Гражданское дело № 2-131(9)2012 Мотивированное решение суда изготовлено 06.02.2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 января 2012 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд город Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Красаковой М.В., при секретаре Гуляевой А.О., с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района Стафеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующего в интересах учащихся МБОУ СОШ № 138 города Нижний Тагил, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 138 о возложении обязанности выполнить требования пожарной безопасности, установил: прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил, действующий в интересах учащихся МБОУ СОШ № 138 города Нижний Тагил, обратился в суд с иском к ответчику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 138 о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности согласно предписания ОНД ОНД г. Н. Тагила № 34\1\16 от 24.02.2011 года, а именно: двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, должны открываться по направлению выхода из здания школы в соответствии с требованиями пунктов 52, 6.17 ППБ 01-03; разработать декларацию пожарной безопасности в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в срок до 31.12.2011 года. В обоснование требования истец указал, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила в августе-сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке школ к 2011/2012 учебному году, в частности соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. В соответствии со статьей 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица учреждений, где обучаются несовершеннолетние, в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения. Статья 13 Закона РФ "Об образовании" определяет содержание основного локального акта-устава, на основании которого действует образовательное учреждение. Пунктом 2.1. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа в рамках основных задач учреждения предусмотрено создание учреждением благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося. В ходе проверки установлено, что муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 138 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, а именно: допущены нарушения требований пожарной безопасности. Федеральным Законом от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" 69-ФЗ, Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в учреждениях и организациях, независимо от формы собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, должны разрабатываться и осуществляться меры по обеспечению пожарной безопасности, проводиться противопожарная пропаганда, обучение работников данных учреждений и организаций мерам пожарной безопасности. В данном учреждении с 14.02.2011 по 24.02.2011 ОНД ОНД города Нижнего Тагила проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки было выдано предписание № 34/1/16 от 24.02.2011 об устранении 8 нарушений требований пожарной безопасности, два из которых до настоящего времени не устранено, а именно: - в нарушение статей 21, 24 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности", п. 52, п. 6.17 ППБ 01-03 двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, открываются не по направлению выхода из здания школы; в нарушение статьи 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не разработана декларация пожарной безопасности. Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства школой к началу образовательного процесса, то есть к началу 2010-2011 учебного года должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению пожарной безопасности. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований пожарной безопасности не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований пожарной безопасности. Представитель истца - старший помощник прокурора Стафеева Н.А. в судебном заседании отказалась от исковых требований в части возложения обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности согласно предписания ОНД ОНД г. Н. Тагила № 34\1\16 от 24.02.2011 года, а именно: двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, должны открываться по направлению выхода из здания школы в соответствии с требованиями пунктов 52, 6.17 ППБ 01-03 в срок до 31.12.2011 года в связи с добровольным исполнением данного требования (...). Определением от 30.01.2012 года производство по делу в части было прекращено (...). Требование о возложении обязанности разработать декларацию пожарной безопасности в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» представитель истца поддержала, при этом просила установить срок исполнения до 01.03.2012 года. Представитель ответчика МБОУ СОШ № 138 директор Макаренко С.В. в судебном заседании исковые требования признал. Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности города Нижний Тагил Ильина О.А., действующая на основании доверенности от ../../.... г. №... (...), в судебном заседании поддержала требование истца (л.д. ... – отзыв). Третье лицо Управление образования администрации города Нижний Тагил в лице своего представителя в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (...), причины неявки суду не известны. В материалах дела имеется отзыв третьего лица, в котором указано, что Управление образования администрации города Нижний Тагил не согласно с исковыми требованиями по следующим основаниям: МБОУ СОШ № 138 является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (пункт 1 части 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении образования Администрации города Нижний Тагил (утв. Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 30.01.2009 N 53 "О переименовании Департамента образования администрации города Нижний Тагил и утверждении Положения об управлении образования администрации города Нижний Тагил) управление образования Администрации города Нижний Тагил является уполномоченным отраслевым органом Администрации города в сфере образования. Оно контролирует, корректирует и координирует деятельность образовательных учреждений. Управление образования не является собственником имущества учреждения и не осуществляет его финансирование. В соответствии с пунктом 6.1. устава учреждения его финансирование осуществляется за счет субсидии из бюджета города Нижний Тагил, предоставляемой учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги в сфере образования. В соответствии с пунктом 1.3. Устава Учреждения собственником его имущества и учредителем является муниципальное образование город Нижний Тагил. В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В настоящее время изменена организационно-правовая форма МБОУ СОШ № 138. Оно является муниципальным бюджетным учреждением, а значит, отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом. Субсидиарной ответственности ни город Нижний Тагил, ни управление образования по его долгам не несут. В иске утверждается, что прокуратурой произведена проверка исполнения законодательства по обеспечению безопасности образовательного процесса. Между тем, в материалах дела отсутствует акт проверки (ответчиком не подписывался), о проведении проверки (предположительно внеплановой документарной) ответчик не извещался, какой - либо приказ (распоряжение) о проведении проверки ответчику не предъявлялись. В МБОУ СОШ № 138 проводилась не проверка, а мероприятие по надзору, основание проведения которого ответчику не известны. В иске утверждается, что подан он в интересах учащихся школы. Полномочия прокурора в гражданском процессе определены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Несовершеннолетние граждане либо их законные представители предположительно к прокурору за защитой своих прав не обращались. Круг лиц, чьи права (по мнению прокурора) нарушаются невыполнением требований действующих норм, определен с точностью до человека. Прием и увольнение работников, зачисление в школу определяется приказами по учреждению - то есть составляет не просто определенное количество человек, а персонально определенное количество человек. Положения статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что «заявление в защиту интересов недееспособного либо несовершеннолетнего гражданина может подано независимо от просьбы заинтересованного лица либо его законного представителя» на прокурора не распространяется и связано либо с просьбой заинтересованных лиц, либо с неопределенностью круга лиц. Права и интересы вышеназванных детей могут быть защищены путем личного обращения в суд законных представителей несовершеннолетних граждан в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку гражданский процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности подачи иска в отношении «неопределенности круга лиц» либо наличия «заявлений заинтересованных лиц» прокурор превысил свои полномочия, установленные частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Органом, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства о пожарной безопасности, является отдел государственного пожарного надзора, т.е. прокурор подменяет его функции, дублирует их. Кроме того, прокурором не представлено каких-либо сведений о том, от кого и каким образом к нему поступила информация о нарушении законодательства, т.е. им не доказаны основания для проведения проверки (...). Заслушав стороны, исследовав доказательства представленные сторонами и добытые судом, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 14 февраля, 17 февраля, 22 января, 24 февраля 2011 года отделом надзорной деятельности города Нижний Тагил проводилась плановая выездная проверка в отношении МОУ СОШ № 138 (...). По результатам проверки отделом надзорной деятельности города Нижний Тагил было вынесено предписание № 34\1\16 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, директору МОУ СОШ № 138 необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: 1. Руководителем не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности. 2. Сняты, предусмотренные проектом двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток (2 и 3 этажи). Под лестничным маршем запасной эвакуационной лестницы (у столовой) расположен склад горючих материалов. Под лестничными маршами на первом этаже хранятся горючие материалы (у мастерских мальчиков). 3. Двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, открываются не по направлению выхода из здания школы. 4. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах. 5. Отсутствует освещении на запасных эвакуационных лестницах. 6. Эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике (распределительные коробки не закрыты изоляционными крышками, соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей не выполнены при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов). 7. Не исправен 10 шлейф установки автоматической пожарной сигнализации, сняты пожарные извещатели в столовой. 8. Не разработана декларация пожарной безопасности (...). Судом установлено, что на день рассмотрения дела ответчиком не был исполнен пункт 8 предписания, данный факт не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании. В соответствии со статьей 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм закона, учитывая признание ответчиком иска, а также обстоятельств установленных судом, требования истца о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, а именно разработать декларацию пожарной безопасности в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в срок до 01.03.2012 года подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, государственная пошлина от уплаты, которой был освобожден истец при подаче искового заявления в суд, подлежит взысканию с ответчика. Руководствуясь статьями 194-198, 199, 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить обязанность на МБОУ СОШ № 138 города Нижний Тагил устранить нарушения требования пожарной безопасности согласно предписания ОНД ОНД города Нижний Тагил № 34/1/16 от 24.02.2011 года: разработать декларацию пожарной безопасности в соответствие с требованиями статьи 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в срок до 01.03.2012 года. Взыскать с МБОУ СОШ № 138 государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 рублей. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурора в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись М.В. Красакова