решение № 2- 46 о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм, правил



Мотивированное решение

изготовлено 30 января 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года

г. Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе:

председательствующего судьи СенниковойМ.А.,

с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области Волковой М.Н.,

при секретаре СоловьевойМ.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2012 по иску прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм и правил,

установил:

Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующий в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 (далее – МБОУ СОШ № 3), обратился к МБОУ СОШ № 3 с исковым заявлением о возложении обязанности исполнить предписание Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в ... от 18 июня 2009 года, а именно: помещения пищеблока оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями п. 4.4 СанПиН 2.3.6.1079-01; восстановить целостность забора в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 декабря 2011 года; со стороны ул. Перова оборудовать наружное освещение в соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 декабря 2012 года; восстановить туалеты для девочек на четвертом этаже в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2014 года; выделить помещения на каждом этаже для хранения и обработки уборочного инвентаря, оборудованные поддонами с подводкой холодной и горячей воды в соответствии с требованиями п. 4.26 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 декабря 2011 года; в помещениях начальных классов установить умывальники в соответствии с требованиями п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2013 года; на 1 этаже в классах заменить окна или отремонтировать фрамуги в соответствии с требованиями п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2012 года; исполнить предписание Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе от 08 декабря 2010 года, устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: в помещении прививочного кабинета стены облицевать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами во всю высоту помещения в соответствии с требованиями р. 1, 4.5 СанПиН 2.1.3.2630-10; в кабинете врача в месте установки раковины выполнить отделку глазурованной плиткой на высоту 1,6 м от пола на ширину более 20 см от раковины в соответствии с требованиями р. 1, 4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10; медицинский и прививочный кабинеты оборудовать смесителями с локтевыми кранами и дозаторами локтевыми с растворами антисептика в соответствии с требованиями р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 декабря 2011 года; выполнить отделку стен учебных помещений материалами, допускающими уборку влажным способом в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821 -10 в срок до 10 сентября 2013 года.

В обоснование указано, что прокуратурой Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в августе-сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке школ к 2011/2012 учебному году, в частности соблюдения санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности. Пунктом 2.1 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа в рамках основных задач учреждения предусмотрено создание учреждением благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося. В ходе проверки установлено, что муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 3 не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, а именно: допущены нарушения санитарных норм и правил. В соответствии со ст. ст. 11, 28 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В данном учреждении с 21 мая 2009 года по 18 июня 2009 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 18 июня 2009 года об устранении 24 нарушений требований санитарных норм и правил, 6 из которых до настоящего времени не устранены. С 30 ноября 2010 года по 27 декабря 2010 года Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе проводилась проверка соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выдано предписание от 08 декабря 2010 года об устранении 9 нарушений требований санитарных норм и правил, 4 из которых до настоящего времени не устранены. СанПиН 2.4.2. 178-02 утратил силу с 01 сентября 2011 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ за № 189 от 20 ноября 2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства школой к началу образовательного процесса, то есть к началу 2010-2011 учебного года должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе должны быть осуществлены меры по обеспечению санитарных норм и правил. До настоящего времени образовательным учреждением такие условия не созданы, нарушения требований санитарного законодательства не устранены, то есть не исполнены требования федерального законодательства. В результате ущемляются гарантированные государством права учащихся на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, в том числе при создании таких условий образовательным учреждением по соблюдению требований санитарного законодательства. В силу ч. 1 ст. 46, п. 1 ст.48 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с нарушением прав учащихся на охрану и укрепление здоровья во время пребывания в образовательном учреждении, прокурором Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила принято решение о предъявлении данного искового заявления в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту этих учащихся.

В судебном заседании прокурор ВолковаМ.Н. исковые поддержала, просила об их удовлетворении по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ № 3 – ХлопотоваЕ.Д., действующая на основании доверенности от 23 января 2012 года (л.д. 126), возражала против исковых требований прокурора по основания и доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что в материалах дела отсутствует акт проверки, о проведении проверки ответчик не извещался, какой-либо приказ (распоряжение) о проведении проверки ответчику поступало. В МБОУ СОШ № 3 проводилась не проверка, а мероприятие по надзору, основание которого ответчику не известно. Круг лиц, чьи права, по мнению прокурора, нарушаются невыполнением требований санитарного законодательства, определен с точностью до человека. Несовершеннолетние граждане либо их законные представители предположительно к прокурору за защитой своих прав не обращались. Права и интересы детей могут быть защищены путем личного обращения в суд законных представителей несовершеннолетних граждан в порядке, предусмотренном гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Полагает, что прокурор превысил полномочия, предусмотренные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Фактически прокурором установлены лишь факты - наличие нарушений, срок исполнения которых определен как 2012 – 2013 годы (л.д. 64-66).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Свердловской области в г. Нижний Тагил и Пригородном районе о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 124), просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил суду пояснения, в которых поддержал требования истца по п.п. 4.4 СанПин 2.3.6.1079-01; п.п. 3.1, 3.9, 4.25, 4.27, 4.28, 6.8 СанПин 2.4.2.2821-10; р. 1.п. 4.4, р.1. п.4.6, р. 1 п.5.6 СанПин 2.1.3.2630-10 (л.д. 52-53).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управление образования Администрации города Нижний Тагил о рассмотрении дела извещено (л.д. 123), явку представителя в судебное заседание не обеспечило, не сообщило об уважительности причин неявки, представило отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 70-72).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрация города Нижнего Тагила о рассмотрении дела извещено (л.д. 122), явку представителя в судебное заседание не обеспечило, не сообщило об уважительности причин неявки, отзыв не представило; на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона N 52-ФЗ являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

На основании п. 2 ст. 44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 18 июня 2009 года (далее – Предписание от 18 июня 2009 года) (л.д. 38) директору МБОУ СОШ №3 ЮровойВ.А. с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» предложено, в том числе: помещения пищеблока оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями п. 4.4 СанПиН 2.3.6. 1079-01 в срок до 01 декабря 2011 года (пункт 5 Предписания от 18 июня 2009 года); восстановить целостность забора в соответствии с требованиями п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 01 сентября 2010 года (пункт 6 Предписания от 18 июня 2009 года); со стороны ул. Перова оборудовать наружное освещение в соответствии с п.2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 01 сентября 2012 года (пункт 8 Предписания от 18 июня 2009 года); восстановить туалеты для девочек на четвертом этаже в соответствии с требованиями п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 01 сентября 2014 года (пункт 11 Предписания от 18 июня 2009 года); выделить помещения на каждом этаже для хранения и обработки уборочного инвентаря, оборудованные поддонами с подводкой холодной и горячей воды в соответствии с требованиями п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 01 ноября 2010 года (пункт 11 Предписания от 18 июня 2009 года); в помещениях начальных классов установить умывальники в соответствии с требованиями п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 01 сентября 2013 года (пункт 12 Предписания от 18 июня 2009 года); на 1 этаже в классах заменить окна или отремонтировать фрамуги в соответствии с требованиями п. 2.5.4 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 01 сентября 2012 года (пункт 17 Предписания от 18 июня 2009 года).

Предписанием главного государственного санитарного врача по гор. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 08 декабря 2010 года (л.д. 39-40) (далее – Предписание от 08 декабря 2010 года) директору МБОУ СОШ №3 с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» предложено, в том числе: в помещении прививочного кабинета стены облицевать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами во всю высоту помещения в соответствии с требованиями р. 1, 4.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 декабря 2011 года (пункт 1 Предписания от 08 декабря 2010 года); в кабинете врача в месте установки раковины выполнить отделку глазурованной плиткой на высоту 1,6 м от пола на ширину более 20 см от раковины в соответствии с требованиями р. 1, 4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 декабря 2012 года (пункт 2 Предписания от 08 декабря 2010 года); медицинский и прививочный кабинеты оборудовать смесителями с локтевыми кранами и дозаторами локтевыми с растворами антисептика в соответствии с требованиями р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 декабря 2011 года (пункт 3 Предписания от 08 декабря 2010 года); выполнить отделку стен учебных помещений материалами, допускающими уборку влажным способом в соответствии с требованиями п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02 в срок до 10 сентября 2013 года (пункт 6 Предписания от 08 декабря 2010 года).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» утратили силу - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые введены в действие с 01 сентября 2011 года (п. 2 указанного постановления).

Требования прокурора заявлены с учетом данных изменений. Выявленные Роспотребнадзором по состоянию на 18 июня 2009 года и 08 декабря 2010 года нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02, об устранении которых прокурор просит в настоящем иске, переквалифицированы на действующие с 01 сентября 2011 года пункты СанПиН 2.4.2.2821-10.

Как установлено в судебном заседании до настоящего времени в образовательном учреждении не устранены нарушения п. 4.4 СанПиН 2.3.6.1079-01; п. 3.1, 3.9, 4.25, 4.26, 4.27, 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 (предписание от 18 июня 2009 года), а также р.1, 4.4, р.1, 4.6, р.1,5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10; п. 4.28 СанПиН 2.4.2. 2821-10 (предписание от 08 декабря 2010 года).

Так, согласно п. 4.4 СанПиН 2.3.6.1079-01 производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

Согласно п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями.

Согласно п. 4.26 СанПиН 2.4.2. 2821-10 во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

Согласно п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Согласно п. 6.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

В пункте 1 Предписания от 08 декабря 2010 года Роспотребнадзором допущена, а прокурором при составлении искового заявления продублирована описка в наименовании пункта СанПиН 2.1.3.2630-10, которым предусмотрено в помещении прививочного кабинета стены облицевать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения.

Данное требование предусмотрено п. 4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10, а не 4.5, как указано в пункте 1 Предписания от 08 декабря 2010 года и иске прокурора соответственно.

Поскольку указанная описка, не оспаривалась представителем ответчика в судебном заседании, как и не оспаривалось выявленное нарушение, суд полагает возможным считать установленным факт нарушения ответчиком именно п. 4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Согласно р. 1, 4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.

Согласно р. 1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, в шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала.

В соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.

Представителем ответчика МБОУ СОШ № 3 наличие выявленных нарушений п. 4.4. СанПиН 2.3.6.1079-01; п. 3.1, 3.9, 4.27, 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 (за исключением п.п. 4.25, 4.26), а также р.1, 4.5, р.1, 4.6, р.1, 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 4.28 СанПиН 2.4.2. 2821-10, и законность предписаний Роспотребнадзора от 18 июня 2009 года (пункты 5, 6, 8, 12, 17) и от 08 декабря 2010 года (пункты 1, 2, 3, 6) не оспаривались, указывалось на то, что по мере поступления денежных средств, планируется их устранение. Равно как не оспаривалась необходимость устранения имеющихся нарушений в целях безопасности жизни и здоровья детей.

Допрошенная в качестве свидетеля Легонькова О.А., являющаяся ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил и Пригородном районе подтвердила в судебном заседании факты выявленных Роспотребнадзором нарушений санитарного законодательства МБОУ СОШ № 3. При этом пояснила, что во втором предписании от 08 декабря 2010 года указаны пункты предыдущего предписания от 18 июля 2009 года, сроки исполнения по которым на момент проведения проверки исполнения предписания истекли. Соответственно, устраненные в срок нарушения в новом предписании не указывались. В том случае, если срок устранения истек, а нарушение на момент проверки не было устранено, оно указывалось в новом предписании. Например, так произошло с пунктами 1-3 предписания от 18 июня 2009 года, которые также указаны под аналогичными пунктами в предписании от 08 декабря 2010 года. Нарушения, сроки исполнения по которым на момент проверки не истекли, в новом предписании не повторялись, что не освобождало должностное лицо, устранить выявленные ранее нарушения санитарных правил.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду прийти к выводу, что деятельность МБОУ СОШ № 3 противоречит требованиям санитарного законодательства и нарушает организацию режима работы в образовательном учреждении, а также права детей на охрану их здоровья при осуществлении данным учреждением деятельности по их воспитанию, обучению, развитию.

В связи с этим исковые требования прокурора в части возложения на образовательное учреждение обязанности устранить указанные нарушения требований санитарного законодательства (пункты 5, 6, 8, 12, 17 предписания от 18 июня 2009 года; пункты 1, 2, 3, 6 предписания от 08 декабря 2010 года), с учетом требования ст. ст. 11, 28 Закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, по которым сроки исполнения на момент рассмотрения дела истекли (пункты 5, 6 предписания от 18 июня 2009 года и пункты 1, 2, 3 предписания от 08 декабря 2010 года), учитывая отсутствие финансирования на эти цели, мнение участников, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок до 01 сентября 2012 года.

В отношении остальных пунктов предписания, сроки исполнения по которым не истекли (пункты 8, 12, 17 предписания от 18 июня 2009 года и пункт 6 предписания от 08 декабря 2010 года) суд полагает возможным предоставить ответчику срок, аналогичный сроку в предписаниях Роспотребнадзора.

Прокурором также заявлено требование о возложении на МБОУ СОШ № 3 обязанности восстановить туалеты для девочек на четвертом этаже в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2014 года (пункт 11 предписания от 18 июня 2009 года).

Суду представлен поэтажный план МБОУ СОШ № 3, согласно которому здание школы имеет только три этажа. Данное обстоятельство подтвердили представитель ответчика и свидетель Легонькова О.А., оно не оспаривалось прокурором в судебном заседании, при этом свидетель затруднилась пояснить, почему в предписании указан четвертый этаж.

Поскольку судом достоверно установлено, что в здании школы отсутствует четвертый этаж, требование прокурора о восстановлении туалетов для девочек на несуществующем этаже заведомо не исполнимо и с учетом положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено быть не может.

Отказ в удовлетворении данного требования прокурора не препятствует Роспотребнадзору возложить на директора школы обязанность устранить имеющееся нарушение в новом предписании.

Прокурором также заявлено требование о возложении на МБОУ СОШ № 3 обязанности выделить помещения на каждом этаже для хранения и обработки уборочного инвентаря, оборудованные поддонами с подводкой холодной и горячей воды в соответствии с требованиями п. 4.26 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 декабря 2011 года.

В Предписании Роспотребнадзора от 18 июня 2009 года выявленное нарушение указано в пункте 11, в котором имеется ссылка на п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Как указано выше, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратило силу с 01 сентября 2011 года в связи с введением в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

В связи с выходом новых санитарных правил, формулировка данного пункта (2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02) изменилась.

В соответствии с п. 4.26 СанПиН 2.4.2.2821-10 во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

А поскольку МБОУ СОШ № 3 не относится ни ко вновь строящимся, ни к реконструируемым общеобразовательным учреждением, положения п. 4.26 СанПиН 2.4.2.2821-10 на него не распространяются.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на МБОУ СОШ № 3 обязанности выделить помещения на каждом этаже для хранения и обработки уборочного инвентаря, оборудованные поддонами с подводкой холодной и горячей воды в соответствии с требованиями п. 4.26 СанПиН 2.4.2.2821-10 не имеется.

При оценке возражений представителя ответчика относительно способа прокурорской проверки суд учитывает, что проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, посещающих образовательное учреждении, в частности, соблюдения санитарных норм и правил, прокуратурой проведена в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации". При этом в силу ст. 21 указанного Закона предметом надзора прокуратуры за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

По результатам проверки прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, что является одним из способов прокурорского реагирования.

Отсутствие акта проверки о неправомерности такой проверки не свидетельствует и не ставит под сомнение ее законность. Более того, действующим законодательством о прокуратуре, составление такого акта не предусмотрено.

Таким образом, проводя проверку, выявляя нарушения и обращаясь в суд с иском о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. Настоящий иск прокурором заявлен в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах в интересах учащихся школы, то есть неопределенного круга лиц.

При этом, вопреки утверждению представителя ответчика, круг лиц, находящихся в здании школы (дети, их родители и сотрудники), не является постоянным, так как очевидно, что ученики не могут быть всегда одними и теми же лицами. Данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика, указавшей на то, что в течение учебного года численность учеников в школе меняется.

При таких обстоятельствах суд находит не обоснованными доводы представителя ответчика о превышении прокурором полномочий, установленных ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что Роспотребнадзором проведена проверка в сентябре 2011 года и вынесено новое предписание № 01-17-12/5764 от 12 сентября 2011 года (л.д. 79), в котором отсутствуют нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора, не может служить основанием для освобождения ответчика устранить выявленные ранее нарушения.

В новом предписании на директора школы возложена обязанность устранения нарушений, выявленных ранее и указанных в предписаниях от 21 августа 2008 года, 18 июня 2009 года, 08 декабря 2010 года, сроки устранения которых на момент проверки 12 сентября 2009 года истекли (л.д. 81 – акт проверки), фактически новым предписанием продлены сроки по неисполненным пунктам предписаний.

Прокурор обращается с настоящим иском в суд и просит устранить нарушения, указанные в предписаниях от 18 июля 2009 года и 08 декабря 2010 года, сроки устранения по которым не истекли как на момент проведения прокурорской проверки, так и на момент проведения проверки Роспотребнадзора, а также на момент предъявления иска в суд.

Отсутствие в предписании от 12 сентября 2012 года ранее выявленных нарушений (указанных прокурором в иске) связано с тем, что по другим пунктам предписаний от 18 июня 2009 года, 08 декабря 2010 года сроки их исполнения на момент проверки не истекли. Таким образом, обязанность их устранения сохраняется. Данный факт подтвердила и свидетель Легонькова О.М., пояснившая, что в ближайшее время в школе планируется проверка на предмет выполнения требований предписаний Роспотребнадзора на основании истечения срока исполнения по отдельным пунктам.

В соответствии с ч. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 устранить нарушения требований санитарного законодательства согласно предписания Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе от 18 июня 2009 года:

помещения пищеблока оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями п. 4.4 СанПиН 2.3.6.1079-01 в срок до 01 сентября 2012 года;

восстановить целостность забора в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2012 года;

со стороны ул. Перова оборудовать наружное освещение в соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2012 года;

в помещениях начальных классов установить умывальники в соответствии с требованиями п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2013 года;

на первом этаже в классах заменить окна или отремонтировать фрамуги в соответствии с требованиями п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 01 сентября 2012 года;

согласно предписания Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе от 08 декабря 2010 года:

в помещении прививочного кабинета стены облицевать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами во всю высоту помещения в соответствии с требованиями р. 1, п. 4.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 сентября 2012 года;

в кабинете врача в месте установки раковины выполнить отделку глазурованной плиткой на высоту 1,6 м от пола на ширину более 20 см от раковины в соответствии с требованиями р. 1, п. 4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в срок до 01 сентября 2012 года;

медицинский и прививочный кабинеты оборудовать смесителями с локтевыми кранами и дозаторами локтевыми с растворами антисептика в соответствии с требованиями р. 1, п. 5.6 СанПиН 2.1.3. 2630-10 в срок до 01 сентября 2012 года;

выполнить отделку стен учебных помещений материалами, допускающими уборку влажным способом в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2. 2821-10 в срок до 01 сентября 2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 государственную пошлину в размере 200 рублей в местный бюджет.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Сенникова