Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 марта 2012 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В., при секретаре Серебряковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-428 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области о признании незаконной деятельности по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников, возложении обязанности разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ, УСТАНОВИЛ: Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области (далее по тексту ФКУ ИК-5) и просит признать незаконной деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Ростехнадзора; обязать ФКУ ИК-5 в срок до 01.07.2011 разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить разрешение в Уральском Управлении Росприроднадзора Российской Федерации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Исковые требования обоснованы следующим. В октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверено исполнение природоохранного законодательства в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области. Выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе, нарушения в области охраны атмосферного воздуха. Согласно экспертному заключению специалистов ГКУ СО «ЦЭМиК» от 5-20.10.2011 №... ФКУ ИК-5 осуществляет выбросы таких загрязняющих веществ, как аммиак, сероводород, метан, метанол, фенол, оксид сажа, оксид железа, пыль древесная и другие. С учетом изложенного, вышеуказанная деятельность противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. В судебном заседании заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухин Р.В., действуя в защиту неопределенного круга лиц, поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить в полном объеме, признать незаконной деятельность по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Ростехнадзора; обязать ФКУ ИК-5 в срок до 01.07.2011 разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить разрешение в Уральском Управлении Росприроднадзора Российской Федерации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Борчанкина С.А., действующая на основании доверенности от ../../.... г. (л.д. ...), исковые требования признала частично, суду пояснила, что ФКУ ИК-5 является участником бюджетного процесса и получателем бюджетным денежных средств. Для финансирования необходимых мероприятий должна быть оплачена государственная пошлина из федерального бюджета Российской Федерации или за счет дополнительного финансирования, на которое они должны запросить денежные средства у распорядителя, которым является ГУФСИН по Свердловской области, и внести соответствующие изменения в смету доходов и расходов учреждения. Учреждение не имеет право заключать договоры на производство каких-либо работ, пока на счете учреждения нет денежных средств. Для использования средств с дополнительного финансирования, также необходимо получить соответствующее разрешение. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области является действующей российской организацией, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. ...). Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается внесение записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. ...). Постановка на налоговый учет ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области по месту нахождения на территории Свердловской области также подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. ...). В судебном заседании установлено, что в октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверено исполнение природоохранного законодательства в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области, выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе, нарушения в области охраны атмосферного воздуха. Помимо деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы на территории ФКУ ИК-5 осуществляются швейное производство, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие работы, прессование макулатуры и полимерных отходов, изготовление шлакоблока, пеноблока, разведение птиц и свиней, производство хлеба для собственных нужд, что следует из справки о производственной деятельности ФКУ ИК-5 (л.д. ...). Вышеперечисленные виды деятельности, осуществляемые исправительной колонией, связаны с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно экспертному заключению специалистов ГКУ СО «ЦЭМиК» от 5-20.10.2011 №... ФКУ ИК-5 осуществляет выбросы таких загрязняющих веществ, как аммиак, сероводород, метан, метанол, фенол, оксид сажа, оксид железа, пыль древесная и другие (л.д. ...). Как следует из сведений об охране атмосферного воздуха за 2010 год (л.д. ...), ФКУ ИК-5 имеет 11 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2010 году учреждением выброшено в атмосферный воздух 3,399 тонн загрязняющих веществ. ФКУ ИК-5 не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработаны и не утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выброс загрязняющих веществ осуществляется без наличия специального разрешения, тем самым нарушены требования ст.ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 14, 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Таким образом, ФКУ ИК-5 нарушает требования ст.ст. 8, 11, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещений, и п.4.1.1, 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Согласно пунктам 3.3, 3.6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» к полномочиям территориальных органов Росприроднадзора Российской Федерации относится установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих), выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Вышеуказанные нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха непосредственным образом влекут за собой вредное воздействие на атмосферный воздух, экологическое состояние окружающей природной среды, благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредное воздействие на человека. По итогам проверки заместителем Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухиным Р.В. 16.11.2011 возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ФКУ ИК-5 по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения (л.д. ...), и по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарных норм и требований, в том числе, связанных с охраной атмосферного воздуха (л.д. ...). Также 16.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в отношении начальника ФКУ ИК-5 ФИО (л.д. ...). Постановлением Росприроднадзора Российской Федерации от 14.12.2011 (л.д. ...) и постановлением главного санитарного врача ГУФСИН по Свердловской области от 23.12.2011 №... (л.д. ...) ФКУ ИК-5 привлечено к административной ответственности. 15.11.2011 заместителем Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухиным Р.В. в адрес начальника ФКУ ИК-5 внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. ...). Из ответа начальника ФКУ ИК-5 на представление прокурора следует, что каких-либо реальных мер по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не принято, нарушения продолжаются (л.д. ... Исходя из материалов дела, пояснений сторон, судом достоверно установлено, что в настоящее время ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области не разработало и утвердило в органах Росприроднадзора Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Как установлено п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Следовательно, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработало и не утвердило в территориальном органе Росприроднадзора Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Таким образом, нарушения санитарного, экологического законодательства, выразившиеся в выбросе загрязняющих веществ от стационарных источников ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, значительно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, руководствуясь нормами материального и процессуального права, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о признании деятельности ФКУ ИК-5 по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников незаконной, возложении обязанности разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ, законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме. В иске прокурор просит установить срок для выполнения обязанностей до 01.07.2011, но, учитывая, что указанная дата уже прошла, принимая во внимание объем предстоящих работ, значительные материальные затраты, которые необходимо получить, суд полагает возможным предоставить ответчику разумный срок для выполнения обязанности - до 01.01.2013. Довод ответчика об отсутствии необходимых денежных средств для выполнения соответствующей обязанности, суд находит несостоятельным, действующее законодательство об отходах производства и потребления (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») не ставит в зависимость исполнение указанной обязанности от наличия или отсутствия финансирования. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлены два требования неимущественного характера, которые удовлетворены в полном объеме, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области, удовлетворить. Признать незаконной деятельность Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Уральским Управлением Ростехнадзора. Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области разработать и утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов вредных веществ и получить разрешение в Уральском Управлении Росприроднадзора Российской Федерации на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в срок до 01.01.2013. Взыскать с Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб. 00 коп. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья Володина Т.Э.