решение № 2- 339/2012 об обязанности разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух



Решение по гражданскому делу № 2-339/2012 в окончательной форме принято 11.03.2012 (10.03.2012 выходной день).

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2012 года город Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи КолядинаА.В.,

с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора СлепухинаР.В.,

при секретаре БересневойЮ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/2012 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» о возложении обязанности разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

установил:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее – ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области) с исковым заявлением о

1)признании незаконной деятельности по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ;

2)возложении на ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности в срок до 01 июля 2012 года разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В обоснование указано, что в ходе проверки ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором выявлены нарушения природоохранного законодательства, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха.

В судебном заседании заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора СлепухинР.В. заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области ПермяковК.С., действующий на основании доверенности от 23 января 2012 года, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) подтверждается внесение записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 7).

Постановка на налоговый учет ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области по месту нахождения на территории Свердловской области также подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 8).

ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области является действующей российской организацией, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 9-11).

Согласно экспертному заключению № 185 по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» деятельность ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух учреждением не проведена. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу не разработан. Помещения для содержания крупного рогатого скота и свиней являются стационарными источниками. К передвижным источникам выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия относятся транспортные средства учреждения. ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, имея источники выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух, в период с 01 января 2010 года и по настоящее время допускает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В учреждении имеются передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферу – 12 единиц автотранспорта (л.д. 12-16).

Постановлением от 17 ноября 2011 года в отношении ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов) (л.д. 23-24). Согласно указанным в постановлении пояснениям представителя учреждения по факту правонарушения с выявленным правонарушением представитель согласен (л.д. 23-24).

Постановлением главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Свердловской области от 23 декабря 2011 года в отношении ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области вынесено предупреждение за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ (л.д. 25).

Постановлением от 17 ноября 2011 года в отношении начальника ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области Магеррамова А.С. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов) (л.д. 26-27). Согласно указанным в постановлении пояснениям по факту правонарушения с выявленным правонарушением МагеррамовА.С. согласен (л.д. 26-27).

Постановлением главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Свердловской области от 20 декабря 2011 года в отношении начальника ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области МагеррамоваА.С. наложен штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ (л.д. 28).

Постановлением от 17 ноября 2011 года в отношении ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ (выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения) (л.д. 29). Согласно указанным в постановлении пояснениям представителя учреждения по факту правонарушения с выявленным правонарушением представитель согласен (л.д. 29).

Постановлением о назначении административного наказания от 14 декабря 2011 года ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области привлечено к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 11 стационарных источников выбросов, в том числе от помещения для содержания крупного рогатого скота, свиней, птичника, столярной мастерской, оборудованной 6 деревообрабатывающими станками, хлебопекарни, навозохранилища (л.д. 30-31).

15 ноября 2011 года в адрес начальника ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области вынесено представление об устранении нарушения природоохранного законодательства. Было предъявлено требование принять меры по внесению изменений в нормативы ПДВ, ПНООЛР, оформлению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчету и своевременному внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, оформлению паспортов на опасные отходы и лицензии на обращение с опасными отходами, организации производственного экологического контроля (л.д. 38-39).

Согласно представленным сведениям ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства (л.д. 42-45).

Исходя из изученных материалов дела, пояснений сторон, судом достоверно установлено, что в настоящее время ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области осуществляет деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ.

Также судом достоверно установлено, что ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области не разработало и не утвердило нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ, а также не получило разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Как установлено ч.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Следовательно, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение ч.3 ст.12, ч.1 ст.14, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не разработало и не утвердило нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ, а также не получило разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ.

В связи с изложенным, деятельность ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ, противоречит ч.3 ст.12, ч.1 ст.14, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», соответственно, незаконна.

Довод ответчика об отсутствии необходимых денежных средств для выполнения соответствующих работ суд находит несостоятельным: действующее законодательство об охране атмосферного воздуха (в частности ч.3 ст.12, ч.1 ст.14, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») не ставит исполнение указанных обязанностей в зависимость от наличия или отсутствия финансирования.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписанные действия, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая во внимание обязательность требований в области охраны атмосферного воздуха, объем предстоящих работ по разработке и утверждению нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получении в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полагает необходимым предоставить ответчику срок до 01 июля 2012 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 8 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконной деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Росприроднадзора РФ.

Возложить обязанность на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» обязанность в срок до 01 июля 2012 года разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить в Уральском Управлении Росприроднадзора РФ разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» государственную пошлину в размере 8000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья А.В.Колядин