Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года г. Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи СенниковойМ.А., с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области СтафеевойН.А., при секретаре СоловьевойМ.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 40, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 40 о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм и правил, установил: Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 40 (далее – МБОУ СОШ № 40), обратился к МБОУ СОШ № 40 с исковым заявлением о возложении обязанности исполнить предписание Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Н.Тагиле и Пригородном районе от 01 марта 2011 года, а именно: выполнить отделку стен учебных помещений материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2. 2821-10; в кабинете № 46 заменить линолеумное покрытие в соответствии с требованиями п. 4.29. СанПиН 2.4.2. 2821-10; обеспечить учебные помещения начальных классов горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 8.1. СанПиН 2.4.2. 2821-10; предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 3.3. СанПиН 2.4.5. 2409-08; обеспечить производственные цеха необходимым оборудованием: в овощном цехе, установить моечные ванны для первичной и вторичной обработки овощей, в мясо-рыбном цехе установить не менее двух моечных ванн в соответствии с требованиями п. 4.1. СанПиН 2.4.5. 2409-08; выполнить ремонт пола в сыром цехе на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 5.1. СанПиН 2.4.5. 2409-08 в срок до 25 августа 2012 года; привести в соответствии с санитарными нормами уровень искусственной освещенности, классные доски оборудовать софитами, в кабинете № 32, в мастерской для мальчиков использовать для оборудования софитов два параллельных зеркальных светильника, в кабинете № 52 провести оборудование софитов с учетом размещения светильников выше верхнего края доски на 0,3м м на 0,6 м - в сторону класса перед доской в соответствии с требованиями п.7.2.2., п.7.2.5, п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2. 2821-10; установить для мытья кухонной посуды две производственные ванны в соответствии с требованиями п. 5.8. СанПиН 2.4.5. 2409-08, в срок до 01 февраля 2012 года. В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила в августе-сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке школ к 2011/2012 учебному году, в частности соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 40 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, а именно: допущены нарушения санитарных норм и правил. В данном учреждении с 01 февраля 2011 года по 01 марта 2011 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 01 марта 2011 года об устранении 12 нарушений требований санитарных норм и правил, 8 из которых до настоящего времени не устранены. СанПиН 2.4.2. 1178-02 утратил силу с 01 сентября 2011 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 189 от 20 ноября 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства школой к началу образовательного процесса, то есть к началу 2010-2011 учебного года должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В силу ч.1 ст. 46, п.1 ст.48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с нарушением прав учащихся на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, прокурором Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила принято решение о предъявлении данного искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту этих учащихся. Определением суда от 20 декабря 2011 года принят отказ прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области от иска к МОУ СОШ № 40 в части возложения обязанности устранить нарушения санитарных норм и правил: выполнить отделку стен учебных помещений материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2. 2821-10; в кабинете № 46 заменить линолеумное покрытие в соответствии с требованиями п. 4.29. СанПиН 2.4.2. 2821-10; обеспечить производственные цеха необходимым оборудованием: в овощном цехе, установить моечные ванны для первичной и вторичной обработки овощей, в мясо-рыбном цехе установить не менее двух моечных ванн в соответствии с требованиями п. 4.1. СанПиН 2.4.5. 2409-08; привести в соответствии с санитарными нормами уровень искусственной освещенности, классные доски оборудовать софитами, в кабинете № 32, в мастерской для мальчиков использовать для оборудования софитов два параллельных зеркальных светильника, в кабинете № 52 провести оборудование софитов с учетом размещения светильников выше верхнего края доски на 0,3м м на 0,6 м - в сторону класса перед доской в соответствии с требованиями п.7.2.2., п.7.2.5, п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2. 2821-10; установить для мытья кухонной посуды две производственные ванны в соответствии с требованиями п. 5.8. СанПиН 2.4.5. 2409-08, в срок до 01 февраля 2012 года, производство по гражданскому делу в этой части прекращено (л.д. 79-80). В судебном заседании прокурор Стафеева Н.А. исковые требования в оставшейся части поддержала, просила об их удовлетворении по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ № 40 – АтапинаА.С., действующая на основании доверенности от 19 декабря 2011 года (л.д. 54), возражала против исковых требований прокурора по основания и доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что в материалах дела отсутствует акт проверки, о проведении проверки ответчик не извещался, какой-либо приказ (распоряжение) о проведении проверки ответчику поступало. В МБОУ СОШ № 40 проводилась не проверка, а мероприятие по надзору, основание которого ответчику не известно. Круг лиц, чьи права, по мнению прокурора, нарушаются невыполнением требований санитарного законодательства, определен с точностью до человека. Несовершеннолетние граждане либо их законные представители предположительно к прокурору за защитой своих прав не обращались. Права и интересы детей могут быть защищены путем личного обращения в суд законных представителей несовершеннолетних граждан в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ. Полагает, что прокурор превысил полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ. Фактически прокурором установлены лишь факты - наличие нарушений, срок исполнения которых определен как 25 августа 2012 года. Для устранения нарушений санитарных требований необходимы значительные денежные средства (л.д. 54-55). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Свердловской области в г. Нижний Тагил и Пригородном районе о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 50), просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил суду пояснения, в которых поддержал требования истца по пп. 4.28, 4.29, 7.2.4., 7.2.6 СанПин 2.4.2.2821-10; пп. 4.1, 5.1, 5.8 СанПин 2.4.5.2409-08 (л.д. 52-53). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управление образования Администрации города Нижний Тагил о рассмотрении дела извещен (л.д. 48), явку представителя в судебное заседание не обеспечило как и не сообщило об уважительности причин неявки, отзыв не представило, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ). Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона N 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. С 01 октября 2010 года введены в действие санитарные правила СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", направленные на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (пункт 1.1). В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил;. На основании п. 2 ст. 44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагиле и Пригородному району от 01 марта 2011 года (далее – Предписание) директору МБОУ СОШ №40 ЧернявскойЛ.М. с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» предложено, в том числе: выполнить отделку стен учебных помещений материалами, допускающими проведение уборки стен влажным способом в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.3 Предписания); в кабинете № 46 заменить линолеумное покрытие в соответствии с требованиями п. 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.4 Предписания); обеспечить учебные помещения начальных классов горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.6 Предписания); предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 (п.7 Предписания); обеспечить производственные цеха необходимым оборудованием: в овощном цехе, установить моечные ванны для первичной и вторичной обработки овощей, в мясо-рыбном цехе установить не менее двух моечных ванн в соответствии с требованиями п. 4.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 (п.8 Предписания); выполнить ремонт пола в сыром цехе на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 5.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 (п.9 Предписания) в срок до 25 августа 2012 года; привести в соответствии с санитарными нормами уровень искусственной освещенности, классные доски оборудовать софитами, в кабинете № 32, в мастерской для мальчиков использовать для оборудования софитов два параллельных зеркальных светильника, в кабинете № 52 провести оборудование софитов с учетом размещения светильников выше верхнего края доски на 0,3м м на 0,6 м - в сторону класса перед доской в соответствии с требованиями п.7.2.2., п.7.2.5, п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.5 Предписания); установить для мытья кухонной посуды две производственные ванны в соответствии с требованиями п. 5.8. СанПиН 2.4.5.2409-08, в срок до 01 февраля 2012 года (п.10 Предписания). Как установлено в судебном заседании до настоящего времени в образовательном учреждении не устранены нарушения п. п. 3.3., 5.1. СанПиН 2.4.5. 2409-08. Так, согласно п. 3.3. СанПиН 2.4.5. 2409-08 во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. Согласно п. 5.1. СанПиН 2.4.5. 2409-08 санитарное состояние и содержание производственных помещений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания. Представителем ответчика МБОУ СОШ № 40 наличие выявленных нарушений п.п. 3.3, 5.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 и законность предписания Роспотребнадзора (пункты 7, 9) не оспаривались, указывалось на то, что по мере поступления денежных средств, планируется их устранение. Равно как не оспаривалась необходимость устранения имеющихся нарушений в целях безопасности жизни и здоровья детей. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что деятельность учреждения противоречит требованиям санитарного законодательства и нарушает организацию режима работы в образовательном учреждении, а также права детей на охрану их здоровья при осуществлении данным учреждением деятельности по их воспитанию, обучению, развитию. В связи с этим исковые требования прокурора в части возложения на МБОУ СОШ № 40 обязанности устранить указанные нарушения требований санитарного законодательства (пункты 7, 9 предписания), с учетом требования ст. ст. 11, 28 Закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, учитывая отсутствие финансирования на эти цели, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок, аналогичный сроку в предписании Роспотребнадзора для устранения нарушений пунктов 7, 9, а именно, до 25 августа 2012 года. Прокурором также заявлено требование о возложении на МОУ СОШ № 40 обязанности обеспечить учебные помещения начальных классов горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 8.1. СанПиН 2.4.2. 2821-10 (п.6 Предписания). В Предписании Роспотребнадзора от 01 марта 2011 года выявленное нарушение предписано устранить в пункте 7, в котором имеется ссылка на п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». С 01 сентября 2011 года введены в действие СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях (п. 1.1). Согласно п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях. Таким образом, в связи с выходом новых санитарных правил, формулировка данного пункта (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях») изменилась. А поскольку МБОУ СОШ № 40 не относится ни ко вновь строящимся, ни к реконструируемым общеобразовательным учреждением, положения п. 8.1. СанПиН 2.4.2. 2821-10 на него не распространяются. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на МБОУ СОШ № 40 обязанности обеспечить учебные помещения начальных классов горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 8.1. СанПиН 2.4.2. 2821-10 не имеется. При оценке возражений представителя ответчика относительно способа прокурорской проверки суд учитывает, что проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих образовательное учреждении, в частности, соблюдения санитарных норм и правил, прокуратурой проведена в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации". При этом в силу ст. 21 указанного Закона предметом надзора прокуратуры за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По результатам проверки прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, что является одним из способов прокурорского реагирования. Отсутствие акта проверки о неправомерности такой проверки не свидетельствует и не ставит под сомнение ее законность. Более того, действующим законодательством о прокуратуре, составление такого акта не предусмотрено. Также суд не может согласиться и с утверждением представителя ответчика о том, что ввиду выдачи предписания надзорным органом (Роспотребнадзором) спорные отношения уже урегулированы. Выдача подобного предписания не препятствует прокурору обратиться в суд с настоящим иском, поскольку, как указывалось выше, он вправе это сделать в силу своих полномочий, возможность реализации которых не ставится в зависимость от осуществления своих надзорных функций другими должностными лицами и государственными органами. Таким образом, проводя проверку, выявляя нарушения и обращаясь в суд с иском о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. Настоящий иск прокурором заявлен в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах в интересах учащихся школы, то есть неопределенного круга лиц. При этом, вопреки утверждению представителя ответчика, круг лиц, находящихся в здании школы (дети, их родители и сотрудники), не является постоянным, так как очевидно, что ученики не могут быть всегда одними и теми же лицами. Данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика, указавшей на то, что в течение учебного года численность учеников в школе меняется. При таких обстоятельствах суд находит не обоснованными доводы представителя ответчика о превышении прокурором полномочий, установленных ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 40 удовлетворить частично. Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 устранить нарушения требований санитарного законодательства, согласно предписания Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе от 01 марта 2011 года: предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения с разводкой по сети на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 3.3. СанПиН 2.4.5. 2409-08; выполнить ремонт пола в сыром цехе на пищеблоке в соответствии с требованиями п. 5.1. СанПиН 2.4.5. 2409-08 в срок до 25 августа 2012 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 40 государственную пошлину в размере 200 рублей в местный бюджет. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: М.А. Сенникова