Мотивированное решении составлено 21 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года г. Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сенниковой М.А., помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Стафеевой Н.А., при секретаре Андрееве И.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тагилстроевского районного г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах воспитанников государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил», к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» о понуждении к совершению действий, установил: Прокурор Тагилстроевского районного г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах воспитанников государственного областного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1 «Радуга», обратился к государственному областному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1 «Радуга» с исковым заявлением о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности: предусмотреть выходы из лестничных клеток на чердак через противопожарные люки 2-го типа в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, п.8.4* СНиП 21-01-97**; разделить части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности (слесарная мастерская, расположенная на первом этаже здания и административно - бытовые помещения центра «Радуга») между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97**; выполнить балки и косоуры лестничных клеток здания с пределом огнестойкости, не менее нормативного R45, в соответствии с требованиями п. 51 ППБ 01-03, в срок до 30 декабря 2011 года. В обоснование указано, прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения условий компактного проживания граждан в учреждениях социальной сферы в том числе в ГОУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1 «Радуга» соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что государственным областным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1 «Радуга», в котором воспитываются 26 детей в возрасте от 6 до 16 лет, не созданы условия, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а именно допущены нарушения требований пожарной безопасности. В данном учреждении с 10 февраля 2011 года по 28 февраля 2011 года инспектором по пожарному надзору отдела надзорной деятельности г. Нижнего Тагила проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки было выдано предписание № 35/1/13 об устранении 15 нарушений требований пожарной безопасности, 3 из которых до настоящего времени не устранены, а именно: выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены через противопожарные люки 2-го типа, что является нарушением п.3 ППБ 01-03, п.8.4* СНиП 21-01-97**; части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности (слесарная мастерская, расположенная на первом этаже здания и административно - бытовые помещения центра «Радуга») не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97**; балки и косоуры лестничных клеток здания выполнены с пределом огнестойкости, менее нормативного R45, что является нарушением п. 51 ППБ 01-03. Предписание подписано 28 февраля 2011 года директором ГОУ СО СРЦН № 1 «Радуга» Байдало О.Б. В установленном законом порядке не обжаловано. За нарушения требований пожарной безопасности Главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Нижнего Тагила применены меры административного характера. Постановление о наложении административного взыскания не обжалованы в установленном законом порядке. До настоящего времени учреждением такие условия не созданы, нарушения требований пожарной безопасности не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права воспитанников на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в учреждении, в том числе при создании таких условий учреждением по соблюдению требований пожарной безопасности. На основании Приказа Правительства Свердловской области № 902 от 03 октября 2011 года учреждение переименовано в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» (л.д. 80). Определением суда от 15 ноября 2011 года принят отказ прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области от иска к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижнего Тагила» о понуждении к совершению действий в части возложения обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности: предусмотреть выходы из лестничных клеток на чердак через противопожарные люки 2-го типа в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, п.8.4* СНиП 21-01-97**; выполнить балки и косоуры лестничных клеток здания с пределом огнестойкости, не менее нормативного R45, в соответствии с требованиями п. 51 ППБ 01-03, в срок до 30 декабря 2011 года, производство по гражданскому делу в этой части прекращено (л.д. 85). В судебном заседании прокурор Стафеева Н.А. исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Каюмова Н.С., действующая на основании доверенности (л.д. 77), в судебном заседании исковые требования признала и не оспаривала факт нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в учреждении отделом государственного пожарного надзора и указанных в предписании от 28 февраля 2011 года, не согласившись при этом с заявленным прокурором сроком исполнения данной обязанности. Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, отдел надзорной деятельности в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 36), представил отзыв, согласно которому исковое заявление прокурора считают обоснованным. В соответствии с распоряжением № 465 от 01 ноября 2011 года главного государственного инспектора г. Нижнего Тагила по пожарному надзору Чижова К.О. с 07 ноября по 02 декабря в отношении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» проводится внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 28 февраля 2011 года. В настоящий момент установлено, что пункты № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15 предписания выполнены. На 14 ноября 2011 года проверка в отношении учреждения не завершена (л.д. 71-72). На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с абзацем 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Согласно абзаца 2 ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В силу п. 5 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 558 помещения, в том числе для проживания детей, для хранения, приготовления и приема пищи, общевоспитательного назначения, для занятий спортом должны соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также иным требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ«О пожарной безопасности») руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Согласно ст.2 ФЗ«О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Как установлено ст. 1 ФЗ«О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее – ППБ 01-03), правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 7.4 СНиП 21-01-97 ** «Пожарная безопасность зданий и сооружений» части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.. Согласно ст. 6 ФЗ«О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Согласно п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Согласно подп. 3 п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 820 к органам государственного пожарного надзора относятся структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции). В судебном заседании установлено, что в период с 10 по 28 февраля 2011 года инспектором ОНД ОГПН г. Нижнего Тагила Ильиной О.А. проведено плановое мероприятие по надзору государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» по адресу: ... По его результатам в адрес учреждения вынесено предписание № 35/1/13 от 28 февраля 2011 года на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ«О пожарной безопасности» об устранении 15 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в числе которых предписано разделить части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности (слесарная мастерская, расположенная на первом этаже здания и административно - бытовые помещения центра) между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97** в срок до 01 июня 2012 года (л.д. 27-29). На момент рассмотрения настоящего дела устранены 14 из указанных в представлении нарушений. Представителем ответчика наличие выявленных нарушений п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97** и законность предписания отдела государственного пожарного надзора не оспаривались. В связи с этим исковые требования прокурора в части возложения на государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, с учетом требования ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая во внимание обязанность требований пожарной безопасности, мнение прокурора, объем предстоящих работ по устранению нарушений, отсутствие финансирования противопожарных мероприятий, полагает необходимым предоставить ответчику срок до 01 июня 2012 года. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах воспитанников государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» удовлетворить. Возложить обязанность на государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: разделить части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности (слесарная мастерская, расположенная на первом этаже здания и административно - бытовые помещения центра) между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97** в срок до 01 июня 2012 года. Взыскать с государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тагилстроевского района города Нижний Тагил» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета. Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий М.А. Сенникова