Решение по гражданскому делу № 2-366/2012 в окончательной форме принято 19.02.2012. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 февраля 2012 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Колядина А.В., с участием прокурора Копаевой О.В., при секретаре Бересневой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ведерникова Е. А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №... Климан С. В., установил: Заявитель Ведерников Е.А., в лице представителя Арасланова С.Н., действующего на основании нотариальной доверенности, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, требуя признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №... от ../../.... г. «О регистрации Климан С. В. кандидатом в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №...». В обоснование требований заявитель указал следующее. Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу №... (далее - ОИК №...) ../../.... г. своим решением №... зарегистрировала заявителя Ведерникова Е.А. в качестве кандидата в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.... В этот же день ../../.... г. ОИК №... решением №... зарегистрировала в качестве кандидата в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №... Климан С.В. Заявитель считает решение о регистрации Климан С.В. в качестве кандидата в депутаты незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Подписные листы, представленные Климан С.В. в ОИК №..., изготовлены не по форме, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а по форме, установленной Избирательным кодексом Свердловской области. Таким образом, все 100% подписей, представленных Климан С.В., должны быть признаны недействительными. В соответствии с пп. «д» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление десяти и более процентов недействительных подписей. В результате чего ОИК №... должна была отказать Климан С.В. в регистрации ее в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №.... Воспользовавшись предусмотренным процессуальным законом правом, представитель заявителя Арасланов С.Н. дополнил основания заявленных требований (л.д. 89). В дополнение оснований последний указал, что в соответствии с п. 12 ст. 37 указанного Федерального закона при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей, собственноручно указывает дату своего рождения. Образец подписного листа в Приложении №... к Федеральному закону также содержит требование указывать дату рождения сборщика подписей. Во всех подписных листах кандидата в депутаты Климан С.В. даты рождения сборщиков подписей отсутствуют. Заявитель Ведерников Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя Арасланова С.Н. (л.д. 81). Представитель заявителя Арасланов С.Н., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ../../.... г. серии <...>7 (л.д. 83), поддержал доводы заявления, просил требования удовлетворить. Представитель заинтересованного лица ОИК №... секретарь ОИК №... Г.П., действующая на основании доверенности от ../../.... г., возражала против удовлетворения требований заявителя Ведерникова Е.А., полагая их необоснованными, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование возражений пояснила следующее. Подписные листы, представленные Климан С.В., по форме соответствуют приложению №... Избирательного кодекса <...> и Приложению №... к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», за исключением указания даты рождения сборщика подписей, при удостоверении им подписного листа. Наличие даты рождения обеспечивает исключение из участия в сборе подписей лиц, не достигших 18 лет на момент проведения данной деятельности (п. 4 ст. 48 Избирательного кодекса Свердловской области). ОИК №... при проверке подписных листов, представленных Климан С.В., были признаны достоверными 247 подписей, недостоверными 11 подписей, что составляет 4,45% от числа собранных подписей. Следовательно, решение ОИК №... соответствует действующему законодательству. Доводы возражений отражены в письменных возражениях (л.д. 95-96). Заинтересованное лицо Климан С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 79). В письменных возражениях просит отказать заявителю в удовлетворении требований. В обоснование возражений указала, что подписные листы изготовлены в соответствии с Приложением №... к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации», оснований для признания подписей недействительными у ОИК №... не имелось (л.д. 80). Заслушав представителя заявителя Арасланова С.Н., председателя ОИК №... Г.П., заключение прокурора Копаевой О.В. об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя Ведерникова Е.А., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, к которым относятся дела по защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В соответствии с ч. 3 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата вправе обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. В соответствии с ч. 3 ст. 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 5 ст. 78 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в действующей редакции) заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного); решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования. Согласно ч. 2 ст. 78 указанного Федерального закона, жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит. Заявителем Ведерниковым Е.А. соблюдены предусмотренные законом сроки для обращения в суд, поскольку обжалуемое заявителем решение №... было принято ОИК №... ../../.... г., с заявлением в суд заявитель обратился ../../.... г. (л.д. 2-3, 18-20). Правовое регулирование отношений в области избирательного права осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также федеральным законодательством – Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, Законом РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ, а также законодательством субъекта федерации – Избирательным кодексом Свердловской области, принятым законом Свердловской области от 29.04.2003 № 10-ОЗ (в действующей редакции от 09.11.2011). В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее - Закон РФ № 67) гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 9 Избирательного кодекса Свердловской области – Закона Свердловской области от 29.04.2003 № 10-ОЗ (далее – Избирательный кодекс Свердловской области) гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным по достижении возраста восемнадцати лет - депутатом представительного органа муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ № 67 и ст. 11 Избирательного кодекса Свердловской области выборы депутатов в органы местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Судом установлено, что решением Нижнетагильской городской Думы пятого созыва от 12.11.2011 № 56 была назначена дата выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы шестого созыва на 04.03.2012 (л.д. 12). В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 138 и ст. 41 Избирательного кодекса Свердловской области депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, одному или нескольким многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования. В соответствии с п. 1 и ч. 3 ст. 20 Закона РФ № 67 и ст. 15 Избирательного кодекса Свердловской области в Российской Федерации действуют, помимо прочих, окружные избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов. В силу п. 1 ст. 25 Закона РФ № 67 окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Согласно п. 1 ст. 20 Избирательного кодекса Свердловской области окружные избирательные комиссии формируются в случаях проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Пунктом 4 ст. 20 Избирательного кодекса Свердловской области установлено, что в одномандатном избирательном округе число членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории округа, и составляет при числе избирателей свыше 10 000 избирателей – 9 членов окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решением избирательной комиссии <...> от ../../.... г. №... «О формировании окружной избирательной комиссии по выборам депутата Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №...» членами ОИК №... с правом решающего голоса были назначены 9 человек: А.В., Т.П., С.Н., Г.П., С.Н.1, Е.Н., Л.Ю., И.Б. Председателем ОИК №... назначен С.Н. (л.д. 13-14). В соответствии со ст. 25 Закона РФ № 67 и ст. 27 Избирательного кодекса Свердловской области окружная избирательная комиссия при подготовке выборов депутатов представительного органа муниципального образования, помимо прочих полномочий, осуществляет регистрацию кандидата в депутаты, их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца. В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона РФ № 67 и п. 1 ст. 43 Избирательного кодекса Свердловской области граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ № 67 непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено, в том числе, выдвижением избирательным объединением. Судом установлено, что заявитель Ведерников Е.А. выдвинут кандидатом в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №... в порядке самовыдвижения. Решение №... о регистрации его в качестве кандидата принято ОИК №... ../../.... г. (л.д. 15-17). Из материалов дела следует, что тогда же ../../.... г. ОИК №... принято решение №... о регистрации в качестве кандидата в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №... заинтересованного лица Климан С.В. в порядке самовыдвижения (л.д. 18-20). Суд полагает установленным факт своевременного обращения кандидатов в ОИК №... с целью регистрации. Согласно ч. 6 ст. 76 Закона РФ № 67 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Из текста пп. «д» п. 24 ст. 38 Закона РФ № 67 следует, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Там же в пп. «и» п. 6.4 определено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пп. 9 и 10 ст. 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 настоящего Федерального закона. В ходе судебного заседания исследованы все подписные листы, представленные кандидатом в депутаты Климан С.В. (л.д. 21-78). Судом установлено, что форма подписных листов полностью соответствует требованиям Закона РФ № 67: все графы таблицы и содержание соответствуют форме подписного листа, закрепленного Приложением № 8 к Закону. Таким образом, довод заявителя и его представителя о том, что форма подписных листов не соответствует требования Федерального закона, является необоснованным. В то же время в судебном заседании подтвердился довод заявителя о том, что данные лиц, осуществлявших сбор подписей и заверивших подписные листы (сборщики подписей), не содержит указания на дату рождения этих лиц. Сборщиками подписей в поддержку кандидата Климан С.В. являлись Е.Н.1, Е.А., Н.Ю., А.Н., С.В., С.А., Н.В., А.С., М.М. (всего 9 человек – л.д. 21-78). В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона РФ №... в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Там же в части 6-й определено, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Частью 7-й установлено, что право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. В ходе судебного разбирательства не установлено, что сборщики подписей в пользу Климан С.В. не достигли возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Как пояснила представитель ОИК №... Г.П., одновременно со сдачей подписных листов в комиссию были представлены документы (копии), удостоверяющих личность сборщиков подписей – паспорта граждан Российской Федерации. Таким образом, члены комиссии удостоверились в том, что требования Закона относительно возрастного ценза сборщиков подписей не были нарушены. Обратное суду не было доказано. Оценив установленные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание закрепленное ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации право граждан быть избранными в органы местного самоуправления, суд полагает, что не могут быть признаны недействительными подписные листы, представленные Климан С.В. в ОИК №..., лишь по формальному основанию отсутствия в листах указания даты рождения сборщиков подписей. Судом установлено, что фактически указанные лица соответствовали требованиям закона. Таким образом, не имеется и оснований для признания незаконным решения ОИК №... от ../../.... г. №... о регистрации Климан С.В. в качестве кандидата в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва. В удовлетворении требований заявителя Ведерникова Е.А. и его представителя Арасланова С.Н. надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требования Ведерникова Е. А. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №... от ../../.... г. «О регистрации Климан С. В. кандидатом в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №...» - отказать. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья А.В. Колядин