Мотивированное решение составлено 28 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 ноября 2011 года г. Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сенниковой М.А., помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Волковой М.Н., при секретаре Соловьевой М.Е., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тагилстроевского районного г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания городским электротранспортом» о понуждении к совершению действий, установил: Прокурор Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания городским электротранспортом» (далее – ООО«Управляющая компания городским электротранспортом») с исковым заявлением о признании незаконным бездействия ООО«Управляющая компания городским электротранспортом» по несозданию рабочих мест для приема на работу инвалидов, возложении обязанности на ООО«Управляющая компания городским электротранспортом» создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной квоты от среднесписочной численности работников. В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Согласно сведениям, представленным государственным казенным учреждением занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» (далее - ГКУ «Нижнетагильский центр занятости») следует, что на 03 февраля 2011 года в ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» среднесписочная численность работников составляет 243 человека, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет ..., при этом создано рабочее место всего для ..., 1 рабочее место не создано. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку круг лиц, права на труд которых нарушаются невозможно персонифицировать, прокурор Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области обратился в защиту прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Тагилстроевского района Волкова М.Н. поддержала заявленные требования, просила об их удовлетворении по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении, пояснив, что согласно сведениям, представленным в судебное заседание в настоящее время квота по трудоустройству инвалидов в ООО«Управляющая компания городским электротранспортом» выполняется. Представитель ответчика - Горбунова Т.Е., действующая на основании доверенности от 01 сентября 2011 года (л.д. 76), исковые требования прокурора не признала в полном объеме, пояснив, что нарушение, действительно, имело место до мая 2011 года включительно. Начиная с июня 2011 года установленная квота для приема на работу инвалидов выполняется. По состоянию на октябрь 2011 года, исходя из среднесписочной численности работников в организации, размер коты установлен в количестве ..., работает в счет квоты ... инвалидов. Информация о выделенных местах ежемесячно передается в ГКУ «Нижнетагильский центр занятости». Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ГКУ «Нижнетагильский центр занятости» - Дубинкина Е.В., действующая на основании доверенности № 19 от 09 августа 2011 года (л.д. 75) исковые требования прокурора не поддержала, полагая, что у ответчика отсутствует бездействие по созданию рабочих мест по трудоустройству инвалидов. Начиная с июня 2011 года по настоящее время установленная квота выполняется ответчиком в полном объеме. Заслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и т.д. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов. В целях реализации положений федерального законодательства Правительством Свердловской области принято Постановление "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области" от 31 марта 2005 года N 246-ПП, согласно которому организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Иск прокурора о признании бездействия ООО«Управляющая компания городским электротранспортом» по несозданию рабочих мест для приема на работу инвалидов незаконным, возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере установленной квоты от среднесписочной численности работников основан на нарушении ответчиком прав инвалидов (ст. 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Как указано в исковом заявлении прокурора, основанием для предъявления искового заявления в суд послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в организации ответчика соблюдения федерального законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. В исковом заявлении и в судебном заседании прокурором указано, что согласно сведениям, поступившим в прокуратуру Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила из ГКУ «Нижнетагильский центр занятости» следует, что на 03 февраля 2011 года в ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» среднесписочная численность работников составляет 243 человека, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет ..., при этом создано рабочее место всего для ..., ... рабочее место не создано (л.д. 2). В материалы дела представлена информация, переданная ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» в ГКУ «Нижнетагильский центр занятости», из которой следует, что в марте, апреле, мае 2001 года квота для приема на работу инвалидов в организации ответчика действительно не выполнена в количестве 1 человека (л.д. 60-62). Вместе с тем, начиная с июня 2011 года и по октябрь 2011 года включительно квота для приема на работу инвалидов в ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» перевыполняется на 1-2 человека (л.д. 71-74, 77). Как следует из отметки на информации за октябрь 2011 года, 07 ноября 2011 года указанная информация передана в «Нижнетагильский центр занятости» посредством факса в 15:48 (л.д. 77). Факт передачи указанной информации третьему лицу не оспаривался его представителем и прокурором в судебном заседании. Кроме того, ГКУ «Нижнетагильский центр занятости» располагал от ответчика информацией о выполнении квоты в предыдущие месяцы, то есть июнь, июль, август и сентябрь 2011 года (л.д. 63-70, 71-74). Следовательно, на момент предъявления иска в суд прокурором 19 октября 2011 года (л.д. 2), информация о соблюдении квоты ответчиком имелась как у ответчика, так и у третьего лица. Созданные в организации ответчика вакантные места для инвалидов заполнены, на предприятии ответчика работают 9 инвалидов с различной степенью ограничения, которым созданы соответствующие их рекомендациям, по индивидуальным программам реабилитации, условия труда, что подтверждается копиями трудовых договоров и трудовых книжек инвалидов, их индивидуальными программами реабилитации, справками об инвалидности (л.д. 77-137). Данное обстоятельство не оспаривалось прокурором в судебном заседании. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что начиная с июня 2011 года в ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» и по настоящее время принимаются действенные меры по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов исходя из среднесписочной численности работников, более того, такие рабочие места созданы, заполнены и размер установленной квоты ответчиком перевыполняется. Такое поведение ответчика не может расцениваться судом как незаконное бездействие, поскольку им были приняты меры по соблюдению законодательства в сфере трудоустройства инвалидов. На момент обращения прокурора в суд и на момент рассмотрения дела бездействие отсутствует. Доказательств обратного прокурором суду не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Учитывая данное обстоятельство, а также позицию прокурора в судебном заседании, не оспаривающего соблюдение ответчиком установленной квоты для приема на работу инвалидов, оснований для признания бездействия ответчика незаконным и возложении на него обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере установленной квоты от среднесписочной численности работников у суда не имеется. Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что необходимым и достаточным основанием для предъявления прокурором искового заявления в суд является наличие существующего нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Это следует из содержания ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Приказа Генпрокуратуры РФ от 02 декабря 2003 года N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве", Указаний Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 года N 160/8 «Об организации работы по применению ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Так согласно пункту 3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02 декабря 2003 года N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" при обращении в суд с заявлением прокурорам учитывать, что в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств. Действуя разумно, добросовестно и с учетом принципов диспозитивности и не допущения злоупотребления процессуальными правами, перед обращением с настоящим иском в суд, а также в ходе подготовки к судебному заседанию, прокурору надлежало истребовать из ООО «Управляющая компания городским электротранспортом» и ГКУ «Нижнетагильский центра занятости» доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком требований законодательства о занятости населения в части, касающейся трудоустройства инвалидов на момент обращения в суд, а не ограничиваться такими сведениями, представленными в прокуратуру ГКУ «Нижнетагильский центр занятости» в июне 2011 года по состоянию на апрель и май 2011 года (л.д. 5, 6). Таких доказательств прокурором при обращении в суд не получено, не представлено их в судебном заседании, то есть не обеспечена аргументированность и полнота заявленных требований. Поскольку нарушение прав инвалидов в организации ответчика на момент предъявления иска и на момент рассмотрения спора устранено, требования прокурора о признании бездействия ответчика незаконным, возложении на него обязанности по созданию рабочих мест для приема инвалидов необоснованны и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: в удовлетворении исковых требований прокурору Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания городским электротранспортом» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере установленной квоты от среднесписочной численности работников отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться 28 ноября 2011 года. Председательствующий М.А. Сенникова