоке им установлена после проверки прокурором. В части имеющихся в учреждении нарушений санитарного законодательства, выявленных Роспотребнадзором и указанных в предписании от 11 июня 2010 года доводы искового заявления не оспаривал. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 41), представил суду письменный отзыв в котором, ссылаясь на нарушения ответчиком п. 4.4 СП 2.3.6.1079-01, п. 2.1.7 СП 2.4.990-00 поддерживает требования прокурора (л.д. 42). На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 12 Закон РФ от 10 июля 1992 года 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ч. 1). Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации) (ч. 3). Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) относятся к образовательным учреждениям (п. 7 ст. 4). Согласно абзаца 2 ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В силу п. 5 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 558 помещения, в том числе для проживания детей, для хранения, приготовления и приема пищи, общевоспитательного назначения, для занятий спортом должны соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также иным требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ). Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона № 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил;. На основании п. 2 ст. 44 Закона № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. С 01 февраля 2002 года введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года. Указанные санитарные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (пункт 1.1). Согласно п. 4.4 СП 2.3.6.1079-01 производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. С 01 ноября 2000 года введены в действие санитарные правила «СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 01 ноября 2000 года. Указанные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предназначены для работников органов и учреждений госсанэпидслужбы, здравоохранения и образования (пункт 1.1). Согласно п. 2.1.7 СП 2.4.990-00 для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки устанавливается теневой навес площадью не менее 40 кв. м. Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагиле и Пригородному району от 11 июня 2010 года директору ГОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 6» с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» предложено, в том числе, оборудовать на пищеблоке приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, в соответствии с требованиями п. 4.4 СанПиН 2.3.6. 1079-01; установить теневой навес на территории групповой для детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями п. 2.1.7 СанПиН 2.4.990-00 (л.д. 27-28). Представителем ответчика ГОУ СО НТ «Детский дом № 6» наличие выявленных нарушений п. 4.4 СанПиН 2.3.6. 1079-01, п. 2.1.7 СанПиН 2.4.990-00 и законность предписания Роспотребнадзора не оспаривались. Его доводы о том, что им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, объективно ничем не подтверждены, так же как не подтверждено частичное устранение нарушений (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Доводы представителя о том, что для устранения нарушений Роспотребнадзором установлен срок, который в настоящее время еще не истек, правового значения при разрешении данного спора не имеют. Возложение обязанности контролирующим органом, не исключает принятия судом направленного в тех же целях решения об устранении нарушений санитарного законодательства в образовательном учреждении. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что деятельность ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 6» противоречит требованиям санитарного законодательства и нарушает организацию режима работы в указанном образовательном учреждении, а также права детей на охрану их здоровья при осуществлении данным образовательным учреждением деятельности по их воспитанию, обучению, развитию. В связи с этим исковые требования прокурора с учетом требований ст. ст. 11, 28 Закона РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок, аналогичный установленному в предписании от 11 июня 2010 года. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах воспитанников государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6», к государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6» о понуждении к совершению действий удовлетворить. Возложить обязанность на государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6» устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: оборудовать на пищеблоке приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, в соответствии с требованиями п. 4.4 СанПиН 2.3.6. 1079-01 в срок до 10 октября 2012 года; установить теневой навес на территории групповой для детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями п. 2.1.7 СанПиН 2.4.990-00 в срок до 10 сентября 2012 года. Взыскать с государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом № 6» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета. Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий М.А. Сенникова