Решение по гражданскому делу № 2-338/2012 в окончательной форме принято 11.03.2012 (10.03.2012 выходной день). РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 марта 2012 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи КолядинаА.В., с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора СлепухинаР.В., при секретаре БересневойЮ.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» о возложении обязанности разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установил: Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее – ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области) с исковым заявлением о 1)признании незаконной деятельности по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ; 2)возложении на ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности в срок до 01 сентября 2012 года провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В обоснование указано, что в ходе проверки ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором выявлены нарушения природоохранного законодательства, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха. В судебном заседании заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора СлепухинР.В. заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области ВолоховаС.Л., действующая на основании доверенности от 01 марта 2011 года, МереленкоЛ.В., действующая на основании доверенности от 01 марта 2011 года, возражали против предъявленных исковых требований по основания и доводом, изложенным в возражениях на исковое заявление. Указанные возражения сводятся к следующему: организация-ответчик является казенным учреждением, имеет целевое финансирование, необходимы денежные средства на проведение работ, направленных на соблюдение требований законодательства по охране атмосферного воздуха, на момент вынесения прокуратурой представления отсутствовали. Кроме того, указанный истцом срок исполнения обязанности не представляется реальным. Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) подтверждается внесение записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 7). Постановка на налоговый учет ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области по месту нахождения на территории Свердловской области также подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 8). ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области является действующей российской организацией, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 9-18). Согласно экспертному заключению № 186 по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области с 17 июня 2009 года допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух (л.д. 19-22). Постановлением от 17 ноября 2011 года в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ (выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения) (л.д. 24-25). Согласно указанным в постановлении пояснениям представителя учреждения по факту правонарушения с выявленным правонарушением представитель согласен (л.д. 24-25). Постановлением о назначении административного наказания от 14 декабря 2011 года ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области привлечено к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе от гаража, в котором производится стоянка служебного транспорта учреждения (5 единиц автотранспорта), периодически осуществляемых на территории учреждения сварочных работ, работ по строительству бани (л.д. 26-28). Этим же постановлением установлено, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ учреждением не проведена. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не установлены (л.д. 26, оборот). Постановлением от 17 ноября 2011 года в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов) (л.д. 29-30). Постановлением главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Свердловской области от 23 декабря 2011 года в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области вынесено предупреждение за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ (л.д. 31). В адрес начальника ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области 15 ноября 2011 года вынесено представление об устранении нарушения природоохранного законодательства. Было предъявлено требование принять меры по разработке нормативов ПДВ, ПНООЛР, оформлению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчету и своевременному внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, организации производственного экологического контроля (л.д. 32-33). Согласно представленным сведениям ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в адрес Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора планируется заключение договоров на оформление паспортов отходов (л.д. 35), будут произведены расчеты и внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду после получения проектов (л.д. 36), в ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области запрещено сжигание отходов (л.д. 37), место для временного сбора и накопления бытовых отходов приведено в соответствие с санитарными нормами и правилами (л.д. 38). Согласно п.1.1 договора от 21 февраля 2012 года, заключенного между ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области (заказчик) и ООО «Экон» (исполнитель) последний принимает на себя обязательства по проведению инвентаризации и разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. Согласно п.1.1 договора от 27 февраля 2012 года, заключенного между ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области (заказчик) и ООО «Экон» (исполнитель) последний принимает на себя обязательства по обоснованию отнесения отходов к классам опасности, паспортизации данных отходов. Исходя из изученных материалов дела, пояснений сторон, судом достоверно установлено, что в настоящее время ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области осуществляет деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ. Также судом достоверно установлено, что ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Приказом Минприроды РФ от 31 декабря 2010 № 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, а также Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию. Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Как установлено ч.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Следовательно, ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение ч.3 ст.12, ч.1 ст.14, ч.1 ст.22, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ. В связи с изложенным, деятельность ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ, противоречит ч.3 ст.12, ч.1 ст.14, ч.1 ст.22, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», соответственно, незаконна. Довод ответчика об отсутствии необходимых денежных средств для выполнения соответствующих работ суд находит несостоятельным: действующее законодательство об охране атмосферного воздуха (в частности ч.3 ст.12, ч.1 ст.14, ч.1 ст.22, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») не ставит в зависимость исполнение указанных обязанностей от наличия или отсутствия финансирования. При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая во внимание обязательность требований в области охраны атмосферного воздуха, объем предстоящих работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и получении в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полагает необходимым предоставить ответчику срок до 01.09. 2012. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 8 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить. Признать незаконной деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников федерального казенного учреждения «Колония-поселение №48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ. Возложить обязанность на федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» обязанность в срок до 01.09.2012 провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Взыскать с федерального казенного учреждения «Колония-поселение №48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» государственную пошлину в размере 8000 руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил. Судья А.В.Колядин